САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 23:3919-04-2024
Пятница

 
Журнал "Главбух"
Материал предоставлен журналом "Главбух"

Изменения в учете и налогообложении.

"Детские" вычеты - новые условия
При расчете налога на доходы физических лиц доходы граждан уменьшаются на сумму стандартных налоговых вычетов. При этом, если у работника есть дети, уменьшить свой доход можно сразу на два вычета: на себя и ребенка. С Нового года размер вычета на детей возрос с 300 до 600 руб. Такие изменения в статью 218 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. ≤ 203-ФЗ.
Кроме того, в прошлом году вычет применялся до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, не превысит 20 000 руб. Теперь же этот порог увеличен вдвое. С 1 января 2005 года налоговый вычет не предоставляется начиная с месяца, в котором доход работника превысит 40 000 руб.
Обратите внимание: лимит годового дохода повышен только для вычетов на детей. Стандартный налоговый вычет, который полагается каждому сотруднику (если он не имеет права на вычеты в размере 500 или 3000 руб.), по-прежнему составляет 400 руб. и предоставляется до того момента, пока доход работника не превысит 20 000 руб.
Пример
Оклад работника ООО "Парус" Михайлова О.П. в I квартале 2005 года составляет 15 000 руб. в месяц. Сотрудник женат и у него есть дочь пяти лет. Поэтому Михайлов имеет право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 400 руб., а также на "детский" вычет в сумме 600 руб.
Таким образом, в январе 2005 года облагаемый доход работника составит:
15 000 руб. - 400 руб. - 600 руб. = 14 000 руб.
Сумма налога с него будет равна 1820 руб. (14 000 руб. x 13%).
В феврале доход Михайлова с начала года превысит 20 000 руб. и составит 30 000 руб. (15 000 + 15 000). Следовательно, работник потеряет право на вычет в сумме 400 руб., а вот право на "детский" вычет за ним останется. Сумма НДФЛ, которую нужно удержать бухгалтеру из дохода работника в феврале, составит:
(15 000 руб. - 600 руб.) x 13% = 1872 руб.
В марте доход работника с начала года составит 45 000 руб. (30 000 + 15 000). Эта сумма больше 40 000 руб., поэтому Михайлов теряет право на оба вычета: НДФЛ будет облагаться вся сумма зарплаты. Сумма налога с зарплаты за март составит 1950 руб. (15 000 руб. x 13%).
Отметим и другие изменения в порядке предоставления вычетов на детей. В старой редакции статьи 218 Налогового кодекса РФ было сказано, что право на такой вычет имеют родители ребенка (или супруги родителей), а также опекуны или попечители (если нет родителей). Теперь же к этому перечню добавились приемные родители ребенка. Кроме того, с 1 января 2005 года налоговый вычет производится на учащегося любой очной формы обучения в возрасте до 24 лет, а не только дневной, как было раньше.
Обратите внимание: налоговый вычет удваивается в том случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы. В прежней редакции Налогового кодекса РФ такая норма отсутствовала.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. ≤ 203-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 1 за 2005 год. Глава 23 Налогового кодекса РФ в новой редакции опубликована в журнале "Документы и комментарии" ≤ 2 за 2005 год.
Действует с 1 января 2005 года.

Чиновники придумали очередные правила: привыкайте к изменившейся платежке
С платежным поручением получилось "как всегда": одно изменение повлекло за собой много новых правил и ограничений. Лишь изменились коды бюджетной классификации, как минфиновцы в заполнении этого бланка почему-то переиначили многое. Снова бухгалтеру запоминать, привыкать. Ведь если ошибиться хотя бы с одним значком, деньги могут уйти в другой бюджет или "повиснут". А инспекторы ждать не заставят - потребуют недоимку, штраф и пени.
Итак, с 1 января 2005 года, перечисляя налоги в бюджет, платежное поручение надо заполнять по новым правилам. Этому посвящен приказ Минфина России от 24 ноября 2004 г. ≤ 106н (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. ≤ 6187).
Поля 60, 61, 102 и 103 заполняются так же, как и раньше. А именно по строкам 60 и 102 нужно указывать ИНН и КПП организации. Если налог перечисляет предприниматель, то в поле 102 надо записать ноль.
В полях 61 и 103 - ИНН и КПП налоговой инспекции, внебюджетного фонда или таможни, которые являются получателями платежа.
В поле 8 теперь нужно указывать:
- юридическим лицам - название организации или ее обособленного подразделения;
- предпринимателям - фамилию, имя, отчество и в скобках "ИП";
- нотариусам - фамилию, имя, отчество, а в скобках "нотариус";
- адвокатам - фамилию, имя, отчество, в скобках "адвокат";
- главам крестьянских (фермерских) хозяйств - фамилию, имя, отчество, а в скобках "КФХ";
- иным гражданам - фамилию, имя, отчество, а также место жительства.
По-новому заполняется поле 101. Здесь показывают статус налогоплательщика. Так, если налог перечисляет организация, ставят 01. Исключение - случаи, когда фирма является налоговым агентом, тогда следует занести код 02.
Предпринимателю, заполняющему платежку, нужно проставлять значение 09. Нотариусу надо указать 10, адвокату - 11, главе крестьянского (фермерского хозяйств) - 12, а иным физическим лицам - 13.
Очень важный момент: теперь если налогоплательщик перечисляет в бюджет ЕСН, начисленный с выплат физическим лицам, то в поле 101 следует записывать специальный код 14.
В поле 104 платежного поручения отныне нужно заносить новые двадцатизначные коды бюджетной классификации. Значения КБК утверждены Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. ≤ 174-ФЗ. С 1 января 2005 года банки не принимают платежки со старыми семизначными кодами. Новые коды вы можете посмотреть на странице 100.
Еще один нюанс: в Федеральном законе ≤ 174-ФЗ КБК указываются с пробелами. Однако в платежке коды должны быть без них. Многие банки не принимают платежные поручения, в которых КБК с пробелами.
В поле 105 ставят ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления. А вот в поле 106 объясняют основание платежа:
- ТП - платежи текущего года;
- ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам;
- ТР - погашение задолженности по требованию налоговой инспекции;
- АП - погашение задолженности по акту проверки;
- АР - погашение задолженности по исполнительному документу.
В поле 107 платежного поручения следует отражать показатель налогового периода, состоящий из 10 знаков. Первые два знака означают периодичность уплаты налога (МС - месячные платежи, КВ - квартальные, ПЛ - полугодовые, ГД - годовые).
Четвертый и пятый знаки - это номер месяца текущего отчетного периода (для месячных платежей), номер квартала (для квартальных платежей), номер полугодия (для полугодовых платежей). Если налог уплачивается один раз в год, то четвертым и пятым знаками должны быть нули.
А с седьмого по десятый знаки поля 107 стоит показатель года, за который фирма перечисляет налог.
Например, организация уплачивает налог на прибыль исходя из фактического дохода за предыдущий месяц. Тогда, перечисляя платеж за январь 2005 года, в поле 107 ей нужно указать "МС.01.2005".
В поле 108 записывают данные о документе, на основании которого деньги перечисляются в бюджет. Так, если налог платится на основании декларации, то нужно проставить ноль. А в поле 109 в этом случае указывается дата декларации.
В поле 110 платежного поручения необходимо сообщить тип платежа. При этом применяются следующие обозначения:
- НС - налог или сбор;
- ПЛ - платеж;
- ГП - государственная пошлина;
- ВЗ - взнос;
- АВ - авансовый платеж или предоплата;
- ПЕ - пени;
- ПЦ - проценты;
- СА - санкции, установленные Налоговым кодексом РФ;
- АШ - административные штрафы;
- ИШ - иные штрафы.
Обратите внимание: значение "ВЗ" фирма должна проставлять при уплате взносов в Пенсионный фонд РФ или ФСС России. Напомним, что раньше в этих случаях в поле 110 платежки указывали НС.
Приведем образец платежного поручения на перечисление НДС за январь 2005 года.

Приказ Минфина России от 24 ноября 2004 г. ≤ 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ" опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги право" ≤ 1, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 1, 2005.
Вступает в силу с 1 января 2005 года.

Еще два ограничения для "упрощенщиков"
Недавно Федеральный закон ≤ 205-ФЗ внес изменения в главу 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения". В результате чего с "упрощенки" можно слететь не только из-за роста выручки или стоимости активов, но и из-за слишком большой доли юрлица в уставном капитале или численности работников. Однако обратите внимание: эти изменения начнут действовать только с 1 января 2006 года.
Законодатели напомнили, что налогоплательщик не должен применять упрощенную систему, если он заработал больше 15 000 000 руб. или остаточная стоимость его основных средств и нематериальных активов превысила 100 000 000 руб. И тут же уточнили: то же происходит и в случаях, предусмотренных в подпунктах 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Там говорится, что фирмы, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе перейти на "упрощенку". Не могут применять этот режим и те предприятия, на которых средняя численность работников превышает 100 человек.
Судя по всему, этот Закон был выпущен во избежание налоговых споров. Дело в том, что еще 5 августа 2004 г. Минфин России издал письмо ≤ 03-03-02-04/1/2, где чиновники перечислили те же условия принудительного перехода с "упрощенки". Однако письмо - это лишь рекомендация, которой следовать налогоплательщики не обязаны. Но с 2006 года этот нюанс будет прописан уже в Налоговом кодексе РФ. Тем не менее в 2005 году спорная ситуация по-прежнему осталась нерешенной.
Заодно законодатели уточнили и порядок, в котором бывшие "упрощенщики" должны взаимодействовать с налоговиками. А именно: не важно, из-за чего фирма лишилась права на "упрощенку", в любом случае о переходе на общий режим надо сообщить в инспекцию.
В общем-то и ранее предполагалось, что организация, слетевшая со спецрежима, обязана уведомить об этом чиновников. Но если подходить к требованиям пункта 5 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ формально, то сообщать нужно только о превышении дохода. В следующем году делать это придется и во всех остальных случаях: когда лимит превысила остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, "чужая" доля в уставном капитале или численность сотрудников. Срок, в который надо проинформировать инспектора, не изменился. Это 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором был превышен один из показателей.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. ≤ 205-ФЗ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 1, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 2, 2005.
Действует с 1 января 2006 года.

Подсобные помещения торговым залом не являются - гласит Налоговый кодекс РФ
Уже 1 апреля 2005 года изменения коснутся и другого спецрежима - единого налога на вмененный доход. Вводятся эти изменения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. ≤ 208-ФЗ. Теперь в кодексе четко прописано: с площади подсобных и административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже платить ЕНВД не надо. Но только если там не обслуживают посетителей.
Такая поправка была необходима давно. Очень многие магазины-"вмененщики" сталкивались с требованием инспекторов включать в площадь торгового зала метраж подсобок и других помещений, не используемых для торговли. Справедливости ради надо сказать, что судьи в большинстве случаев были на стороне налогоплательщиков. Примером может послужить постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 августа 2004 г. по делу ≤ Ф04-5714/2004 (А67-3800-35). Но теперь подобные споры вообще вряд ли будут возникать.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. ≤ 208-ФЗ.

Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 1, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 2, 2005.
Действует с 1 апреля 2005 года.