САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 02:1526-04-2024
Пятница

 
Журнал "Главбух"
Материал предоставлен журналом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении "Главбух" ≤ 3, 2005

Сумма пособия по беременности и родам со стажем не связана
Продолжительность непрерывного стажа не влияет на размер пособия по беременности и родам. Такой вывод сделал ФСС России в своем письме от 12 января 2005 г. ≤ 02-18/07-81. Поводом для письма послужили изменения, внесенные в августе прошлого года в статью 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. ≤ 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Из текста новой редакции можно сделать вывод, что отныне пособие по беременности и родам нужно рассчитывать аналогично обычному больничному - исходя из продолжительности непрерывного стажа сотрудницы.
Однако ФСС России разъяснил, что для пособий по беременности и родам правила, по которым рассчитывается непрерывный трудовой стаж, законодательство не предусматривает. Поэтому пособия по беременности и родам должны выплачиваться по-старому, то есть исходя из среднего заработка сотрудницы за последние 12 месяцев. И непрерывный стаж здесь роли не играет.
При этом максимальный размер такого пособия с 1 января 2005 года не может превышать 12 480 руб. Это установлено Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. ≤ 202-ФЗ.
Обратите внимание: с этого года первые два дня временной нетрудоспособности должен оплачивать не ФСС России, а работодатель. Однако данный порядок не распространяется на пособия по беременности и родам. Дело в том, что в пункте 1 статьи 8 Федерального закона ≤ 202-ФЗ, которая вводит новое правило, идет речь лишь о пособиях по временной нетрудоспособности "вследствие заболевания или травмы", то есть об обычных больничных. Таким образом, пособия по беременности и родам по-прежнему полностью выплачиваются за счет средств фонда.
Пример
Петрова И.В. была принята на работу в ООО "Юность" 20 сентября 2003 года. В феврале 2005 года она представила в бухгалтерию листок нетрудоспособности на отпуск по беременности и родам сроком 140 календарных дней (с 7 февраля по 26 июня включительно).
Петрова полностью отработала 12 месяцев, предшествующих отпуску. Значит, для нее пособие нужно рассчитать исходя из среднего заработка. Ежемесячно Петрова получает 9000 руб. Следовательно, зарплата сотрудницы за последние 12 месяцев составила 108 000 руб. В расчетном периоде (с 1 февраля 2004 года по 31 января 2005 года) 247 рабочих дней. Поэтому среднедневной заработок Петровой равен:
108 000 руб. : 247 дн. = 437,25 руб.
Февральский среднедневной заработок, рассчитанный исходя из максимального размера пособия, составляет:
12 480 руб. : 19 дн. = 656,84 руб.
656,84 руб. > 437,25 руб.
Следовательно, пособие по беременности и родам выплачивается исходя из среднедневного заработка сотрудницы. То есть ООО "Юность" обязано выплатить Петровой:
437,25 руб. x 140 дн. = 61 215 руб.
Всю эту сумму ООО "Юность" должно выплатить за счет средств ФСС России.
Письмо ФСС России от 12 января 2005 г. ≤ 02-18/07-81 "Об исчислении пособий по беременности и родам". Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 4, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 3, 2005.

Новая форма 4-ФСС - уже для I квартала
Утверждена новая форма расчетной ведомости по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ), отчитываться по которой надо начиная с I квартала 2005 года.
В новой форме есть как технические поправки, так и те, что продиктованы изменениями в налоговом законодательстве.
Технические поправки в основном касаются титульного листа. Код по ОКОНХ теперь надо указывать в том же поле, что и ОКВЭД. Напомним, что раньше его приводили рядом с кодом по ОКДП. Также на титульном листе больше не требуется указывать код налоговой инспекции, где фирма стоит на учете.
Теперь об изменениях в разделах. Больше всего преобразилась таблица 1 первого раздела, который заполняют страхователи - плательщики ЕСН. Отныне им надо указывать только среднесписочную численность работников, отдельно количество женщин, величину налоговой базы в отчетном периоде и сумму выплат, не облагаемых взносом. При этом среднесписочную численность работников нужно определять в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Росстата от 3 ноября 2004 г. ≤ 50. Напомним, что раньше в таблице 1 приходилось подробно расписывать, из чего складывается налоговая база и как был рассчитан ЕСН по регрессивным ставкам.
Кроме того, из этой таблицы исчезла строка "Контрольный итог". Она вызывала больше всего вопросов у бухгалтеров. В ней надо было показывать сумму всех значений, взятых из всех строк. Исключили такую строку и из таблицы 3 раздела I.
А из таблицы 3 убрали строку "Выплата денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевки". Там указывали суммы компенсаций, которые выдавали взамен санаторных путевок людям, участвовавшим в ликвидации радиационных аварий. С 1 января 2005 года такие компенсации отменены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. ≤ 122-ФЗ.
Согласно этому же Закону с 2005 года не выдаются путевки в санатории гражданам, пострадавшим от радиации. Поэтому из таблицы 7 "Сведения о путевках" (примечание к разделам I и II) исключены графы 11 и 12. Зато в новой форме выделили строку "Детские санатории". Соответственно в примечании "Сведения о путевках" количество и стоимость путевок, выданных в детские санатории, нужно показывать отдельно (в строке 3).
Постановление ФСС России от 22 декабря 2004 г. ≤ 111 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)". Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 4, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 3, 2005.
Применяется начиная с отчета за I квартал 2005 года.

Появился четкий перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов
Общий перечень такой продукции приведен в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Конкретный же должно определять Правительство РФ (подп. 4 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ). С 2001 года налогоплательщики ждали, когда законодатели выполнят свою обязанность. И вот наконец-то своим постановлением от 31 декабря 2004 г. ≤ 908 правительство утвердило перечень кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых по ставке 10 процентов.
Для товаров, реализуемых на территории России, коды выбраны из Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. ≤ 301. Для продукции, ввозимой на таможенную территорию России, - из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. ≤ 830.
Новое постановление разрешило множество проблем. Теперь точно ясно, что фирмы были правы, облагая реализацию сахарной свеклы по ставке 10 процентов (код 1212 91). Налоговики же считали, что, поскольку такая продукция является не овощной, а технической культурой (согласно Классификатору ОК 005-93), НДС надо начислять по 18-процентной ставке.
Благодаря принятому документу больше нет сомнений в том, какая ставка налога применяется при реализации муки кормовой рыбной - она вошла в перечень (коды 92 8212 и 92 8213). Раньше же инспекторы не разрешали предприятиям брать в расчет пониженную ставку НДС, считая, что эта продукция не является продовольственным товаром. Благо, судьи с ними не соглашались: например, ФАС Московского округа в постановлении от 2 ноября 2004 г. ≤ КА-А40/9920-04, ФАС Центрального округа в постановлениях от 19 ноября 2004 г. ≤ А62-1745/04 и от 27 октября 2004 г. ≤ А-62-1746/04.
Поставлена точка в спорах о консервированных маслинах и оливках, томатной пасте, свежемороженых овощах. Налоговики не позволяли облагать такие товары НДС по ставке 10 процентов, так как это не овощи, а продукты их переработки. Такую позицию МНС России высказывало в письме от 13 мая 2003 г. ≤ 03-1-08/1191/15@. Но суды придерживались иного мнения. Пример - постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 октября 2003 г. ≤ А56-11330/03. Арбитры заявили: из Налогового кодекса РФ не следует, что при реализации свежемороженых овощей нельзя применять 10-процентую ставку НДС, а постановление Правительства РФ пока не утверждено.
Теперь документ появился. Ни томатная паста, ни свежемороженые овощи, ни консервированные оливки в него не вошли. Надо ли доплачивать НДС фирмам, которые до сих пор считали налог по пониженной ставке? Нет, этого делать не надо. Ведь постановление действует только с 1 марта 2005 года (для тех, кто платит НДС поквартально - с 1 апреля 2005 года) и на прошлые периоды не распространяется. А вот уже с 1 марта (или с 1 апреля) налог необходимо начислять по ставке 18 процентов.
И еще один момент. В новом постановлении приведены коды из Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Однако далеко не во всех случаях понятно, как определить, к какому именно коду относится реализуемая продукция.
Налоговики часто решают этот вопрос на основании надписей на упаковке. Так, инспекторы полагают, что соки и нектары нельзя отнести к льготируемым товарам для детей, если на упаковке стоит "рекомендуется детям с 3-х лет". Якобы нужно, чтобы там значилось "продукт детского питания". Судьи считают иначе: руководствоваться надо сертификатами. А согласно Общероссийскому классификатору продукции в сертификате сокам и нектарам присвоен код 91 6363 "Соки детского питания". Поэтому судьи отклонили требование налоговиков доначислить НДС (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 июля 2004 г. ≤ А56-34565/03). Кстати, соки детского питания с кодом 91 6363 вошли в перечень, утвержденный Правительством РФ.
В другой ситуации налоговики придрались к тому, что на соках написано "предназначены для детей и взрослых". Раз для взрослых, надо применять максимальную ставку НДС. Однако судьи и в этом споре встали на сторону фирмы. Они указали: надпись означает только то, что соки могут употреблять также и взрослые (это подтверждает заключение соответствующей инстанции). Но отсюда вовсе не следует, что эту продукцию нельзя считать продуктом детского питания. Такие аргументы приведены в постановлении ФАС Московского округа от 29 апреля 2004 г. ≤ КА-А40/3239-04.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. ≤ 908 "Об утверждении перечней кодов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 4, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 4, 2005.
Действует: с 1 марта 2005 года, если налоговый период - месяц; с 1 апреля 2005 года, если налоговый период - квартал.

От ЕНВД не сразу избавишься, даже закрыв фирму
Как считать единый налог, когда фирма прекращает заниматься "вмененной" деятельностью? Этому Минфин России посвятил письмо ≤ 03-06-05-04/70. Минфиновцы считают, что, закрывшись, "вмененщик" должен заплатить налог и за этот месяц. При этом они настаивают на том, что норма, прописанная в пункте 9 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ, такой ситуации не касается. Напомним ее: если значение физического показателя стало иным, то учитывать это изменение нужно с начала того же месяца, в котором оно произошло. Так вот, когда деятельность фирмы прекращена, все физические показатели, по сути, равны нулю. Следовательно, и ЕНВД платить с этого месяца не нужно.
Но разъяснение Минфина России иное: прекращение деятельности и изменение физического показателя не одно и то же. Однако с выводами финансового ведомства можно поспорить. По идее, платить ЕНВД за месяц, в котором фирма перестала заниматься "вмененной" деятельностью, надо пропорционально дням, фактически отработанным на таком режиме. Ведь из пункта 1 статьи 346.28 Налогового кодекса следует: плательщиками ЕНВД являются только те фирмы, которые ведут деятельность, облагаемую налогом. Следовательно, с того дня, как организация прекратила работать на "вмененке", платить налог она не должна.
Письмо Минфина России от 15 декабря 2004 г. ≤ 03-06-05-04/70. Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 5, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 1, 2005.