САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 14:5228-03-2024
Четверг

 
Т.Н. Семизорова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен газетой "Федеральная бухгалтерская газета."

Бухгалтерское "ноу-хау" инспектор не принял

Бухгалтер решила сэкономить свое рабочее время и упростила учет канцтоваров. Однако это рационализаторское решение чуть не обернулось для нее большой проблемой.

Ластик, ручка, карандаш.
Своим неудачным опытом с экспертами журнала "Расчет" поделилась главбух пермской фирмы Елена Заморенова.
"В нашей фирме я главный и единственный бухгалтер. Я всегда старалась, чтобы у фирмы не было проблем ни с налоговым, ни с бухгалтерским учетом. Однако компания росла, и работы у меня прибавлялось. Успеть сделать все становилось сложнее, и идеальное ведение учета мне уже никакого удовольствия не доставляло. Скорее, наоборот. Особенно раздражали канцтовары.
Чтобы разнести разнообразную канцелярскую мелочь на счете 10 "Материалы" по количеству и наименованию, заполнить на все это приходный ордер (я пользуюсь формой М-4), уходило слишком много времени.
И тут я задумалась: надо избавляться от рутины по учету канцелярской мелочевки. Решила поступать так: приобретенные канцтовары сразу скопом списывать на счета затрат, не пропуская через 10-й счет. Составлять акт на списание на общую сумму "канцелярки", без названия и количества.
С точки зрения бухучета это, может быть, и не совсем корректно. Но какая разница, если в налоговом учете стоимость приобретенных канцтоваров списывают сразу как прочие расходы (подп. 24 п. 1 ст. 264 НК)? Для уменьшения налогооблагаемой прибыли никаких форм М-4 и М-11 не требуется - достаточно документов на приобретение, а накладные от поставщика у нас всегда есть. Для того чтобы поставить к вычету НДС, нужен счет-фактура. С ними тоже проблем никогда не было.
Да и в бухучете, если вдуматься, это не такое уж нарушение. Ведь есть же в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" и в Положении по ведению бухучета (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. ≤ 34н) требование рациональности. А какая уж тут рациональность, если затраты - хотя бы в виде оплаты моего рабочего времени - на учет канцтоваров, несоразмерны с пользой от этого учета. Пообщавшись с коллегами по цеху, я выяснила, что некоторым из них даже в голову не приходит "пропускать" канцтовары через счет 10. Например, моя подруга, тоже бухгалтер, поступает так: сразу с 60-го счета списывает на 26-й, а на обратной стороне накладной от поставщика пишет: "Выданы сотрудникам для работы". И нареканий у инспекторов это ни разу не вызвало. Да многие так делают, зачем мучиться?" - убеждала меня она.
В итоге я решилась. В декабре, составляя учетную политику на следующий год, предусмотрела, что в бухучете приобретенные канцтовары сразу общей суммой списываются на счета затрат по акту. Разработала его форму и добавила в учетную политику в качестве приложения. Я была уверена, что все мои рассуждения правильные.

Рутины избежать не удалось
Однако они нисколько не убедили инспектора, которая пришла к нам с выездной проверкой по НДС. Каково же было мое удивление, когда инспектор "сняла" вычет НДС по всем купленным в январе канцтоварам.
"Вы же их не оприходовали, как же вы поставили НДС к вычету? - удивлялась инспектор. - Ведь вы отлично знаете, что по статье 172 Налогового кодекса НДС можно ставить к вычету только после принятия товаров на учет. И если они используются как материалы, то нужно ставить их на счет 10. А списание на общехозяйственные расходы принятием на учет считать нельзя. Что вы списываете? Материалы, которых у вас на 10-м счете и в помине не было".
Вглядевшись в счет-фактуру на одну из партий канцтоваров, проверяющая добавила: "А вот у вас здесь и дырокол есть. У него же срок службы наверняка больше года. Если это так, то, по-хорошему, его вы вообще должны были как основное средство на счете 01 учесть, хоть он и стоит меньше 10 тысяч рублей. И только после этого вы могли НДС поставить к вычету".
Все это инспектор изложила и в акте проверки. К счастью, сумма недоимки получилась незначительной - ведь свое учетное "ноу-хау" я использовала всего месяц.
Позже, еще раз изучив статью 172 Налогового кодекса, я пришла к выводу, что при желании с инспекцией можно было бы и поспорить. На какой именно счет нужно поставить приобретенные товары для того, чтобы можно было принять к вычету НДС, эта статья никак не оговаривает. "После принятия на учет", - вот и все, что в ней сказано. Чем в этом смысле 26-й счет хуже 10-го или 01-го? Первичным документом - актом - списание оформлено, что именно списали - видно из накладной поставщика, ссылка на которую есть в акте. Даже в учетной политике такой порядок закрепили...
Правда, судебной практики по этому вопросу я не нашла. Если, конечно, не считать постановления Высшего Арбитражного Суда от 24 февраля 2004 г. ≤ 10865/03. Его смысл как раз и сводится к тому, что для вычета по НДС не важно, на каком счете учтена покупка. В этом постановлении судьи указали, что НДС по оборудованию, которое требует монтажа, можно поставить к вычету, не дожидаясь его постановки на счет 01. Достаточно того, что имущество учтено на счете 07. Не знаю, согласятся ли судьи применять это постановление в случаях, подобных нашему. Все-таки 07-й счет - это счет, на котором учитывают приобретенное имущество, а не собирают затраты при вводе его в эксплуатацию.
В любом случае судебных разбирательств с налоговой наш директор избегает, и я вернулась к прежнему рутинному порядку учета канцтоваров".