САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 15:2826-04-2024
Пятница

 
Газета "Федеральная бухгалтерская газета"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 11.02.05

Судьи разрешают не сдавать отчетность
П.А. Кубышкин, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

Предприниматель в течение года бизнесом не занимался и доходов не получал. Декларацию сдал, но с опозданием. За это налоговики решили его оштрафовать. А требовалось ли вообще представлять отчетность?

Декларация по налогу на доходы физлиц отменяется?
Закончился очередной налоговый период по НДФЛ. Приближается 30 апреля . срок подачи деклараций за 2004 год. Как поступить предпринимателям, не осуществлявшим свою деятельность в 2004 году? Подавать отчетность или нет? Риск того, что проверяющие предъявят вам претензии по статье 119 Налогового кодекса, есть. Но правомерны ли действия налоговиков в этом случае?
Вот конкретный пример из арбитражной практики. Бизнесмен из Мурманской области деятельность в течение года не осуществлял. Декларацию он подал, но с опозданием почти на шесть месяцев. На основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса инспекторы привлекли предпринимателя к ответственности. Поскольку декларация была "нулевой", то и штраф установили минимальный . 100 рублей. В добровольном порядке бизнесмен платить штраф отказался. Налоговая инспекция была вынуждена обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд.
Арбитры Северо-Западного округа поддержали коммерсанта (постановление от 27 сентября 2004 г. ≤ А42-4586/04-5). В его пользу были приведены следующие аргументы.
Декларацию по налогу на доходы физлиц в обязательном порядке обязаны подавать лишь отдельные категории граждан (п. 1 ст. 229 НК). В частности, отчитаться перед налоговиками должны предприниматели, которые ведут коммерческую деятельность (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК). Из этой нормы закона судьи сделали вывод: не осуществляешь деятельность . декларацию подавать не должен.
Благоприятный исход судебного спора в Северо-Западном округе не единичен. Несколько раньше были приняты еще два аналогичных решения по данному вопросу (постановление ФАС от 2 августа 2004 г. ≤ А42-2112/04-17, постановление ФАС от 6 сентября 2004 г. ≤ А42-3307/04-26).
Однако существуют и противоположные мнения. Например, судьи поддержали налоговиков в Волго-Вятском округе (постановление ФАС от 10 августа 2004 г. ≤ А82-8002/2003-29). В данном споре судьи ссылались на статью 207 Налогового кодекса. В ней сказано, что плательщиками НДФЛ признаются физические лица . налоговые резиденты. А раз они являются таковыми, то должны сдавать декларацию. Даже при отсутствии доходов от предпринимательской деятельности.

У вмененщиков не все так однозначно
В подобную ситуацию попал коммерсант, который был переведен на уплату единого налога на вмененный доход. Он некоторое время не занимался бизнесом, а поэтому не поспешил вовремя подать декларацию. За десятидневное опоздание налоговики его оштрафовали по "любимой" статье. Но поскольку деньги в бюджет не поступили, инспекторы обратились в суд.
Суд первой инстанции встал на сторону предпринимателя. Поддержали его и арбитры Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (постановление от 11 января 2005 г. ≤ А42-7459/04-17). В своем решении судьи указали следующее.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, обязанность представлять налоговые декларации может быть возложена только на налогоплательщиков. Таковыми в отношении ЕНВД являются организации и предприниматели, которые осуществляют "спецрежимную" деятельность. Таким образом, обязанность предпринимателя представлять декларацию по единому налогу зависит от того, ведет он облагаемую деятельность или нет. В итоге судьи заключили, что бизнесмен вовсе не был обязан сдавать отчетность по единому налогу.
Как и в спорах по вопросу сдачи "нулевых" деклараций по НДФЛ, арбитры не всегда бывают благосклонны к предпринимателям-вмененщикам. Так, судьи Восточно-Сибирского округа (постановление от 18 августа 2004 г. ≤ А33-1488/04-СЗ-Ф02-3284/04-С1) полностью поддержали инспекторов. На этот раз довод коммерсанта об отсутствии операций за налоговый период служителей Фемиды не убедил.
А недавно Минфин выпустил письмо по этой же проблеме. В нем говорится, что организации, не осуществляющие деятельность все равно должны подать отчетность по ЕНВД (письмо от 22 декабря 2004 г. ≤ 03-06-05-04/84).
Таким образом, вам придется самим решить, следовать позиции чиновников или нет. Если хотите опровергнуть их точку зрения, то придется подготовиться к судебному разбирательству.

Поменять местонахождение фирмам станет проще
Т.Н. Семизорова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Снимать с учета и ставить на учет фирмы, изменившие "прописку", налоговики будут теперь в соответствии с новыми Методическими указаниями. Хотя документ и предназначен для инспекторов, однако он полезен и для самих организаций.

Полезный документ
Федеральная налоговая служба приказом от 20 декабря 2004 г. ≤ САЭ-3-09/165 утвердила Методические указания для региональных управлений и инспекций. В документе подробно прописан порядок действий последних при снятии организации с учета и постановке на учет, если она переехала в другое место. О том, что интересного для себя может узнать фирма из новой методички, рассказали эксперты во втором номере журнала "Нормативные акты для бухгалтера".
Положительный момент для организации при смене адреса состоит в том, что все действия по снятию с учета и новой регистрации производятся налоговыми службами согласно статье 84 Налогового кодекса. То есть участие фирм в этом процессе сведено к минимуму. Как только к инспекторам поступают сведения, которые должны быть отражены в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), они сами оформляют все учетные документы и вносят изменения в свои базы данных (ЕГРН) (письмо МНС России от 29 декабря 2003 г. ≤ ММ-6-09/1384).
Задача же организации состоит лишь в том, чтобы поставить в известность о переезде свою налоговую инспекцию. А именно, подать заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Форма ≤ Р13001 этого заявления утверждена постановлением правительства от 19 июня 2002 г. ≤ 439.

Переезды бывают разные
Как следует из приказа налоговиков, не всегда смена местонахождения фирмы приводит к необходимости снятия ее с учета.
Если фирма изменила местонахождение в пределах контроля той инспекции, где зарегистрирована, о смене места налогового учета речь не пойдет. В этом случае по заявлению организации вносятся только изменения в ЕГРЮЛ. И они будут продублированы в ЕГРН, на основании чего инспекторы выдадут фирме свидетельство с новой датой о постановке на учет либо отправят его по почте. Сдавать "старое", ставшее неактуальным свидетельство в инспекцию не надо. Как сказано в методичке, вся информация по недействительным свидетельствам о постановке на учет (их серии и номера) отражаются на интернет-сайтах региональных управлений ФНС.
В случае когда организация переезжает на территорию другой инспекции, снятия с учета и новой регистрации не избежать. Первую из этих процедур проделает налоговая по старому адресу фирмы. В тот день, когда в ЕГРЮЛ были внесены необходимые коррективы, инспектор должен снять фирму с учета. При этом факт снятия с учета он отразит в специальном журнале. А также выдаст фирме (либо направит по почте) соответствующее уведомление вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ.
Кроме того, не позднее трех рабочих дней после снятия организации с регистрации ее "бывшая" ИФНС пересылает учетное дело фирмы и сопроводительное письмо в налоговую инспекцию по новому местонахождению. Туда же позднее будут направлены и документы, связанные с деятельностью организации. Перечень этих бумаг приведен в Приложении ≤ 2 к данному приказу.
Фирма должна иметь в виду, что при смене налоговой ее ждет также и масштабная сверка со своими прежними инспекторами: по расчетам с бюджетом на дату снятия с учета (п. 3 Регламента, утвержденного приказом МНС России от 10 августа 2004 г. ≤ САЭ-3-27/468). Если же предприятие-"переселенец" от такой сверки уклоняется, то в "новую" инспекцию будет направлен односторонний акт сверки, основанный лишь на данных прежней ИМНС. Если у фирмы имеется задолженность, это никак не повлияет на срок снятия ее с учета и направления всех необходимых документов по новому "налоговому адресу".
Организации-"переселенцы" должны помнить, что несмотря на все изменения, ИНН у них останется прежним. На это четко указано в Методических указаниях.

Принудительный учет
Особое внимание в приказе уделено организациям, которые из-за смены местонахождения снялись с учета в период с 1 июля 2002 года до 1 января 2004 года. То есть с момента появления Единого госреестра юридических лиц и до вступления в действие принципа "одного окна" (Закон от 23 декабря 2003 г. ≤ 185-ФЗ).
Дело в том, что если предприятие, внесенное в ЕГРЮЛ, было снято с учета в указанном периоде, а заявления о постановке на учет по новому местонахождению не подало, дальнейшая ее судьба остается для инспекторов неизвестной. Ведь ранее процесс регистрации плательщиков строился именно исходя из их письменных обращений.
Теперь инспекция по новому месту нахождения "потерявшийся" организации самостоятельно ставит последнюю на учет, направляет ей свидетельство. Однако, как верно замечено в приказе, такой выход возможен лишь в том случае, если прежняя инспекция при снятии с учета отправила в адрес новой выписку из ЕГРЮЛ и регистрационное дело фирмы.