САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 11:5919-04-2024
Пятница

 
Н.Д. Пашутова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен газетой "Федеральная бухгалтерская газета."

Публикации из газеты "Федеральная бухгалтерская газета" от 14.02.05

От остатков "автогражданки" можно избавиться

Взносы по ОСАГО фирмы включают в расходы постепенно в течение всего срока договора. А что делать, если страховка еще действует, а автомобиль фирма продала? Как учесть несписанные суммы, бухгалтеры решают самостоятельно.

Срок договора страхования обычно составляет один год. Всю сумму платежей перечисляют страховой компании сразу же. Затем ее делят на 12 и ежемесячно списывают полученный результат на расходы по прибыли.
Однако если директор решит продать автомобиль в середине года, часть страховки окажется невостребованной. Желание бухгалтера уменьшить налоговую прибыль на оставшуюся величину взносов, к сожалению, не соотносится с положениями Налогового кодекса. Дело в том, что после того, как автомобиль продан, фирма уже не является собственником транспортного средства. И эти расходы уже нельзя считать "экономически оправданными". Эксперты журнала "Расчет" предлагают несколько выходов из этой ситуации.

Договоритесь с покупателем
Первый вариант - переоформить страховку на нового владельца. И потребовать у него компенсировать Вам неиспользованные страховые расходы. Поступить так позволяет статья 960 Гражданского кодекса. Из нее следует, что, продав автомобиль, фирма автоматически передает все права и обязанности по договору страхования новому собственнику. Об этом она должна незамедлительно уведомить страховую компанию. Форма уведомления произвольная, поэтому подробности его заполнения надо уточнить у страховой компании.
Покупатель также должен подать заявление в страховую компанию - чтобы она переоформила на него страховку. Бланк заявления для него тоже можно взять в офисе страховой компании.
Но главное в этой схеме - договориться с покупателем о том, чтобы он возместил стоимость "оставшихся неприкаянными" страховых платежей. Сделать это лучше в письменном виде. Например, подписав соглашение, составленное в произвольной форме. Другой вариант - предусмотреть для этого отдельный пункт в договоре купли-продажи. Он может звучать так: "Покупатель компенсирует продавцу неиспользованную часть страховых взносов по полису ОСАГО ≤."
Если такого подтверждения не будет, впоследствии могут возникнуть проблемы с налоговой. В этом случае придется доказывать инспектору, что у фирмы действительно были основания для компенсации.
В бухучете это будет выглядеть так:
Дебет 51 Кредит 76 - возмещена несписанная часть страховых платежей покупателем;
Дебет 76-1 Кредит 97 - списаны оставшиеся страховые платежи.
Налоговый результат этой операции таков. В расходы по прибыли будет включена страховка за то время, что автомобиль находился в собственности фирмы. Возвращенная часть стоимости страхового полиса на налог на прибыль никак не повлияет.

Присмотритесь к договору
Чтобы не "спугнуть" покупателя дополнительными условиями в договоре, можно воспользоваться и другим вариантом. Для этого следует внимательно прочитать договор страхования. Возможно, в нем присутствует следующая фраза: "При переходе объекта страхования в собственность другого лица договор страхования прекращает свое действие с 00 часов дня, следующего за днем перехода объекта страхования в собственность другого лица. При этом страхователю возвращается неиспользованная часть страхового платежа".
Этот пункт позволяет в случае продажи автомобиля расторгнуть договор со страховой компанией. И главное - дает возможность потребовать у страховой компании вернуть часть страхового взноса. Чтобы реализовать эту идею на практике, нужно подать в страховую компанию заявление о смене собственника и возврате страхового взноса. Для этого надо подъехать к ним в офис и заполнить бланк заявления (или уточнить форму заявления по телефону). Кроме того, страховщикам нужно будет показать документ, подтверждающий факт продажи машины (договор купли-продажи, справка-счет или паспорт транспортного средства).
Отражать поступившие суммы в бухгалтерском и налоговом учете нужно так же, как и в первой ситуации.

bКупите еще одну машину
Существует и третий вариант решения проблемы, правда, он подойдет лишь в двух случаях. Во-первых, если на балансе фирмы уже есть еще один автомобиль, застрахованный у того же страховщика. Во-вторых, если после продажи машины организация сразу же предполагает приобрести другую (и оформить ОСАГО в той же компании).
В такой ситуации некоторые страховые компании предлагают переоформить страховку на другой автомобиль. Тогда оставшиеся платежи по проданной машине зачтут в счет оплаты страховки по новому авто или же "перекинут" на уже имеющееся, в счет будущих платежей. Для этого после продажи автомобиля фирма должна написать заявление в страховую компанию. Как его заполнить, подскажут сами страховщики.

Пример
Фирма продала автомобиль (А) и сразу же купила новый (Б). Со страховой компанией организация решила договориться так: неиспользованная часть страховой выплаты в сумме 3 000 руб. переходит на страхование новой машины. Допустим, сумма договора по ней составила 9 000 руб.
После перезаключения договора страхования бухгалтер сделает такие записи в учете:
Дебет 97 субсчет "Страховка по машине Б" Кредит 97 субсчет "Страховка по машине А"
- 3 000 руб. - зачтена неиспользованная часть страховой выплаты в счет нового договора;
Дебет 97 субсчет "Страховка по машине Б" Кредит 76-1 - 6 000 руб. - отражен страховой взнос по новому договору.

Филиал принесет дополнительные проблемы

Руководство решило расширить деятельность и открыть для этого филиал. Однако бухгалтеру стоит первому подумать о возможных последствиях. Не исключено, что зарегистрировать новую фирму будет удобнее.

В расчетах с филиалами есть одно большое преимущество. Передать деньги обособленному подразделению очень просто. Для этого достаточно перечислить их на его расчетный счет с формулировкой "на пополнение счета". НДС такая операция не облагается. Так же легко поделиться с подразделением имуществом. Однако на этом плюсы заканчиваются, а начинаются минусы.

Подводные камни
Прежде всего после создания филиала увеличится объем работы в бухгалтерии основной фирмы. Ведь добавится необходимость сводить данные по головной организации и подразделению. К тому же при наличии филиалов существует много особенностей в расчете налогов и сдаче отчетности.
Другая проблема касается того, как получить представление о результатах деятельности нового подразделения. При регистрации новой фирмы вывести основные экономические показатели ее работы несложно. Ведь она составляет отдельный независимый баланс. С филиалом ситуация будет сложнее. Даже если он выделен на отдельный баланс, его деятельность настолько тесно связана с основной организацией, что определить действительную прибыль подразделения будет непросто. Ведь филиал и головная фирма - это одно юрлицо, а значит, материальные ценности между ними передаются по той стоимости, как они числятся на балансе. Для этого применяют счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты".
Далеко не всегда новый бизнес бывает успешен. Он может принести убытки и долги. Имеет ли смысл оплачивать их за счет давно работающей стабильной компании? Чтобы новое подразделение самостоятельно рассчитывалось по долгам и само платило за себя налоги, удобнее будет зарегистрировать его как новую компанию.
Как пример "нахлебничества" можно привести налог на прибыль. Его считают в целом по фирме. Часть налога, перечисляемая в федеральный бюджет, платит головная организация по месту ее нахождения. Налог на прибыль в бюджет субъектов делят между головной организацией и филиалом (ст. 288 НК). Сумма налога, которую будет платить подразделение, зависит от стоимости его амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда).
А значит, налог, который платит филиал, будет отличаться от того налога, который бы заплатила самостоятельная организация. В редких случаях он может быть больше. Например, если на балансе филиала числятся дорогостоящие основные средства. Но, как правило, он меньше. Ведь часть налога в федеральный бюджет в любом случае платит головная организация.

Меньше доход - больше льгот
Месячная выручка вашей фирмы может не превышать миллиона. В этом случае вы имеете право платить НДС поквартально (ст. 163 НК). Однако, открыв филиал, можно лишиться этой льготы. Ведь с появлением филиала выручка в целом вырастет и есть опасность перейти "миллионный" порог. Тогда платить налог и отчитываться придется ежемесячно. И тем самым из оборота деньги уйдут в бюджет гораздо раньше, чем в случае открытия новой фирмы.
Та же проблема может возникнуть, если существующая компания в налоговом учете определяет доходы и расходы кассовым методом (ст. 273 НК). Регистрируя филиал, вы можете превысить лимит выручки, который составляет один миллион в среднем за каждый квартал предыдущего года. А открывая новую фирму, вы делите выручку на две части, каждая из которых может уложиться в необходимый предел.
Наконец, образование обособленного подразделения не подойдет фирмам, применяющим упрощенку. Для них появление филиала таит в себе опасность вообще "слететь" со спецрежима. Причем если подразделение открыли в середине года, инспекторы могут потребовать перейти на общую систему налогообложения с начала того квартала, когда был зарегистрирован филиал (письмо Минфина от 5 августа 2004 г. ≤ 03-03-02-04/1/2). Не стоит забывать также о лимите выручки для упрощенцев в пятнадцать миллионов рублей. При расширении деятельности его легко превысить.
Кроме того, учетная политика головной организации может оказаться неудобной для филиала. Однако отказаться от нее подразделение не сможет. Такое требование предусмотрено п. 10 ПБУ 1/98.
Например, если головная организация работает по предоплате, НДС удобно считать по методу отгрузки. Филиал же может работать с отсрочкой платежа. Однако метод начисления НДС по оплате он применять не сможет. А значит, еще не получив от покупателя деньги, нужно будет заплатить налог в бюджет.