САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 16:3119-04-2024
Пятница

 
Наталия Крылова
Материал представлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Административная нагрузка на малый бизнес снизится в 3 раза

Большое число административных барьеров остается основной проблемой для малого бизнеса. Будет ли она решена? С таким вопросом мы обратились к главе департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрею Шарову.

 -  Андрей Владимирович, могут ли предприниматели надеяться на улучшение ситуации?
 -  Исследования показывают, что малые предприятия испытывают административный пресс примерно в 2,5-3 раза больше, чем средние и крупные. По результатам исследования общественной организации "ОПОРА России", до 10 процентов выручки фирмы тратится на преодоление административных барьеров. В связи с этим одна из задач административной реформы  -  снижение нагрузки на преодоление барьеров. Планируем к 2008 году снизить такую нагрузку в три раза.
Уже подготовлено несколько новых ключевых законов. Первый из них  -  о лицензировании. В нем упраздняется лицензирование 49 видов деятельности, многие из которых непосредственно связаны с малым бизнесом. Второй закон запрещает чиновникам приостанавливать деятельность предприятия во внесудебном порядке. Должностное лицо не сможет просто так закрыть павильон, магазин или строительную фирму. Для этого потребуется решение суда.
Оба закона уже прошли первое чтение в Государственной Думе. Подготовлены и одобрены правительством поправки ко второму чтению. Так что уже в этом году можно ожидать реальное облегчение для малого бизнеса.

 -  Предприниматели часто жалуются на проверки, которые проводятся милицией.
Сейчас готовится законопроект, предусматривающий сокращение юрисдикции МВД по проверкам. Милиция не сможет проверять фирмы по 20 составам административных правонарушений. Сюда относятся проверки сертификатов, лицензий  -  того, что не связано напрямую с ее функциями. Как происходит сейчас: милиционер приходит в торговую точку и смотрит, есть ли ценники, или просит санитарно-гигиенический сертификат. Если нет ценников или сертификата, он составляет протокол. Но это не относится к его работе. Для таких проверок существуют службы по защите прав потребителей, по ветеринарному надзору. У милиции должны остаться функции по расследованию преступлений, по оперативно-розыскной деятельности.
Этот законопроект стоит в числе первоочередных. В первом полугодии он должен быть вынесен на рассмотрение правительства, а затем передан в Госдуму.

 - Как часто другие контролирующие службы могут проверять фирмы?
 - Закон о проверках поставил их в жесткие условия  -  они должны приходить не чаще одного раза в два года и строго следовать процедурам. Многим проверяющим ведомствам это не нравится. Они пытаются внести изменения в этот закон. Например, пожарная служба, к которой у бизнесменов нарекания довольно большие. Она предложила разрешить ей проверять чаще, чем один раз в два года, культурно-массовые заведения, санатории, школы. Но мы не дали на это своего согласия. Если помещение ветхое, то оно и так должно проходить внеплановую проверку. А если здание новое и в хорошем состоянии, то проверять его так часто нет необходимости.

 -  Планируются ли какие-либо изменения в проведении проверок?
 -  Минэкономразвития подготовило доклад президенту по принципам контроля и надзора. Суть этого доклада сводится к тому, что мы должны переходить от системы плановых проверок к системе проверок по жалобам заявителей. Такая процедура, как плановая проверка, должна остаться в особо опасных сферах производства  -  там, где действительно есть ежедневная угроза безопасности жизни и здоровью граждан.
К концу года будет готова новая редакция закона о проверках, которая основана на опыте его применения. Не секрет, что даже жесткие запреты, которые есть в законе, сейчас обходятся. Иногда складывается парадоксальная ситуация: бизнесмены просят проверить их побыстрее, чтобы два года потом к ним никто не приходил.

 -  Но ведь известно, что многие чиновники из проверяющих структур приходят за взятками.
 -  Понятно, что там, где малый бизнес, там массовая, хотя и небольшая по суммам, коррупция, так называемые поборы. На круг, конечно, цифра выходит колоссальная. Этот вопрос предлагается решить в рамках программы административной реформы в разделе "Антикоррупция". Суть раздела состоит в том, чтобы выявлять типовые коррупционные процессы, которые происходят и через внедрение административных регламентов, через внедрение стандартов услуг, через усиление контроля над деятельностью госслужащих, снизить потери бизнеса от коррупции.
Международная практика показывает, что чем больше административных процедур существует при открытии бизнеса, при общении с налоговыми ведомствами, тем больше коррупции в этих странах. Сокращение подобных процедур дает немедленный эффект. Существует линейная зависимость одного от другого. Например, когда на дорогах отменили право автоинспекции взимать штрафы, коррупционный рынок значительно уменьшился. Многие предпочли взятке составление протокола и оплату штрафа через банк.

 -  Будет ли проще предпринимателям получать необходимую информацию у чиновников?
 -  Мы внесли в правительство законопроект о доступе граждан к информации о деятельности государственных органов. Согласно законопроекту, ведомства обязаны предоставлять всю открытую информацию по запросу граждан или вывешивать ее на своем интернет-сайте. Все формы деклараций, справки,  -  все документы, которые требуются для получения государственных услуг, должны быть размещены в Интернете с возможностью просто их скачать.
Чиновники будут обязаны отвечать на все информационные запросы граждан, в том числе и на анонимные. Срок для ответов не должен превышать 30 дней. Кроме того, в новом законопроекте вводится административная ответственность должностных лиц за уклонение от предоставления информации. За неправомерный отказ чиновника или нарушение сроков при подготовке ответа предусмотрен штраф в размере от 20 до 30 МРОТ.
Наше министерство будет представлять закон об информационной открытости 31 марта на заседании правительства. Мы надеемся, что с 1 января 2006 года он вступит в силу.
Кстати, судя по практике применения такого закона в других странах, до 70 процентов запросов адресуется именно налоговым ведомствам. В перспективе большая часть услуг, особенно налоговых служб, будет представляться только в электронном виде.