САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 12:4429-03-2024
Пятница

 
"Федеральная бухгалтерская газета"
Материал предоставлен газетой "Федеральная бухгалтерская газета."

"К проблемам малого бизнеса надо подходить комплексно"

Сейчас уже никто не сомневается в том, что малому бизнесу необходима государственная поддержка. О мерах по ее осуществлению рассказал руководитель департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров.

- Андрей Владимирович, на какой стадии сейчас находится работа над новым законом о государственной поддержке малого бизнеса?
- Мы выступаем за законодательное регулирование малого бизнеса, но размышляем о предмете такого закона. Какие сферы он должен регулировать с тем, чтобы не вступать в противоречие с налоговым, бюджетным, антимонопольным законодательством. В настоящее время ведется довольно оживленная дискуссия по этому поводу. Разработкой закона занимаются и общественное объединение "ОПОРА России", и Торгово-промышленная палата. Пока из тех вопросов, которые могли стать самостоятельным предметом регулирования, мы видим такие: критерии малого бизнеса, допустимые и недопустимые формы его поддержки, распределение полномочий между федеральным центром и региональными властями по регулированию и поддержке малых предприятий.

- В законе предполагается определить, какую численность может иметь малое предприятие?
- Мы хотим разделить фирмы на микропредприятия с численностью до 10 человек, малые предприятия - до 50 человек и средние - до 100 человек. Такое разграничение необходимо с точки зрения выстраивания приоритетов поддержки. Очевидно, что самая большая потребность в государственной поддержке у микропредприятий. Если говорить об отраслях, то вряд ли нуждается в финансовой поддержке торговля. Зато помощь нужна науке, промышленности, инновациям.
Вообще, мы ставим для себя более широкую задачу - сформировать комплексный пакет поправок в различные законы, которые обеспечили бы ускоренное развитие малого бизнеса и снятие административных барьеров. Изменения будут вноситься в Налоговый кодекс, в Бюджетный кодекс, в законы о лицензировании, о проверках. В Программе социально-экономического развития до 2008 года предусматривается, что такой комплексный пакет поправок будет подготовлен до конца 2005 года.

- Какой годовой оборот, на ваш взгляд, является оптимальным для применения основного спецрежима малых предприятий - упрощенной системы налогообложения?
- Здесь есть следующая проблема: при определении этого порога нужно искать баланс интересов государства и налогоплательщиков. Статистика показывает, что за 2004 год количество малых предприятий увеличилось на 10 процентов. Такая динамика наблюдается впервые с 1998 года. Но, к сожалению, стоит отметить, что сейчас активно идет процесс клонирования предприятий. Фирма достигает определенной величины оборота. Затем она де-факто закрывается, а де-юре продолжает существовать. Активы переводятся в другое предприятие. С другой стороны, у нас нет четких однозначных данных, что крупные предприятия начали подстраиваться под этот барьер и начали делиться. Наоборот, идет процесс клонирования. Это свидетельствует о том, что пороговое значение выбрано не оптимально.

- А как же выбрать оптимальное значение?
- Кто-то говорит - давайте увеличим оборот до 30 миллионов, кто-то предлагает увеличить до 50. Вряд ли правы и те, и другие. Никакие исследования не проводились для того, чтобы определить пороговую величину оборота, которая позволяет предприятию переходить на упрощенный режим налогообложения. Как делают итальянцы: исследуется референтная группа, состоящая из нескольких тысяч предприятий. Любые налоговые новации оцениваются исходя из экономической ситуации этой группы. После этого результат принимается как доказательство для правительства. Если мы думаем об установлении эффективной налоговой нагрузки, то мы тоже должны проводить такие исследования.

- Наблюдается ли положительная динамика в развитии малого бизнеса на сегодняшний день?
- Да. Малый бизнес развивается значительно более высокими темпами, чем крупный и средний. На 17 процентов за первое полугодие 2004 года вырос объем товаров и услуг, которые предлагают малые предприятия. Поступления единого налога по "упрощенке" с января 2004 года относительно января 2003 года в стране увеличились в 1,8 раз, по ЕНВД - в 2 раза. Увеличение поступлений произошло в 84 регионах.