САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 12:3123-04-2024
Вторник

 
Н.Д. Пашутова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Cудам не нравятся повторные проверки

Налоговый кодекс не только ограничивает срок ревизий, но и запрещает проводить их повторно. Но этого, видимо, недостаточно. Во многих случаях только арбитры могут защитить фирмы от незаконных действий контролеров.

Проверка сверху
Если фирма не собирается проводить реорганизацию или ликвидацию, дважды проверить ее по одним и тем же налогам за один и тот же период инспекция не вправе. Но есть исключение . выездная проверка "в порядке контроля за деятельностью налогового органа" (ст. 87 НК). К примеру, Управление ФНС по г. Москве принимает решение проконтролировать качество проведения столичной инспекцией ФНС ≤ 12 выездной проверки некой фирмы. Такую проверку принято называть контрольной.
Так что, если сначала вас посетили из инспекции, затем повторно могут прийти из регионального управления. Инспекторы, которые у вас уже были, проводить контрольную проверку не вправе. В целом контрольная проверка очень похожа на обычную выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. Если обнаруживают нарушения, назначают наказания. Но отличие все же есть. Цель контрольной ревизии . проверить работу своих подчиненных, а не бухгалтеров фирмы. Иногда инспекторы об этом забывают, чем вы можете воспользоваться.
Эксперты журнала "Практическая бухгалтерия" советуют обратить внимание на цель проверки, указанную в решении о ее проведении. Если в нем руководитель УФНС указал что-то вроде: "необходимость контроля за правильностью исчисления налогов предприятием", то вашего начальника можете обрадовать. Штрафов, пеней и недоимок по результатам контрольной проверки платить не придется (постановление ФАС Московского округа от 27 мая 2003 г. ≤ КА-А40/3060-03).
Бывает, что налоговики используют контрольную проверку, чтобы восстановить упущенный срок взыскания санкций. По закону он составляет 14 дней (ст. 100 НК). Бывает, что инспекторы не успевают вынести решение за этот период и тогда им на помощь приходит УФНС, которое проводит проверку на том же предприятии. Если судьи установят, что настоящей целью проверки был не контроль за работой инспекторов, а возможность потребовать штрафы, то у фирмы есть хорошие шансы избежать ответственности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. ≤ А56-32917/03).
Также следует помнить, что решение о повторной проверке должно быть обосновано. В противном случае судьи признают решение, принятое по ее результатам, незаконным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2003 г. ≤ Ф04/4465-978/А03-2003).
Вместе с повторной ревизией предприятия инспекторы очень часто затягивают срок проведения обычной выездной проверки. Для этого у них есть несколько законных способов. И знать о них лучше заранее.

Два месяца могут длиться без конца
Прежде отметим, что срок выездной проверки включает время фактического нахождения ревизоров на территории компании (ст. 89 НК). Иначе говоря, инспекторы могут приходить к вам в течение, скажем, года, чтобы отксерокопировать документы для анализа. И, не задерживаясь, возвращаться к себе. Выездная проверка при таком положении вещей может идти бесконечно.
С этим не раз спорили бухгалтеры, но, увы, судьи их не поддерживали. Шансов выиграть дело у фирм не осталось совсем с выходом в свет постановления Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. ≤ 14-П. Он возвестил: ".порядок же календарного исчисления сроков... в этих случаях не применяется".
А вот другой способ затянуть проверку: руководитель инспекции назначает так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля. Такое право ему дано на основании пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса. Здесь надо помнить о двух моментах. Во-первых, эти мероприятия инспекторы не вправе проводить на территории фирмы. Они должны работать у себя в инспекции. И, во-вторых, ревизоры могут анализировать только документы, полученные в ходе выездной проверки. Потребовать дополнительные материалы они не вправе.
В настоящее время в отношении допмероприятий сформировалась обширная арбитражная практика. Она свидетельствует о том, что судьи довольно часто расценивают их как повторные проверки. И, как следствие, признают решения о привлечении фирмы к ответственности незаконными (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 7 октября 2004 г. ≤ А62-5592/03).
По мнению арбитров, дополнительные мероприятия налогового контроля нужны только для "уточнения фактов, обнаруженных в ходе выездной проверки", а не для поиска новых (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 апреля 2003 г. ≤ А79-6216/02-СК1-5433). Кроме того, надо иметь в виду, что в ходе такой ревизии инспекторы должны проводить только те процедуры, которые указаны в решении руководителя. Это может быть проведение встречной проверки ваших партнеров, привлечение специалистов и пр.