САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 11:0823-04-2024
Вторник

 
Н.Д. Пашутова, Н.Г. Егорова, В.Г. Чирков, обозреватели "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 3.03.05

Налоговики не хотят брать подлинники

Н.Д. Пашутова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

В ходе проверки инспекторы потребовали нужные им документы. Снять копии со всех бумаг бухгалтер не успела и отдала подлинники. Казалось бы, ревизоры должны были остаться довольны. Но они расценили это как нарушение и оштрафовали фирму.

Такую печальную историю рассказала корреспонденту журнала "Расчет" главный бухгалтер ОАО Пермский телефонный завод "ТЕЛТА" Елена Гришина.
"Когда инспекторы проводили выездную проверку у нас на заводе, все документы были в их распоряжении, . вспоминает она. . Однако в дополнение к этому контролеры неоднократно просили доставить копии бумаг еще и в здание инспекции. Мы были просто завалены их требованиями!"
Учитывая, что бумаги должны быть сданы в течение пяти дней (п. 1 ст. 93 НК), фирма бросила все силы на их ксерокопирование. Но и это не помогло. Сделать копии всех документов организация не успевала. Поэтому, чтобы уложиться в срок и не заработать штраф, главбух решила отправить часть бумаг (74 шт.) в оригиналах.

74 штрафа по 50 рублей
"Каково же было мое удивление, когда в акте по результатам проверки я увидела приличную сумму штрафа", . рассказывает главбух. Инспекторы начислили штраф по статье 126 Налогового кодекса за непредставление 74 документов (как раз тех, которые "уехали" в инспекцию не в копиях, а в подлинниках)".
"Я пыталась поспорить с контролерами, . делится Елена. . Ведь по логике подлинники всегда выполняют функцию копий".
Однако доказывать это сотрудникам налоговой инспекции по Ленинскому району города Перми оказалось бесполезно. "Я еще раз убедилась в том, что для инспекции исполнение бюджета любым путем превыше закона, . вздыхает Елена. . Однако я решила не уступать и пошла искать правду в суде".
"С подобной ситуацией в своей практике, . вспоминает адвокат Пермской областной коллегии адвокатов .Налоги и предпринимательское право. Екатерина Уткина, . я столкнулась впервые. Компания, где работает Елена, полностью выполнила все обязательства перед налоговой инспекцией в ходе выездной проверки. Но, несмотря на это контролеры нашли, к чему можно придраться, и оштрафовали фирму".
Перед судом главбуху и защищавшему интересы компании адвокату также предстояло запастись необходимыми аргументами. Первое, что они сделали . это перечитали статью 126 Налогового кодекса. И заметили в ней один немаловажный нюанс. Дело в том, что в этой статье сказано: штраф положен за непредоставление документов. О том, что они должны быть именно в копиях, там ничего не сказано. Обрадовавшись такому обстоятельству, главбух не сомневалась, что судьи встанут на сторону компании.

Строго не накажут
В суде инспекторы объясняли свою позицию так: "В пункте 1 статьи 93 Налогового кодекса сказано: .документы предоставляются в виде заверенных должным образом копий.. Поэтому именно копии фирма и должна была предоставить".
При этом контролеры еще и подчеркнули: "Доставка документов в копиях . это обязанность компании, а не право. По нашему мнению, формулировка статьи 93 специально направлена на то, чтобы защитить права инспекции. Ведь у нас нет финансовой возможности самостоятельно делать копии. Так что штраф по статье 126 Налогового кодекса в данном случае вполне законен", . резюмировали они.
В свою очередь адвокаты фирмы продемонстрировали арбитрам стопку отксерокопированных и часть подлинных документов, которые фирма отвозила в инспекцию. Она была выше главбуха. Адвокаты обратили внимание судей на то, что все эти бумаги фирма сдала в срок. И добавили: закон прямо не запрещает подавать в инспекцию подлинники документов. Поэтому оснований для того, чтобы штрафовать компанию по статье 126 Налогового кодекса нет.
Судьи посчитали эти доводы недостаточными. Но и жестокие требования инспекторов не поддержали. Результатом стал компромисс. С одной стороны, арбитры объявили, что формально контролеры действовали в рамках закона. То есть правильно оштрафовали фирму на 3 700 рублей (по 50 руб. за каждый из 74 непредставленных документов). Но с другой стороны, признали: фирма все же не отказывалась доставлять документы в инспекцию, а просто предоставила их не в том виде. Этот факт судьи учли как смягчающее обстоятельство и снизили фирме штраф до 500 рублей. Статья 112 Налогового кодекса это позволяет.
Но главбух завода все равно сдаваться не хотела. На споры с инспекцией она потратила так много времени, что готова была идти до конца. Она собиралась обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции. Однако директор компании все же отговорил ее: 500 рублей не такие большие деньги, чтобы продолжать хождения по судам.

Переоценка оборудования уменьшит налоги

Н.Г. Егорова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Такой вывод сделали эксперты серии бераторов "Практическая энциклопедия бухгалтера". Кроме того, они подсказали еще один интересный способ сэкономить на налоге на имущество.

Пересчитаем стоимость
Имущество фирмы со временем морально устаревает, поскольку аналогичные основные средства на рынке стоят дешевле. В данной ситуации можно уменьшить налог на имущество, проведя переоценку.
Для этого руководитель фирмы должен издать соответствующий приказ. А результаты оформляются бухгалтерской справкой. К ней прилагают документы, которые подтверждают новую стоимость основных средств (например, заключение независимого оценщика). На основе этих данных рассчитывается коэффициент переоценки.
При отражении результатов уценки в бухгалтерском учете необходимо знать, дооценивалось данное имущество раньше или нет. Если стоимость актива не увеличивали, то сумма уценки полностью относится в дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". В противном случае сумма уменьшения стоимости основного средства в пределах величины предыдущей дооценки отражается по дебету счета 83 "Добавочный капитал".
Переоценка влияет только на "бухгалтерскую" стоимость активов, поэтому сумма амортизации в налоговом учете не уменьшится.

Пример
ООО "Экватор" произвело переоценку автомобиля. Первоначальная стоимость машины составляет 150 000 рублей. Начисленная амортизация . 30 000 рублей. Коэффициент переоценки равен 0,9. Таким образом, первоначальная стоимость автомобиля уменьшится на 15 000 рублей, а сумма начисленной амортизации . на 3000 рублей.
Бухгалтер "Экватора" сделал записи:
Дебет 84 "Переоценка основных средств" Кредит 01 . 15 000 руб. . отражена сумма уценки автомобиля;
Дебет 02 Кредит 84 "Переоценка основных средств" . 3000 руб. . уменьшена амортизация автомобиля.

Оборудование в лизинг
Еще один способ минимизации налога на имущество . это приобретение основных средств по договору лизинга. Но в данном случае имущество должно учитываться на балансе лизингодателя. Закон это делать позволяет.
На первый взгляд такой подход невыгоден лизингодателю: дескать, налог платить будет он. Но это поспешный вывод. Дело в том, что активы, приобретенные для предоставления в лизинг, ваш партнер должен учитывать на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Следовательно, налогом на имущество эти основные средства облагаться не будут. Такую позицию подтвердил и Минфин в письме от 31 августа 2004 г. ≤ 03-06-01-04/16.
Однако этот способ покупки не щадит карманы коммерсантов. Чтобы фирма-лизингодатель могла покрыть все свои риски и получить прибыль, цена договора получается значительно выше стоимости приобретения имущества на обычных условиях.
Эксперты серии бераторов "Практическая энциклопедия бухгалтера" предлагают следующий способ решения данной проблемы. Допустим, фирма располагает достаточной суммой для покупки основного средства. Договоритесь с лизинговой компанией, что все расходы на приобретение имущества вы возьмете на себя. Нужную сумму вы перечислите лизингодателю в качестве займа. Затем ваш партнер покупает основное средство и передает его вам по договору лизинга. Однако любая налоговая схема . это определенный риск. Поэтому необходимо как можно тщательнее скрыть связь между займом и договором лизинга. Например, можно перечислить деньги через третье лицо или обеспечить временной промежуток между двумя сделками.

Тщательно составленные документы обоснуют "липовые" расходы

В.Г. Чирков, обозреватель Федеральной бухгалтерской газеты

Информационные услуги пользуются большой "популярностью". Среди предприятий . потому что позволяют просто и эффективно обналичить деньги. Среди налоговиков . потому что являются очень уязвимыми с точки зрения экономической обоснованности.

Конечно, искусственным занижением прибыли грешат не все. Но инспектор, придя на проверку и обнаружив в затратах стоимость каких-нибудь маркетинговых исследований, обязательно насторожится. Даже если фирма дружит с налоговой и не вызывает никаких подозрений.

Главное . документально подтвержденная связь
Чтобы сомнительные услуги не обернулись пересчетом НДС и налога на прибыль, бухгалтеру надо соблюдать определенные правила. По сути, их всего два: безупречное оформление первичных документов и доказуемая связь между затратами и профилем деятельности предприятия.
Перед тем, как включить затраты на информацию в налоговую себестоимость, тщательно проверьте все бумаги, которые вам передает контрагент или которые вы составляете с ним совместно: договор, акт приема-передачи, накладные, счет-фактуру. Посмотрите, правильно ли заполнены эти документы, везде ли проставлены даты, подписи, печати.
В договоре желательно четко указать, что именно для вас должен сделать исполнитель. Записи "оказание консультационных услуг" может быть недостаточно. Но если договор уже составлен, постарайтесь конкретизировать услуги в акте. Прямо по пунктам. Например, "дана консультация по применению пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса при совмещении разных систем налогообложения". Или "подготовлен обзор рыночных цен на молочную продукцию во Владимирской области за январь . февраль 2005 года". Такая расшифровка избавит вас от лишних вопросов со стороны инспектора. В счете-фактуре можно ограничиться фразой "консультационные услуги по договору" и сослаться на его номер и дату.
Очень важно подтвердить цель расходов. Для этого эксперты журнала "Практическая бухгалтерия" рекомендуют подписать у директора внутренние распоряжения, которыми он поручал бы кому-то из сотрудников курировать исполнение услуг по договору, а в дальнейшем . использовать в работе результаты исследований или полученную информацию. В этих документах стоит подробно изложить, для чего нужны дополнительные сведения, какой эффект ожидается от их применения, и чем рискует предприятие, отказавшись от консультаций специалистов.
Хорошо, если удастся привязать информационные расходы к каким-нибудь конкретным действиям предприятия. Например, подтвердить, что анализ рынка дал фирме возможность заключить ряд хозяйственных договоров, а консультации экспертов позволили избежать ошибок, которые могли снизить доходность бизнеса. Для судов такие доводы обычно являются достаточными.
Вот лишь несколько примеров из современной арбитражной практики. Постановлением от 24 ноября 2004 г. ≤ А79-8125/2003-СК1-7821 ФАС Волго-Вятского округа признал экономически основанными затраты на поиск потенциальных клиентов, которым по договору занимался привлеченный фирмой индивидуальный предприниматель. Постановлением от 31 мая 2004 г. ≤ КА-А40/4182-04 ФАС Московского округа подтвердил производственный характер расходов, связанных с правовой экспертизой акта выездной налоговой проверки. А постановлением от 4 октября 2004 г. ≤ А21-779/04-С1 ФАС Северо-Западного округа поддержал фирму, которая платила за консультации, необходимые "для осуществления стабильной хозяйственной деятельности".

Ваши действия
Разумеется, налоги надо платить честно. Но если предприятие все-таки создает "лишние" расходы, то ему нужно соблюдать максимальную осторожность. Вот что советует Людмила Сальникова, эксперт журнала "Расчет":
"Если компания решает спрятать часть прибыли, то обычно она прибегает к услугам фирм-однодневок. Впрочем, нередко такие фирмы "рождаются" прямо в офисе заказчика услуг . с помощью фантазии директора, поддельных печатей или купленных на рынке заранее проштампованных бланков. Действуйте аккуратно. Во-первых, надо знать (или придумать) о своем контрагенте как можно больше деталей. Тогда, если дело дойдет до суда, у вас будет больше шансов убедить арбитров в его реальном существовании. Во-вторых, про обналичку должно знать минимальное количество самых надежных сотрудников. Налоговики любят превращать работников в свидетелей, а для судей свидетельские показания . очень важный аргумент. В-третьих, если вы сами готовите документы по однодневке, не пользуйтесь офисной техникой. Хороший эксперт легко выяснит, на каком принтере какой документ распечатан, и что в нем появилось раньше . текст или подпись с печатью. В-четвертых, не пользуйтесь для обналички услугами, на оказание которых нужна лицензия. Встречная проверка обязательно вскроет подлог. И вообще, все нюансы подозрительных сделок надо продумать заранее. Чем больше подробностей вы сможете рассказать об оказанных вам услугах, тем больше вероятность, что в суде вам поверят".