САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 14:4129-03-2024
Пятница

 
Газета "Московский налоговый курьер"
Материал предоставлен газетой "Московский налоговый курьер"

Вопросы и ответы. "Московский налоговый курьер" . 5, 2005

Проведение выездной налоговой проверки

В связи с невозможностью завершения выездной налоговой проверки организации в течение установленного двухмесячного срока из-за проведения встречных проверок налоговой инспекцией вынесены решения о приостановлении выездной налоговой проверки с 2 февраля по 5 апреля, с 5 апреля по 11 мая, с 1 июня по 25 июня и с 25 июня по 2 августа 2004 года. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика. В случае необходимости проведения встречных проверок и (или) направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), выездная налоговая проверка может быть приостановлена. При этом время проведения встречных проверок не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика.
Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам и не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено данной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган вправе увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При проведении выездной проверки организаций, имеющих филиалы и представительства, ее срок увеличивается на один месяц для проверки каждого филиала и представительства. Во все указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Кодекса и непосредственно их представлением.
Таким образом, периоды времени, в течение которых должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку, фактически отсутствовали на территории или в помещении проверяемого налогоплательщика, не включаются в срок проведения выездной налоговой проверки.
Указанные факты должны отражаться в справке о проведении выездной налоговой проверки, а также в акте выездной налоговой проверки, вручаемом налогоплательщику.
Пунктом 1.10 инструкции МНС России от 10.04.2000 ≤ 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 ≤ АП-3-16/138, установлено, что если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то в акте проверки приводятся дата и номер названного решения, а также период, на который проверка была приостановлена.
Таким образом, при необходимости проведения встречных проверок и (или) направления запросов в другие организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), выездная налоговая проверка может быть приостановлена.
Поэтому действия должностных лиц налоговой инспекции по приостановлению данной выездной налоговой проверки в связи с необходимостью проведения встречных проверок являются правомерными.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16.07.2004 ≤ 14-П указал, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, при этом в него также не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Это означает, что в установленный частью второй статьи 89 НК РФ двухмесячный (в исключительных случаях . трехмесячный) срок включаются . с тем, чтобы не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы, . только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика. А именно: время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории.
Что касается встречных проверок, а также экспертиз, то время их проведения не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика. Не засчитывается в него и время, необходимое для оформления результатов проверки (ст. 100 НК РФ).
Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика. Порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется.

Разъяснения подготовлены советником налоговой службы II ранга А.В. Холодом на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 11-11н/65937 от 13.10.2004, подписанного руководителем Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Синиковой.

Учет отрицательной ценовой разницы

Организация-посредник заключила договор с организацией . продавцом нефтепродуктов, согласно которому она оказывает последней услуги по привлечению клиентов посредством продажи им талонов на нефтепродукты. Вознаграждение по договору организация-посредник получает в виде процента от объема реализованных по талонам нефтепродуктов. В договоре согласована рублевая цена на отпуск нефтепродуктов по талонам. Учитываются ли для целей налогообложения прибыли ценовые разницы, возникающие при осуществлении организацией-посредником указанной деятельности?

Отрицательная рублевая разница между суммой, полученной от покупателей за приобретенные нефтепродукты с использованием талонов, и суммой, уплаченной продавцу за эти нефтепродукты, не учитывается организацией-посредником для целей налогообложения прибыли, так как не признается отрицательной суммовой разницей.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 265 НК РФ установлено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся в том числе и расходы в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.
При реализации нефтепродуктов по талонам организация выступает посредником между продавцом нефтепродуктов и их покупателями . конечными потребителями и получает от собственника нефтепродуктов процентное вознаграждение за оказанные услуги по организации отпуска нефтепродуктов покупателям. По договору, заключенному с организацией . покупателем талонов на нефтепродукты, организация-посредник реализует ей талоны по рублевой цене. В договоре не определено, является данная деятельность доходной или нет.
Таким образом, отрицательная разница между суммой, полученной организацией-посредником от третьих лиц за приобретенные ими талоны на нефтепродукты, и суммой, оплаченной организации-продавцу за проданные нефтепродукты по этим талонам, не подпадает под определение "суммовой разницы".
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами, уменьшающими доходы для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, отрицательная рублевая разница между суммой, полученной от покупателей за приобретенные нефтепродукты с использованием талонов, и суммой, уплаченной продавцу за эти нефтепродукты, не учитывается для целей налогообложения прибыли организацией-посредником.

Разъяснения подготовлены советником налоговой службы РФ III ранга Н.Л. Киреевой на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/71400 от 03.11.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга А.А. Глинкиным.