САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 05:1729-03-2024
Пятница

 
С.ИВАНОВА, тренер-консультант, старший партнер компании KPG
Материал предоставлен журналом "Кадровое дело"

Поощряем сотрудников по результатам оценки

Оценка персонала компании - процесс многоцелевой. С его помощью можно, например, формировать кадровый резерв и улучшать коммуникационные связи. Оценка главным образом должна быть ориентирована на развитие профессионального и личностного потенциала сотрудников. Расскажем, как на основе оценки персонала поощрять достойных работников и, следовательно, повышать мотивацию коллектива.

Большинство руководителей четко осознают важность периодической оценки своих сотрудников. Тем не менее распространено предвзятое отношение к этому процессу как к карательной мере. На самом деле оценка персонала должна быть ориентирована не на прошлое, а на будущее с его возможностями для совершенствования сотрудников с учетом прежних ошибок и достижений. А грамотно организованная система поощрений поможет укрепить корпоративный дух организации и эффективно мотивировать сотрудников.

Технология проведения оценки
Любое мероприятие по оценке персонала предполагает наличие как минимум двух участников - подчиненного и его непосредственного руководителя. Ведь никто так не заинтересован в выявлении потенциала сотрудника, определении оптимальных путей и методов управления им, как непосредственный руководитель. К тому же именно руководитель обладает наиболее полным представлением о специфике работы сотрудника, круге его полномочий. Еще лучше, если в планировании и проведении оценки участвует так называемый эксперт. Это может быть менеджер по персоналу, независимый консультант или просто опытный руководитель, не имеющий к сотруднику прямого отношения (руководитель более высокого, чем непосредственный начальник, уровня; руководитель смежного отдела и т. п.).

Оценка сотрудников проходит обычно в несколько этапов. На начальной стадии этого процесса основную работу выполняет служба персонала, которая разрабатывает принципы и методику оценки, готовит необходимую документацию и материалы (в частности, положение о проведении оценки персонала), а также инструктирует руководителей и сотрудников. На следующей стадии процесса основной объем работы приходится на руководителей подразделений, которые знакомятся с пакетом документов, правилами проведения оценки и оформления результатов и проводят это мероприятие. На завершающей стадии служба персонала и руководители подразделений анализируют собранную информацию, разрабатывают программы карьерного роста, обучения и принимают решение о поощрении успешных сотрудников.

Как часто необходимо оценивать свой персонал? Рекомендуем проводить это мероприятие раз в год или полгода. Если этого требует специфика работы организации, можно и чаще - раз в месяц или квартал. Можно приурочить оценку и поощрения к праздничным датам (в том числе к корпоративным праздникам). График проведения оценки разрабатывается руководством каждой компании в зависимости от условий труда, организационной культуры и других факторов.

Основные критерии оценки
Критерии оценки персонала можно разделить на две основные категории: оценка результативности и оценка компетенций.

Оценка результативности. Оценка результативности позволяет проверить показатели работы сотрудника и одновременно развивать его потенциал. При оценке результативности показатели работы по итогам отчетного периода сравниваются с запланированными показателями (как количественными, так и качественными). Для этого в начале отчетного периода (за год или полгода до оценки) перед сотрудником ставятся цели, отвечающие SMART-критериям. Их должно быть порядка семи-девяти - оптимальное число для того, чтобы не рассеялось внимание и не снизилась работоспособность.

Как минимум две из поставленных целей должны быть связаны с профессиональным ростом сотрудника (например, приобретение определенных навыков управления, повышение уровня владения иностранным языком, изучение нового направления маркетинга). Остальные - с результативностью его работы. Результативность работы выражается в определенных показателях объемов продаж, в количестве реализованных проектов, в непревышении установленного лимита ошибок и т. д.
Если же перед сотрудниками организации не ставилось никаких определенных целей, их принято поощрять за работу без сбоев и добросовестное выполнение своих обязанностей.

Оценка компетенций. При оценке компетенций проверяются знания, умения и навыки сотрудника, его личные качества и особенности поведения. Такая форма оценки рекомендуется, если планируется изменение должности сотрудника, например его продвижение. Оценка компетенций отчасти похожа на интервью, проводимое при приеме на работу. Один из самых эффективных способов оценки в данном случае - решение ситуационных задач (кейсов). Ситуации моделируются с учетом специфики той должности, которую, предполагается, займет сотрудник. Существует два основных методических подхода: "кейс-расскажи" и "кейс-сделай".

При проведении "кейс-расскажи" оцениваемому описывают некую ситуацию и предлагают оценить ее или предположить, как он поведет себя в ней. Например, умение сотрудника брать на себя ответственность и готовность помочь клиенту может быть проверена такой ситуационной задачей: представьте, что звонит клиент и высказывает вам претензии за те ошибки, которые допустили не вы, а ваш коллега, тем не менее клиент обращается именно к вам, так как с вами лучше знаком, как вы поступите в такой ситуации? Если человек постарается решить возникшие трудности самостоятельно и не отправит клиента к своему нерадивому коллеге, значит, он вполне готов занять новую ответственную должность.

"Кейс-сделай" - это уже не просто описание задачи и ее гипотетическое решение на словах, а моделирование действий - что-то вроде деловой или ролевой игры. Оцениваемому предлагается действовать в заданных условиях в режиме реального времени. Например, переубедить "клиента", который после презентации продукта по каким-то причинам отказывается от его приобретения. Сотрудник должен понять причины отказа и в диалоге с покупателем привести веские аргументы, которые заинтересуют его в продукте и заставят пересмотреть первоначальную точку зрения.
Ситуационных задач можно придумать множество, главное помнить, что они должны быть ориентированы на выявление навыков (продаж, переговоров, составления бюджета, проведения маркетинговых исследований и т. д.), а не теоретических знаний.

Принимаем решения о поощрениях
На основе оценки персонала руководство фирмы принимает решение о награждении (поощрении) лучших сотрудников по итогам работы за отчетный период.

По итогам оценки результативности. Если оценка результативности сотрудника прошла успешно, он продемонстрировал свои достижения и профессиональный рост, то в качестве поощрения рекомендуется его премировать или преподнести ценный подарок (например, памятный диплом).

Как именно наградить сотрудника, решает руководство компании, исходя из бюджета организации и уровня дохода работника. Необходимо, чтобы награда имела ценность для сотрудника, иначе она не принесет нужного эффекта. Например, некоторые компании награждают отличившихся "поездкой мечты": сотруднику выдается сертификат на туристическую поездку в пределах установленной денежной суммы, а он сам выбирает, куда поехать.
Денежной премией можно поощрить сотрудников, которые качественно реализовали тот или иной проект, выполнили работу в сжатые сроки, проявили творческую инициативу, которая привела к увеличению прибыли компании. Обычно такое решение принимает непосредственный руководитель сотрудников и при необходимости согласовывает с вышестоящим руководством.

По результатам оценки компетенций. Если сотрудник показал хорошие результаты во время оценки компетенций, то в качестве поощрения рекомендуется присвоить ему очередной разряд, повысить заработную плату, перевести на более высокую или подходящую ему должность (то есть направить поощрение на карьерный рост). Для наиболее квалифицированных сотрудников, которые имеют большой опыт работы в компании, можно установить надбавку за выслугу лет.
Если необходимо поощрить сотрудников, зарплата которых уже достигла верхней границы должностного оклада, а повышение по служебной лестнице невозможно или нецелесообразно, можно выплачивать ежемесячные персональные надбавки к окладу.
В заключение отметим, что все рассмотренные способы поощрения сотрудников рекомендуется использовать только при отсутствии нарушений трудовой и финансовой дисциплины со стороны работников. К тому же они не распространяются на сотрудников, работающих в компании по договорам гражданско-правового характера.

А как у вас?
Мы обратились с вопросом к работодателям: как часто вы поощряете сотрудников вашей организации, каким образом?

Елена КУГАЙ, старший инспектор по кадрам,
ЗАО "Агро-Череповец" (г. Череповец)У нас сотрудников поощряют в основном к знаменательным датам, таким как 23 февраля, 8 Марта, и на корпоративные праздники. Мы вручаем премии, грамоты или объявляем благодарность.

Анна НИКИТИНА, менеджер по персоналу,
ТК "Кондитерский мир" (г. Пермь)
Торговый персонал компании мы оцениваем каждый месяц, офисных сотрудников - каждые два месяца. Работников поощряем в основном в денежной форме в виде повышения зарплаты. Также существуют различные надбавки, например, за ненормированный рабочий день, за профессионализм. Каждый год мы проводим профессиональный конкурс среди сотрудников, по его результатам определяем троих победителей, которые отправляются в путешествия. В этом году призом за первое место стала поездка в Италию, за второе - в Финляндию, за третье - в Санкт-Петербург. Кроме того, мы стараемся мотивировать работников повышением по карьерной лестнице и предлагаем достойным занять более высокие должности.

Елена КОСМЫНИНА, менеджер по персоналу
ООО "АСК" (г. Находка)
Большая часть сотрудников в нашей компании работают на результат. При начислении зарплат в расчет принимается система повышающих и понижающих коэффициентов. А такие виды поощрения, как грамоты, благодарности, ценные подарки, отдельные работники получают, например, к Новому году по ходатайству своего непосредственного руководителя.