САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 01:3120-04-2024
Суббота

 
Ф.Н. Филина, корреспондент "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Минфин объявил войну заниженным ценам

Проблема трансфертного ценообразования в нашей стране существует давно. Сделки между взаимозависимыми фирмами по искусственно заниженным ценам осуществляются повсеместно. В результате государство значительно недобирает средств в бюджет.

Этой проблеме был посвящен круглый стол под названием "Трансфертное ценообразование: вопросы совершенствования налогового законодательства РФ", проведенный недавно в Совете Федерации.
С основным докладом выступил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Он предложил вариант изменения статей 20 и 40 Налогового кодекса. Предприниматели и аудиторы после доклада выразили свою позицию по отношению к планируемым реформам. Мнение представителей Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Счетной палаты кардинально отличалось практически по всем пунктам от концепции Минфина.

Минфин о несовершенстве Налогового кодекса
В начале своего выступления Сергей Шаталов обозначил существующие проблемы, связанные с трансфертным ценообразованием. В первую очередь он отметил несовершенство именно законодательной базы для контроля над фирмами, которые уклоняются от уплаты налога на прибыль. "Все страны имеют правила регулирования таких сделок, . заявил он, . в России же эти правила практически отсутствуют".
По словам замминистра финансов, в статье 20 Налогового кодекса черты взаимозависимых фирм определены недостаточно четко. С одной стороны, формальным критерием является владение той или иной компанией более чем двадцатью процентами уставного капитала другой. А вот "сестринские" фирмы по закону не являются взаимозависимыми, хотя единственный собственник этих организаций владеет ста процентами акций в обеих. Такая путаница возникает потому, что в законе прописано: взаимозависимыми являются только те фирмы, которые имеют доли в дочерних структурах. "Сестринские" же предприятия общих долей не имеют. В то же время "суд может признать любые компании взаимозависимыми", потому что решение об этом он выносит согласно своему субъективному мнению.
Другая проблема возникает в связи со статьей 40 Налогового кодекса. В ней говорится, что сделки привлекут внимание налоговых служб, если они осуществляются по ценам ниже рыночных на двадцать и более процентов. А вот что такое рыночная цена, Налоговый кодекс определил нечетко. Непонятно, как ее вычислять и какие информационные источники способны доказать умышленную "заниженность" расценок той или иной фирмы.

Предложения чиновников
Сергей Шаталов обозначил предложения Минфина по внесению поправок в эти статьи. Наиболее радикальная мера . отказ от тех критериев определения взаимозависимых фирм, которые существуют сейчас. Вместо 20-процентного отклонения от уровня рыночных цен чиновники хотят ориентироваться на специальные "ценовые коридоры" для каждого конкретного товара. Эти возможные отклонения предлагается определять исходя из минимальных и максимальных расценок в данной отрасли, а не из какой-то средней величины.
Помимо этого заместитель министра финансов считает, что в случае трансфертного ценообразования нужно обратиться к западному опыту. В Европе, например, добросовестные предприниматели при своевременном оповещении налоговиков о своих заниженных ценах избегают штрафа. Как выразился г-н Шаталов, честные налогоплательщики могут получить "налоговую индульгенцию". В России 40-я статья Налогового кодекса такой возможности не предусматривает. Понятно, что сейчас этот шаг вызовет всего лишь бурный рост взяточничества. Однако в перспективе нововведение возможно рассмотреть и воплотить в жизнь.
Сегодня доказательства "заниженности" цен на товары должны обеспечивать налоговики. В своих поправках Минфин предлагает фирмам заняться сбором необходимой информации для отчета перед ФНС. По словам Сергея Шаталова, "обоснование цен для любого предпринимателя . это право, а не обязанность". Если он этим правом воспользуется, то налоговики только через суд смогут добиться доначисления платежей. Чиновники предлагают для фирм этот процесс упростить. Планируется составить перечень документов, которые могут считаться доказательствами "правильности" цен. Причем их все можно будет предъявлять в свободной форме.

Позиция предпринимателей и аудиторов
После доклада Сергея Шаталова выступил заместитель председателя Комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Беляков. Он сразу же назвал готовящиеся поправки "ужасом" для российских бизнесменов.
Прежде всего, г-н Беляков был возмущен тем, что в случае принятия предложенной Минфином концепции именно предприниматели будут доказывать "адекватность" расценок на свои товары и услуги. А это уже противоречит презумпции невиновности. Он не считает, что обоснование собственных цен является добровольным правом для фирм. По его словам, "налоговики все равно будут все решать через суд, так как дополнительных издержек от обращения в судебные органы они не понесут". А вот фирмы будут обременены новыми расходами. Сначала . на сбор необходимой информации. Если налоговую службу она не удовлетворит, то ко всему этому прибавятся и судебные издержки. Придется потратить немало времени прежде чем предприниматель сможет доказать свою честность. А по закону получается, что инспектор может потребовать обоснования цен у любой фирмы.
Практически неограниченные полномочия налоговиков породят рост фирм, работающих по "черным" схемам. "Зачем вести честный бизнес, если все твои сделки могут быть оспорены?" - спрашивает Сергей Беляков.
Он также рассказал о своих предложениях по изменению 20-й и 40-й статей Налогового кодекса. Предприниматели считают, что нужно снять контроль над сделками внутри страны, а более жестко отслеживать внешнеторговые операции. Большинство фирм уходит от налогов, используя иностранные офшорные зоны. Кроме того, представитель РСПП высказался категорически против предложения Минфина о введении предварительных согласований с налоговиками при заведомо заниженных расценках. В России ни сейчас, ни в ближайшем будущем такая практика неприменима, так как она будет только способствовать повышению уровня коррупции в стране, отметил выступавший.
Негативно о предстоящих изменениях Налогового кодекса высказался и аудитор Счетной палаты Владимир Пансков. Он рассказал о неразберихе в судах в отношении того, какие источники информации считаются официальными доказательствами правильности цен на товары.
В целом все участники круглого стола подчеркнули необходимость изменения Налогового кодекса в части регулирования трансфертного ценообразования. Главные поправки, скорее всего, коснутся именно порядка разработки критериев взаимозависимых фирм и умышленно заниженных цен. Однако какие именно меры признают эффективными . пока неясно.