САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 00:4319-04-2024
Пятница

 
Е. Семенова
Материал предоставлен журналом "Спутник главбуха" (Санкт-Петербург и Ленинградская область)

Каких сюрпризов ждать от "вмененки"

Одним из новогодних "подарков" стало повышение базовой доходности для вмененщиков в полтора раза. Как следствие, увеличилось налоговое бремя. Доработка питерского закона о ЕНВД по уменьшению К2 до сих пор продолжается. В каком направлении она ведется, нам рассказал Сергей Михайлович Зимин, заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ).

- Сергей Михайлович, на каком этапе сейчас находится доработка закона о "вмененке"?
- На сегодня все правки согласованы с налоговой инспекцией и Комитетом финансов Санкт-Петербурга. Проект готов к внесению на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга,

- Расскажите, пожалуйста, о правках, которые КЭРППиТ предлагает внести в закон.
- Основное - это снижение коэффициента К2 пропорционально повышению базовой доходности по основным отраслям, которые страдают от увеличения платежей, - бытовое обслуживание, стационарная торговля. В общей сложности мы предлагаем понизить К2 по 8-10 позициям. Что касается выездной, разносной торговли, то у них налог небольшой, им на "вмененке" жить выгодно. К тому же коэффициент-дефлятор в этом году ниже, чем в прошлом, что тоже влияет на величину налога в сторону уменьшения.

- Останутся ли какие-то виды деятельности с К2, равным 1?
- Мы не стали уменьшать нагрузку на торговые места на рынках. В прошлом году они платили 900 руб. в месяц, в этом стали платить 1500 руб. Что такое 1500 рублей для торгового места, например, на Кузнечном рынке? Эти деньги реально зарабатываются за один рабочий день. Поэтому для них К2 останется равным 1, это нормально.

- Еще каких-то изменений следует ждать?
- Да, Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2003 г. ≤ 299-35 (далее - Закон ≤ 299-35) в той редакции, в которой он действует сейчас, требует серьезной доработки. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона ≤ 122-ФЗ мы изъяли пункт 4 статьи 3 Закона ≤ 299-35. Данный пункт устанавливал мораторий на изменение налогового режима для малого бизнеса на четырехлетний период с момента госрегистрации. Эта отмена связана с тем, что статья 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. ≤ 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утратила силу.
Мы упростили понятийный аппарат, в котором давались расшифровки понятий, то такое стационарная торговля с торговым залом, без торгового зала и т.д. Это было главное требование прокуратуры Санкт-Петербурга. По этой же причине мы немного изменили и таблицу коэффициентов, снабдив ее более точными формулировками.
И еще предлагаем убрать ссылки на коды ОКУН.

- Тех, кто торгует на внутридворовой территории, чем-нибудь порадуете?
- Да, и это немаловажно. Мы нашли документ, в соответствии с которым определяется внутридворовая территория. Ведь на данный момент те вмененщики, которым пунктом 6 статьи 3 Закона ≤ 299-35 предоставлено право понижать К2 на 30 процентов из-за того, что их торговые точки расположены на внутридворовой территории, реально этим правом воспользоваться не могут. И все потому, что не был определен документ, опираясь на который налогоплательщик мог в налоговой инспекции подтвердить свое право на льготу. Мы предлагаем сделать ссылку на Техническое указание от 12 октября 2004 г. ≤ 20 Управления застройки Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

- Автостоянки останутся на "вмененке" только по услугам, оказываемым физическим лицам, или ситуация изменится?
- Платные автостоянки мы предлагаем ввести в Закон ≤ 299-35 в качестве самостоятельных плательщиков ЕНВД, а не в рамках бытовых услуг, как это есть сейчас. Физическим показателем будет квадратный метр с базовой доходностью 50 руб. в месяц.

- Рекламная деятельность будет введена под "вмененку"?
- Пока нет. С этим видом деятельности непростая ситуация. Сложность состоит в том, что сегодня не существует методики оценки эффективности мест для размещения рекламы. Городской центр по размещению рекламы имеет собственную методику расчета платы за рекламную площадь, но для налогообложения она не годится. Поэтому рекламу решили пока не трогать, до 1 июля точно, а может быть, и третий квартал захватим. Нам надо посмотреть, как работает ЕНВД по рекламе в других регионах, прежде чем принять такое ответственное решение в Санкт-Петербурге. Проблема еще в том, что рекламный рынок Санкт-Петербурга очень напряженный, и если мы в налоговом отношении допустим неточность, могут возникнуть проблемы операторов этого рынка.

- В каком смысле рекламный рынок города считается напряженным?
- Во-первых, этот налог нельзя рассматривать в отрыве от величины уровня арендной платы. Во-вторых, возникает проблема очень тонкой дифференциации. В Санкт-Петербурге не так много престижных рекламных мест. Как правило, рекламу заказывают крупные фирмы, малый бизнес здесь не представлен абсолютно. Причем заметьте, речь идет именно о рынке наружной рекламы, а не о газетах или телевидении. Крупные хозяйствующие субъекты очень скрупулезно выбирают место для размещения своей рекламы. Естественно, центральные районы города пользуются большим спросом. Мы попытались для дифференциации К2 применить систему зон градостроительной ценности. Но не получается, потому что градостроительная ценность плохо дифференцируется даже в рамках одного района. Она по другому принципу строилась.

- То, что Вы перечислили, говорит о колоссальной работе над Законом о "вмененке". Это свидетельство его несовершенства?
- Можно сказать, что Закон о ЕНВД жестковатый. Осенью 2003 года я пришел сюда работать и первое, с чем пришлось столкнуться, - "вмененка". И это было на митинговой волне. Предприниматели в один голос твердили, что К2, равный 1, - это много, а мы тогда опросили порядка 400 предприятий.
Когда в Санкт-Петербурге приняли "вмененку" в первоначальном варианте, очень сильно пострадали магазины смешанного ассортимента. А сейчас официально декларируется, что в центре города практически нет продовольственных магазинов. Бытовым услугам тоже досталось, отдельно стоящим автомойкам, не совмещенным с автосервисом и с магазинами по продаже сопутствующих товаров.

- Как Вы оцениваете перспективы вносимых КЭРППиТом предложений, они будут приняты?
- Я знаю, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга положительно относится к нашим поправкам. Мы уже не раз встречались с соответствующей комиссией Законодательного Собрания. Сложно, конечно, исправлять ситуацию: вводить на "вмененку" или выводить из-под "вмененки" какой-то вид деятельности. Понятно, что при этом мы создаем нестабильную ситуацию, но это необходимо делать.
На самом деле, пока в прошлом году у нас действовали "мягкие" значения К2, число вмененщиков возрастало. Предприниматели пошли декларировать доходы и платить налог. За три месяца их число стало на 10 000 больше, а это значит, что в резерве еще около 20 000.

- Хочется верить, что Ваша работа пойдет во благо предпринимателям и мы вскоре увидим-таки обновленную "вмененку".
- Думаю, что скоро этот этап плавно перейдет в следующий. Сейчас в Госдуме лежит проект закона, который должен распространить "вмененку" на нестационарный общепит (шавермы, хот-доги, все разносные и развозные точки общепита). Сейчас они выпадают из числа плательщиков ЕНВД в силу несовершенства НК РФ. Если новшества примут на федеральном уровне, мы предложим Правительству Санкт-Петербурга перевести на "вмененку" именно эти категории. У них хороший ресурс: они в любом случае выбирают места наибольшего покупательского потока. Там хорошая рентабельность. Распространение на них "вмененки" позволит несколько снизить налоги для тех торговых предприятий, которые не могут себе позволить выбирать место - для стационарной торговли и бытового обслуживания.