САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 14:1505-12-2021
Воскресенье

 
Н.В. Зубкова, Е.Н. Михеева, специалисты "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой."

Публикации из газеты "Федеральная бухгалтерская газета" от 16.03.05

Вексель: оформление важнее степеней защиты
Н.В. Зубкова, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты".

Покупатель предложил вместо денег рассчитаться векселем. Как поступить продавцу? Чаще всего фирмы не хотят терять клиента и соглашаются на такую форму оплаты. На что обратить внимание перед тем как принять ценную бумагу к учету, рассказал эксперт.

Ведущим прошедшего недавно семинара выступил Иван Михайлович Жилкин - профессиональный криминалист. Уже более десяти лет он работает в банковской сфере и занимается экспертизой ценных бумаг, и в том числе векселей. Лектор напомнил бухгалтерам, что если фирма примет от покупателя поддельный или недействительный документ, то ее ждут значительные убытки. Поэтому прежде чем соглашаться на оплату векселем, необходима осторожность и знание основных правил оформления ценной бумаги.

Присмотритесь повнимательнее
Для наглядности Иван Михайлович принес на семинар несколько копий документов, с которыми он сталкивался в своей практике. Вначале эксперт показал вексель, оформленный на листе обычной бумаги, без каких-либо признаков защиты. Дав время полюбоваться этим творением, лектор спросил присутствующих: "Как вы думаете, подобный вексель действителен?" Мнения бухгалтеров разделились, но большинство отрицательно покачали головами. В зале послышался шепот: "Филькина грамота какая-то."
К удивлению недоверчивых счетоводов оказалось, что такой вексель вполне законен. "Специальных требований к бланку, на котором оформлено обязательство, нет, - пояснил г-н Жилкин. - В принципе, когда вексель регулирует отношения только между двумя сторонами, такая форма вполне приемлема. Иными словами, если вы не собираетесь продавать или закладывать ценную бумагу, а просто через некоторое время получите по ней долг, то проблем скорее всего не возникнет".
Вторым подопытным экземпляром стал вексель, оформленный на цветном бланке с разводами вроде водяных знаков. К тому же казалось, что просматривается защитная нить. Он был очень похож на привычные глазу бухгалтера ценные бумаги крупных банков. "Такой вексель вы приняли бы более охотно?" - улыбнулся лектор. Но умудренные опытом слушатели не спешили отвечать, боясь опять ошибиться. Иван Михайлович подтвердил их сомнения: "Я называю это "бутафорским вариантом". У него только одно отличие от образца, который вы видели ранее: этот документ оформлен на цветном бланке, напечатанном в обычной типографии. Однако более красочное обрамление не добавит получателю уверенности. Как и в первом случае, кроме подписи здесь нет ни одного признака, который говорил бы о подлинности бумаги".
Как рассказал Иван Михайлович, несмотря на то, что представленные образцы вполне законны, большинство фирм предпочитает оформлять векселя на бланках с защитой. Во-первых, это вызывает большее доверие у последующих владельцев ценной бумаги. А во-вторых, обезопасит самого должника от подделок собственных векселей, которые мошенникам будет изготовить уже не так просто. Бланки утверждены постановлением правительства от 26 сентября 1994 г. ≤ 1094 и их можно приобрести через территориальные управления федерального казначейства. Однако данная форма носит лишь рекомендательный характер, и поэтому многие организации разрабатывают свои собственные бланки с различными дополнительными степенями защиты.

Проверьте по списку
Конечно, подделки могут встречаться и среди тех векселей, которые защищены не хуже денежных знаков. И такую "опасность" распознать сможет лишь профессионал, вооруженный специальным оборудованием. Однако бухгалтер может проверить хотя бы то, что в его силах. А именно: в оформлении векселя есть набор обязательных реквизитов, без которых он будет недействительным. Их перечень указан в Положении о переводном и простом векселе, утвержденном постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. ≤ 104/1341. В пунктах 2 и 76 того же документа названы немногочисленные исключения из этого правила.
Итак, к обязательным реквизитам относят:
- наименование "вексель";
- обещание уплатить определенную сумму;
- наименование того, кто должен платить (для переводного векселя);
- указание срока платежа;
- указание места, в котором должен быть совершен платеж;
- наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;
- указание даты и места составления векселя;
- подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).

При этом, как сказано в статье 2 Закона от 11 марта 1997 г. ≤ 48-ФЗ "О переводном и простом векселе", выписать данную ценную бумагу может как фирма, так и гражданин.
Г-н Жилкин заметил, что на многих обязательствах можно увидеть номер бланка. Однако и без него вексель имеет силу. Лектор также предостерег будущих владельцев о том, что если вексель заверен факсимиле руководителя, то суды обычно расценивают этот факт как отсутствие собственноручной подписи. В результате арбитры признают наличие так называемого дефекта формы векселя, и получить деньги по такому документу уже невозможно. Что касается автографа главного бухгалтера, то хотя он и несет дополнительную защиту, его нельзя считать обязательным атрибутом (п. 4 постановления пленумов ВС и ВАС от 4 декабря 2000 г. ≤ 33/14).
При получении векселя третьего лица также следует проверить сам факт выдачи ценной бумаги. То есть нужно удостовериться в том, что в реестре векселедателя есть соответствующая запись. Кроме того, бухгалтеру или директору стоит узнать, не значится ли обязательство в "черных списках" утраченных или арестованных векселей.
Итак, если вы самостоятельно или же с помощью экспертов убедились в том, что ценная бумага действительна, сделку можно оформлять. Выдачу векселя обычно подтверждают актом приема-передачи. Он составляется в двух экземплярах и остается у каждой из сторон.

Благодарим за помощь в подготовке материала информационно-правовую компанию "Основы Вашего Бизнеса".

К документам должен быть единый подход
Е.Н. Михеева, специалист "Федеральной бухгалтерской газеты"

Доходы и расходы фирма обязана подтвердить документами. Их бухгалтерская ценность одинакова. Однако к "затратным" бумагам инспекторы обычно проявляют повышенное внимание.

С таким неравнозначным отношением к документам столкнулась питерская фирма. Один и тот же перечень бумаг она использовала для подтверждения доходов и расходов по транспортировке грузов. Но если к выручке налоговые инспекторы не предъявили претензий, то затраты и "входной" НДС, который к ним относится, контролеры не признали.

По справедливости
Организация обязалась вывозить отходы нескольких промышленных предприятий. Для выполнения заключенных контрактов фирма воспользовалась услугами транспортной компании. Бухгалтер предприятия проследил, чтобы документы, подтверждающие оказание и оплату услуг, были в порядке. Так, у него на руках имелись договоры на перевозку отходов, акты выполненных услуг, счета-фактуры и платежки. Поэтому стоимость транспортировки он с чистой совестью отнес на расходы при расчете налога на прибыль, а также принял НДС к вычету по полученным услугам.
Казалось бы, проблем с налоговой быть не должно. Производственный характер приобретенных услуг налицо, да и подтверждающие документы в порядке. Однако инспекторы при проверке нашли, за что можно зацепиться. Они указали на отсутствие товарно-транспортных накладных. По мнению проверяющих, только такие документы в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса могут подтвердить факт перевозки. В итоге контролеры исключили из расходов стоимость транспортных услуг и доначислили налог на прибыль. Также они не признали вычет соответствующей суммы НДС. Руководитель организации не согласился с мнением инспекторов и обратился в суд.
Разбирательства в первой и апелляционной инстанциях фирма проиграла. Однако федеральные арбитры Северо-Западного округа встали на сторону организации (постановление ФАС от 19 января 2005 г. ≤ А56-24111/04). Судьи пришли к выводу, что факт перевозки может быть подтвержден не только товарно-транспортными накладными, но и другими первичными документами. Так, в качестве доказательства могут быть приняты договоры, акты выполненных услуг, счета-фактуры, документы об оплате. Все эти бумаги у фирмы были в наличии. Кроме того, арбитры отметили, что для подтверждения доходов организации налоговики не потребовали товарно-транспортных накладных. При таких обстоятельствах судьи признали правомерным включение стоимости транспортных услуг в расходы.
Доказав факт перевозки, судьи перешли к вычету по НДС. Они проанализировали представленные документы и решили, что предприятие обоснованно уменьшило налог. Все условия, которые для этого предусмотрены законодательством, организация выполнила. Счета-фактуры были оформлены правильно, уплата налога подтверждена платежными поручениями.

Пени под штраф не попали
Также в этом разбирательстве судьи рассмотрели вопрос о начислении штрафа по статье 120 Налогового кодекса. Организация не отразила на счетах бухгалтерского учета пени за несвоевременную уплату НДС. Налоговики признали это грубым нарушением и наказали фирму "рублем". Однако судьи с их точкой зрения не согласились и отменили штраф. Они напомнили, что грубым нарушением, в частности, является неправильная запись на счетах бухучета хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Неотраженные предприятием пени под штрафную статью не подпадают.