САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 18:5019-04-2024
Пятница

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право".
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации газеты "Учет, налоги, право" .11, 2005

Поголовного страхования зарплат не будет
Сергей НОВИКОВ

Механизм страхования работодателей от невыплат зарплаты скорее всего будет применяться только в отношении предприятий-банкротов. Об этом корреспонденту "УНП" сообщил директор департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России Александр Сафонов.
Информация о том, что в Минздравсоцразвития зреет идея обязать компании страховаться от невыплаты зарплат, появилась месяц назад. Тогда Александр Сафонов сообщил, что министерство предлагает создать некий фонд, в который работодатели должны будут перечислять определенные суммы, а при возникновении проблем с выплатами предприятие сможет воспользоваться средствами фонда. При этом о деталях инициативы директор департамента трудовых отношений умолчал. Данная информация возмутила бухгалтеров, которые с ходу окрестили страхование от невыплат "новым налогом на зарплату" (см. "УНП" ≤ 7, 2005, стр. 1).
На прошлой неделе нам удалось уточнить у Александра Сафонова некоторые подробности замысла. По его словам, идея заключается в том, чтобы защитить работников проблемных предприятий. "Когда мы говорим о страховании от невыплат заработной платы, прежде всего мы подразумеваем организации, вступающие в стадию банкротства. Предприятие-банкрот может выдать долги по зарплате только после завершения конкурсного производства. Поэтому нужно создать механизм, который позволит рассчитаться с работниками раньше, к примеру предусмотрев возможность реализации части активов до завершения конкурсного производства", - пояснил Александр Львович.
Правда, окончательного и однозначного ответа на вопрос, могут ли взносы стать обязательными для всех работодателей, директор департамента трудовых отношений так и не дал: "Пока мы готовы вынести на обсуждение самые разные варианты. Ведь нередко проблемы возникают на предприятиях, которым еще далеко до банкротства. Как быть, если покупатель не рассчитался с предприятием за товар? В этом случае можно, конечно, оштрафовать директора, но проблемы это не решит - ведь он задерживает выплаты не по злому умыслу, а из-за отсутствия денег". Однако неопределенность позиции чиновника не должна расстраивать работодателей: по словам Александра Сафонова, все решения по реализации идеи министерство будет вырабатывать совместно с представителями работодателей. Первое обсуждение нашумевшей инициативы должно состояться в Торгово-промышленной палате России 18 апреля.

Минфин потянулся к прибыли
Олег СПЕШНЕВ

Декларационная кампания по налогу на прибыль вышла на финишную прямую. Но лишь сейчас Минфин России довел до общественности разъяснения о том, как заполнить декларацию с учетом изменений в главу 25 НК РФ. На прошлой неделе финансовое ведомство обнародовало письмо от 25.02.05 ≤ 03-03-01-02/65 (опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 11, 2005).
Наши читатели уже частично знакомы с позицией финансового ведомства. Специально для газеты "УНП" ее изложил Карен Оганян (см. "УНП" ≤ 10, 2005, стр. 12). К примеру, Карен Иосифович объяснял, как правильно отразить в декларации распределение налога между региональным и федеральным бюджетами, как показать доход в виде дивидендов, как заполнить декларацию негосударственным пенсионным фондам. Эти вопросы нашли отражение и в письме Минфина России ≤ 03-03-01-02/65.
Помимо этого в документе специалисты финансового ведомства объясняют, как должны заполнять декларацию налогоплательщики, получающие целевые средства. Минфин напомнил, что к целевым средствам с 1 января 2004 года относятся страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, предназначенные для финансирования накопительной части пенсий, а также средства, получаемые профобъединениями страховщиков и предназначенные для финансирования компенсационных выплат по договорам ОСАГО. Все эти доходы надо отражать в листе 10 декларации и указывать соответствующие коды поступлений. Скажем, для пенсионных накоплений, в том числе страховых взносов, нужно указывать код поступления 320.
И еще один важный момент: если организация подает уточненную декларацию за 2003 год, то указанные доходы она должна отражать в листе 14 декларации.

Поправки в НК РФ: очередь не занимать!
Сергей НОВИКОВ

Минфин России заканчивает разработку трех законопроектов, корректирующих Налоговый кодекс. Как сообщили корреспонденту "УНП" в департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, два документа посвящены НДС и акцизам, а третий - изменениям в первую часть Налогового кодекса, в частности в статьи, устанавливающие правила налоговых проверок.
Как уже писала наша газета (см. "УНП" ≤ 9, 2005, стр. 1, 3), большинство готовящихся поправок должно порадовать налогоплательщика. Среди нововведений - переход с 2007 года с разрешительного на уведомительный порядок возмещения "экспортного" НДС, ускоренный возврат налога при капитальном строительстве, запрет на приостановление выездных налоговых проверок и установление исчерпывающего перечня документов, которые налоговики смогут требовать при камеральных проверках. Единственной ложкой дегтя может оказаться лишь отмена с 2006 года метода уплаты НДС "по оплате" и перевод всех налогоплательщиков на метод "по отгрузке".
При этом не исключено, что следующих инициатив Минфина, улучшающих Налоговый кодекс, придется ждать не менее трех лет. На прошлой неделе директор департамента финансовой политики Алексей Саватюгин озвучил идею о введении своеобразного моратория на корректировку НК РФ: "Необходимо на 3-5 лет отказаться от внесения поправок в Налоговый кодекс и зафиксировать правила игры". Такое заявление Алексей Саватюгин сделал, комментируя решение правительства не снижать ставку НДС в ближайшие три года. "Нельзя менять налоги и налоговую политику каждый год. Если слишком часто снижать налоги, то предприниматели поймут, что завтра налоги могут быть повышены с такой же легкостью, с какой сегодня мы их снижаем. А в подобных условиях крайне сложно планировать ведение бизнеса", - пояснил директор департамента финансовой политики Минфина России.

Пилюля для фармацевтов
Руслан БУШУЕВ

Сразу две новости для поставщиков лекарственных средств подготовили Росздравнадзор и Федеральная таможенная служба. Как водится, одна новость хорошая, другая плохая.
Начнем с хорошей: возможно, импортеры готовых лекарственных препаратов избавятся от необходимости получать так называемые лицензии на ввоз фармацевтической продукции. Об этом на пресс-конференции 16 марта сообщили руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев и глава ФТС России Александр Жерихов.
Распрощаться с "ввозными" лицензиями позволит новая система обмена информацией между двумя контролирующими органами - Росздравнадзором и ФТС России. О том, какими сведениями они будут обмениваться, говорится в специальном соглашении, которое руководители ведомств подписали на прошлой неделе.
Росздравнадзор будет сообщать таможенникам о выданных лицензиях на осуществление медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической деятельности, о разрешениях на ввоз незарегистрированных лекарств для проведения клинических испытаний. Со своей стороны таможенники буду предоставлять сведения из грузовых таможенных деклараций, данные по делам об административных нарушениях, зафиксированных при ввозе лекарственных средств, информацию из реестра объектов интеллектуальной собственности.
Оперативно переданные, эти сведения позволят значительно ускорить процедуру выдачи разрешительных документов, а в будущем - совсем отказаться от сплошного контроля ввозимых лекарств, говорит Рамил Хабриев.
А вот импортерам сырья для лекарственных препаратов не приходится рассчитывать на поощрение властей. Напротив, им нужно готовиться к ужесточению контроля. "Мы будем тщательнее проверять ввозимые субстанции в лабораториях и увеличим срок нахождения такого сырья в карантине", - пообещал руководитель Росздравнадзора.
Такие меры, по словам Рамила Усмановича, стали ответной реакцией властей на участившиеся случаи производства фальсифицированных лекарств из субстанций, ввезенных с нарушением таможенного законодательства. По данным Минздравсоцразвития России, до 90 процентов незаконных субстанций ввозится в Россию под видом безобидных химических соединений. Отследить такой "серый импорт" также позволит новая система обмена информацией, уверен Рамил Хабриев.

Подразделения: учет и уплата налогов

Письмо Минфина России от 16.02.05 ≤ 03-06-05-04/35 "О порядке постановки на учет организации в налоговых органах по местонахождению обособленных подразделений и представления налоговых деклараций"
(опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 11, 2005)

Е.А. Жашков, эксперт "УНП"

В письме от 16.02.05 ≤ 03-06-05-04/35 Минфин России взялся разъяснить положения НК РФ о постановке на налоговый учет организации по местонахождению обособленных подразделений, а также о порядке предоставления налоговых деклараций и уплаты налогов такими подразделениями.

Город один, инспекции разные
По мнению главного финансового ведомства, при создании обособленного подразделения у организации возникает обязанность встать на учет в налоговом органе по местонахождению каждого филиала или представительства. Причем эта обязанность сохраняется даже если подразделение и организация находятся в разных районах или округах одного города. Правда, это правило действует только если подразделение и организация попадают под "сферу влияния" разных инспекций.
При этом о создании обособленного подразделения головная организация должна еще и письменно уведомить "родную" инспекцию в течение одного месяца с момента принятия такого решения (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Декларации и баланс
Разобравшись с обязанностью по постановке на учет обособленных подразделений, Минфин России перешел к вопросам отчетности. При этом в "поле зрения" авторов письма попали налог на прибыль, земельный налог и налог на имущество.
Так, в отношении исчисления и уплаты налога на прибыль специалисты главного финансового ведомства страны заметили, что обязанность по представлению "обособленной" декларации не снимается даже если подразделение не имеет расчетного счета и отдельного баланса. Ведь, как справедливо отмечают авторы письма, факт создания обособленного подразделения зависит не от отдельного баланса и расчетного счета, а от наличия территориально обособленных от организации стационарных рабочих мест. Правильность такого подхода подтверждает и судебная практика (см., например, постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 10.06.03 по делу ≤ А 57-13234/02-16 и Уральского от 15.09.04 по делу ≤ Ф09-3854/04-АК округов).
Столь же логично и последовательно Минфин изложил свою позицию по "земельному вопросу" филиала или представительства. По его мнению, "земельная" декларация предоставляется по местонахождению подразделения (п. 1 ст. 398 НК РФ). Вызывает недоумение лишь один момент. Авторы письма, сославшись на статью 388 НК РФ, забыли учесть очень важное обстоятельство. Обладать земельными участками на праве пожизненно наследуемого владения могут только граждане. Об организациях в качестве субъекта пожизненного владения Земельный кодекс умалчивает (ст. 21 ЗК РФ). Поэтому с учетом требований статьи 388 НК РФ представлять декларацию нужно лишь организациям - собственникам земли или владельцам земли на праве постоянного (бессрочного) пользования. Другие права на такое недвижимое имущество, например аренда или хозяйственное ведение, не порождают обязанности представления декларации по земельному налогу.
И еще одно важное замечание. Обязанность платить земельный налог по правилам Налогового кодекса возникла лишь в тех субъектах РФ, где местные представительные органы власти успели принять соответствующий закон до 2005 года и довести его положения до общественности. Иначе он просто не будет действовать. Ведь изменения в НК РФ в части установления новых налогов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ). Поэтому там, где не успели принять закон о земельном налоге, по-прежнему действует порядок уплаты земельного налога, указанный в Законе РФ от 11.10.91 ≤ 1738-1 "О плате за землю".
Не забыл Минфин подробно проанализировать и неясности при уплате налога на имущество организаций с "безбалансовыми" филиалами и представительствами. При этом главное финансовое ведомство сделало важный для налогоплательщика вывод о том, что у него не возникает обязанности по уплате налога на имущество, если у подразделения нет отдельного баланса. В этом случае также не понадобится представлять ни авансовые расчеты, ни налоговую декларацию по местонахождению филиала или представительства.