САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 20:2623-04-2024
Вторник

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право".
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации газеты "Учет, налоги, право" .12, 2005

Считать зарплату по часам
Роксана АХМЕДОВА

Коммерческим предприятиям, возможно, придется перейти на почасовую оплату труда. При этом наименьший размер зарплаты будет рассчитываться исходя из прожиточного минимума. Это предлагает законопроект, разработанный в комитете Госдумы по труду и социальной политике.
Как рассказал корреспонденту "УНП" автор проекта, председатель думского комитета Андрей Исаев, документ предлагает введение часового МРОТ для негосударственных предприятий с 1 января следующего года. Новый часовой МРОТ должен равняться месячному прожиточному минимуму, поделенному на количество рабочих часов.
Фактически появление такого МРОТ будет означать увеличение минимальных зарплат во внебюджетном секторе почти в четыре раза. Ведь сейчас прожиточный минимум работника утвержден на уровне 2690 рублей в месяц (постановление Правительства РФ от 02.03.05 ≤ 105), а МРОТ равен 720 рублям. "На большинстве предприятий внебюджетного сектора прожиточный минимум в зарплате давно преодолен, иначе бы люди там не работали. Так что будет не столько повышение, сколько легализация зарплат, и это хорошо", - подчеркивает депутат. Это автоматически увеличит собираемость налогов, а значит, появятся средства на повышение оплаты труда работникам бюджетных организаций, говорит он. По законопроекту часовой МРОТ для бюджетников может быть введен с 1 января 2008 года. Тогда прожиточный минимум будет отождествлен с МРОТ, как того требует статья 133 Трудового кодекса. Причем в сроки, заявленные кабинетом министров.
"Сейчас мы направили проект закона в правительство, и в течение двух недель будем ждать ответа", - сообщил нам Андрей Исаев.
В заинтересованных министерствах идею Госдумы оценивают сдержанно. "Какая разница, что часовой, что месячный, все равно придется изыскивать средства на повышение оплаты бюджетников до прожиточного уровня!" - удивляются в Минэкономразвития России. В Минздравсоцразвития считают, что нужно детально ознакомиться с аргументацией авторов проекта: "Возможно, он заслуживает серьезного рассмотрения". Минфин же в этом вопросе занял привычную для главного финансового ведомства позицию: "Если правительство решит вводить часовой МРОТ, мы готовы это решение исполнить. Но пусть оно тогда укажет конкретные механизмы финансирования".

За гастарбайтера ответит работодатель
Сергей НОВИКОВ

"Контроль за работодателем - самый эффективный инструмент для воздействия на ситуацию с трудовыми мигрантами. Степень ответственности работодателя должна повышаться, он должен отвечать за все - от регистрации мигранта до получения разрешения на работу", - заявил 22 марта на пресс-конференции первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Юрий Демин.
По словам Демина, первым шагом к ужесточению ответственности стала норма, позволяющая с 1 февраля 2005 года привлечь руководителя фирмы-работодателя или предпринимателя, использующего труд гастарбайтеров, к уголовной ответственности за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). "Думаю и дальше нам нужно двигаться в том же направлении. А сейчас главное - заставить работать данную статью и создать судебные прецеденты ее применения", - отметил Юрий Демин. Причем, как заметил другой участник пресс-конференции, руководитель управления внешней трудовой миграции ФМС России Вячеслав Поставнин, появление прецедента не за горами - недавно на Дальнем Востоке была проведена проверка работодателя, и материалы проверки должны послужить основанием для возбуждения уголовного дела по новой статье УК РФ.
Другое программное заявление, сделанное чиновниками Федеральной миграционной службы, также касалось контроля: "Сегодня приоритетным становится не пограничный, а внутренний миграционный контроль". Его инструментами должны стать некие "внутренние миграционные инспекции". По словам представителей ФМС России, подобные инспекции действовали в экспериментальном режиме на территории пяти российских регионов и доказали свою эффективность. "В ближайшее время должно быть принято решение о создании подобных подразделений во всех субъектах РФ. Для создания нового подразделения в системе Федеральной миграционной службы понадобится два-три года", - заявил первый заместитель директора ФМС России Юрий Демин.
Чуть подробнее о функциях и полномочиях новой службы нам рассказал руководитель управления внешней трудовой миграции Вячеслав Поставнин: "Контроль за законностью привлечения иностранной рабочей силы должен стать одной из основных функций внутренней миграционной инспекции. Мне кажется, что в перспективе все контрольные мероприятия, связанные с внешней трудовой миграцией, должны проводиться только под эгидой новых подразделений - нужно сделать так, чтобы милиция и миграционная инспекция не дублировали функции друг друга". Кстати, отвечая на скептическую реплику корреспондента "УНП" "новые проверяющие - новые возможности для злоупотреблений", Вячеслав Поставнин призвал работодателей активнее сообщать о неправомерных действиях проверяющих по телефону доверия ФМС России (095) 169-83-49 и с помощью сайта ведомства www.fmsrf.ru.
Однако не "контролем единым" живет Федеральная миграционная служба. По словам Юрия Демина, распределение иностранных рабочих по территории страны необходимо регулировать с помощью предоставления отдельным работодателям и мигрантам налоговых преференций. "В данный момент большинство трудовых мигрантов сосредоточено в Москве и на юге России. А они должны работать там, где это необходимо для экономики страны. На наш взгляд, направить потоки мигрантов в нужные регионы можно с помощью закона о внешней трудовой миграции, закрепляющего налоговые преференции. Сейчас мы обсуждаем идею законопроекта со всеми заинтересованными ведомствами", - пояснил чиновник. Более близка к реализации другая законодательная инициатива ФМС России: как сообщил Юрий Демин, уже в весеннюю сессию Госдумой может быть рассмотрен законопроект, меняющий разрешительный порядок регистрации иностранных граждан на уведомительный, что, без сомнения, облегчит жизнь не только рабочим, но и работодателям.

"Аварийная" страховка готовится к повышению
Роксана АХМЕДОВА

Организациям, использующим опасные объекты, возможно, придется гораздо больше платить за обязательное страхование своей гражданской ответственности. Это предусмотрено законопроектом, разработанным в комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Документ планируется рассмотреть в первом чтении уже в весеннюю сессию.
Как заметили корреспонденту "УНП" авторы проекта, действующий сейчас закон о промышленной безопасности (от 21.07.97 ≤ 116-ФЗ) "безнадежно устарел": перечень опасных предприятий, которым надлежит страховать свою гражданскую ответственность, ограничен. Закон распространяется только на производства, имеющие отношение к опасным веществам (взрывчатым, окисляющимся, горючим и т. д.). Кроме того, не определен порядок страхования ответственности опасных предприятий, а страховые суммы установлены на слишком низком уровне.
По этим причинам был разработан специальный законопроект об "аварийном" страховании. Объекты страховки в документе разделяются на три группы. К первой, наиболее "безобидной" группе относятся автозаправочные и газонаполнительные станции и базы. Во вторую группу риска вошли металлургические и горные предприятия, а также промышленные производства, имеющие отношения к опасным веществам. Ну а к третьей группе причисляются гидротехнические сооружения.
В зависимости от этой градации, сумм возможного ущерба и тарифов страхования будут варьироваться ежегодные страховые взносы, которые придется платить владельцам опасных объектов. В отличие от действующих норм страховая сумма в законопроекте значительно увеличена, что неизбежно приведет к росту уровня взносов. Проект предлагает страховать предприятия на суммы от 14,8 млн (для объектов, при аварии на которых пострадает не более 10 человек) до 1,7 млрд рублей (если в результате аварии может пострадать свыше 500 человек или будут нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек).
Что касается страховых тарифов, то по проекту ставки должны рассчитываться в зависимости от размера возможного вреда и вероятности возникновения аварий. А корректирующие коэффициенты, которые вправе применять страховщики, определят с учетом уровня безопасности объектов и "состояния готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации". Как стало известно корреспонденту "УНП", не исключено, что базовые тарифные ставки по каждой группе будут утверждаться Правительством РФ, так же как и корректирующие коэффициенты. На этом настаивает кабинет министров.

Вычет по НДФЛ глазами работодателя
Андрей КРЫЛОВ

Специалисты ФНС России разъяснили работодателям некоторые вопросы, связанные с предоставлением сотрудникам имущественного налогового вычета. Так, в информационном сообщении, которое на прошлой неделе появилось на официальном сайте ведомства, налоговики заявили: организация независимо от даты обращения работника обязана предоставить вычет за весь календарный год. Правда, о схеме, которая позволила бы бухгалтеру выполнить данное указание, корреспонденту "УНП" пришлось узнавать дополнительно.
Как известно, с 1 января 2005 года гражданин, купивший квартиру или дом, может получить налоговый вычет по НДФЛ за 2005 год по месту работы (п. 3 ст. 220 НК РФ). Выглядит эта схема так. Счастливый покупатель квартиры собирает документы, необходимые для подтверждения права на вычет, и представляет их в инспекцию. Налоговики в течение 30 дней проверяют документы и, если все в порядке, выдают работнику уведомление (форма утверждена приказом ФНС России от 07.12.04 ≤ САЭ-3-04/147). Уведомление вместе с письменным заявлением о предоставлении вычета покупатель недвижимости приносит работодателю, и тот на основании представленных документов перестает удерживать из зарплаты работника НДФЛ. Однако налоговики в информационном сообщении указали: независимо от даты подачи документов вычет должен быть предоставлен за весь календарный год. И в связи с данным заявлением у бухгалтера организации может возникнуть один вопрос.
Допустим, работник обратится за вычетом в апреле 2005 года. За счет каких средств можно вернуть получателю вычета налог, уплаченный за сотрудника в первые три месяца 2005 года?
"За счет сумм НДФЛ, удержанных у других сотрудников", - ответили нам в управлении налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты госпошлины ФНС России. Что это означает? Предположим, что сумма НДФЛ, уплаченная за получателя вычета в январе, феврале и марте, составляет 10 тыс. рублей. А общая сумма НДФЛ, удержанная в апреле со всех сотрудников, - 100 тыс. рублей. В этом случае в бюджет следует заплатить 90 тыс. рублей, а 10 тыс. рублей выдать на руки получателю вычета.
Отметим и другой важный момент, упомянутый в информационном сообщении. Фискалы подчеркнули: вычет в течение года можно получать только у одного налогового агента. Соответственно, если к вам устроился сотрудник, который успел оформить вычет по месту прежней работы, вы уже не можете в 2005 году предоставить ему вычет. Тут у бухгалтера может возникнуть вопрос: как удостовериться в том, получил новый сотрудник вычет на прежней работе или нет? Для решения проблемы достаточно соблюдать всего одно правило: бухгалтер должен предоставлять вычет только на основании подлинника уведомления из налоговой инспекции и не принимать от сотрудников никаких копий. Дело в том, что налоговая инспекция в течение года может выдать покупателю недвижимости только одно уведомление о праве на вычет. И если сотрудник в текущем году уже оформлял вычет, он должен был сдать уведомление прежнему работодателю.

Принял наличные - проверься на ЕНВД

Письмо Минфина России от 03.03.05 ≤ 03-06-05-04/49

Письмо Минфина России от 09.03.05 ≤ 03-06-05-04/51

(опубликованы в приложении "Официальные документы" ≤ 12, 2005)

М.В. Бурехина, эксперт "УНП"

В Налоговом кодексе очень четко определены критерии, по которым налогоплательщик попадает в разряд розничных торговцев и, следовательно, в категорию плательщиков ЕНВД. Это в письмах от 03.03.05 ≤ 03-06-05-04/49 и от 09.03.05 ≤ 03-06-05-04/51 подтвердило и главное финансовое ведомство страны. В них оно рассмотрело конкретные случаи, в которых организации должны перейти на ЕНВД.

Оптовики
Письмо Минфина от 03.03.05 ≤ 03-06-05-04/49 посвящено следующей ситуации. Оптовая фирма продает товары со склада, и покупатели расплачиваются с ней наличными. Здесь Минфин без сомнений заявляет, что для целей ЕНВД такая деятельность признается розничной торговлей. При этом не важно, для каких целей (личных или предпринимательских) и в каком количестве покупатели приобретают товары. Заметим, что ранее МНС пыталось доказать, что на ЕНВД переводятся только те продавцы, которые реализуют товары для личного потребления (письмо от 04.09.03 ≤ 22-2-16/1962-АС207).
Затронул Минфин и вопрос определения показателя базовой доходности при продаже товаров со склада. Ведь физические показатели базовой доходности в случае розничной торговли зависят от того, какой способ реализации выбрал продавец (с использованием стационарной торговой сети или без нее). Физическим показателем может быть либо торговое место, либо площадь торгового зала.
Правда, четкого ответа на вопрос, какой показатель доходности надо применять при розничной торговле со склада, Минфин не дал. Как указано в письме, говорить о стационарной торговой сети можно только если у налогоплательщика есть прочно связанные с земельным участком здания и строения, специально оборудованные для продажи товаров (ст. 346.27 НК РФ). К таким зданиям относят магазины, павильоны и киоски. Минфин указал на то, что склад оптовой фирмы ближе всего к понятию "магазин". В магазине кроме торгового зала есть подсобные, административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Если склад отвечает этим признакам, то показателем доходности будет площадь торгового зала. Если соответствия "магазинным" критериям нет, то это уже будет объект нестационарной торговой сети. Тогда показателем доходности будет торговое место.
То есть фактически сумма налога зависит от мнения налогового инспектора о том, оборудовано ли ваше помещение специально для торговли.

Aлкоголь с доставкой
Во втором письме (от 09.03.05 ≤ 03-06-05-04/51) Минфин отвечал на запрос налогоплательщика, который заключает договоры на поставку пива организациям и предпринимателям, при этом товар доставляется экспедиторами. Торговых площадей у налогоплательщика нет, расчет наличными производится у клиента с применением ККТ.
Согласно статье 346.27 НК РФ, под розничную торговлю, облагаемую ЕНВД, не подпадает реализация напитков, в том числе алкогольных, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания. Не облагается ЕНВД и реализация подакцизных товаров, которые указаны в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 НК РФ.
Пиво является подакцизным товаром, но указано в подпункте 4 пункта 1 статьи 181 НК РФ. Поэтому при торговле пивом за наличный расчет, но не в точках общественного питания организация подпадает под ЕНВД.
Физический показатель базовой доходности, по мнению Минфина, в данном случае - торговое место. Но такой показатель применяется только когда помещение, используемое организацией для заключения договоров на поставку товаров, нельзя признать магазином или павильоном. Если же помещение, в котором заключен договор было, например, магазином, показателем базовой доходности будет площадь торгового зала.
На наш взгляд, этот вывод весьма спорен. Ведь непонятно, как поступать, если договор подписывался не в самом торговом зале, а в кабинете директора. И, кроме того, понятие "торговля" помимо заключения договора включает в себя и исполнение обязанности по передаче вещи. Да и вообще, не ясно, каким образом налоговики смогут доказать, где именно подписан договор.