САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 01:0926-04-2024
Пятница

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты".
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 4.04.05

За щит без рекламы платить ЕНВД не надо

Т.А. Васильева, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Нередко на улицах можно увидеть щиты с фразой "Место для вашей рекламы". Это означает, что фирма еще не нашла клиентов, которые хотели бы именно в этом месте разместить информацию о своих товарах или услугах. Нужно ли платить ЕНВД в таком случае, пояснили налоговые инспекторы.

Закончился первый квартал. Предпринимателям и организациям, размещающим рекламу своих клиентов, вскоре предстоит впервые отчитаться по вмененному налогу. Новое письмо ФНС от 3 марта 2005 г. ≤ 22-2-16/289 будет им как нельзя кстати. Этот документ прокомментировали эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера".

Один день равняется месяцу
На практике может сложиться ситуация, когда организация временно не заключала договоры о размещении рекламы. Порядок расчета ЕНВД будет зависеть от того, как долго фирма не занималась вмененным бизнесом.
Если организация не осуществляла деятельность в течение всего квартала, платить единый налог она не обязана. Должна ли компания при этом представить в налоговую нулевую декларацию по деятельности за квартал? Инспекторы считают, что должна (см. письмо УМНС по г. Санкт-Петербургу от 27 мая 2004 г. ≤ 07-08/11271). Однако суды придерживаются противоположной позиции (постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 августа 2004 г. ≤ А42-2394/04-11, ФАС Волго-Вятского округа от 28 апреля 2004 г. ≤ А17-3178/5/35). По мнению арбитров, если организация не размещала рекламу в течение всего квартала, налогоплательщиком она не является, а значит и представлять декларацию не обязана.
Организация, которая не размещала рекламу в течение месяца, должна платить ЕНВД. Но в расчетах участвуют только те месяцы, в течение которых фирма осуществляла деятельность, подпадающую под спецрежим.
Если фирма оказывала рекламные услуги хотя бы один день в течение месяца, заплатить налог придется за полный месяц. В то же время нужно учесть, что если в течение месяца какие-либо отдельные рекламные площади пустовали, договоры в отношении них фирма не заключала, учитывать их для расчета налога не нужно.

Как обосновать расчеты
Расчеты единого налога фирма всегда должна подтверждать документами. Например: организации, осуществляющие розничную торговлю или общепит, могут обосновать площадь торгового зала или зала обслуживания инвентаризационными и правоустанавливающими документами (ст. 346.27 НК). О рекламных же услугах в кодексе ничего не сказано. Недостаток этот восполнен в письме ФНС. По мнению сотрудников налоговой службы, величину физического показателя (площадь световой или полиграфической поверхности) подтверждают любые документы, в которых содержатся сведения о тех или иных стационарных технических средствах, их типе и разновидностях. Прежде всего это договор аренды средств наружной рекламы и соглашения с заказчиком рекламных услуг. Также к числу документов, подтверждающих расчеты единого налога, относятся паспорт рекламного места, разрешение на размещение рекламы, эскизы или дизайн-проекты рекламных конструкций.
Другой актуальный вопрос, а именно: как доказать, что в течение месяца вмененную деятельность организация не осуществляла, . в новом письме не освещен. Поскольку условный доход определяется на основании размера рекламного поля, совершенно очевидно, что фирма не размещала рекламу, если она лишилась всех своих площадей (например: передала принадлежащие ей щиты в аренду). Доказательствами расчетов будут являться соответствующие соглашения с партнерами. В таком же порядке можно обосновать тот факт, что щиты находились в длительном ремонте. Доказательством в данном случае станет договор подряда с ремонтной организацией.

Новые технологии избавят от очередей в налоговых

Т.Н. Глазкова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Методика двухмерного штрихового кодирования данных налоговых деклараций призвана облегчить работу не только сотрудников инспекций, но и бухгалтеров. О сути нового технологического решения эксперту журнала "Расчет" рассказал заместитель генерального директора ГНИВЦ ФНС Юрий Волков.

"Отчетность в электронном виде сдают 50 процентов из всех налогоплательщиков России, . рассказывает Юрий Волков, заместитель генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС). . Но при этом лишь 8 процентов сдают декларации через каналы связи специализированных операторов с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Все остальные пользуются дискетами".
"Конечно, для налогоплательщика это удобно, . продолжил Юрий Константинович, . но не всегда приемлемо для нас, хотя бы потому, что перед тем как принять дискету, ее надо сверить с информацией на бумаге. А это очень трудоемкий процесс. Отменить бумажные декларации при представлении информации на дискете можно только в случае всеобщего использования ЭЦП. Работа в этом направлении ведется, но это длительный процесс. Поэтому мы решили использовать технологию штрихового кодирования. Для этого достаточно закодировать всю информацию из декларации в особом двухмерном штрихкоде, который будет печататься на самой декларации. Через секунду после того как инспектор поднесет сканер к такой декларации, вся информация попадет в компьютер".
"Эта технология поможет разгрузить очереди. Освободит инспекторов от утомительного ручного ввода, и они смогут больше времени уделять самим плательщикам налогов и оказывать, например, консультационные услуги, . добавляет Юрий Константинович. . Последняя черта, которая отделяет наш метод обработки деклараций, это приказ, регламентирующий использование нового кода в инспекциях. Сам проект приказа о применении двухмерного штрихкода в формах налоговых деклараций уже направлен в Минфин для согласования и утверждения".
При новом методе, чтобы сдать декларацию, бухгалтеру достаточно будет положить ее в специальный ящик в налоговой инспекции. Да и с точки зрения закона двухмерный штрихкод вполне уместен . ведь на декларации стоит личная подпись налогоплательщика, следовательно, применение ЭЦП в данном случае не требуется.
Напечатать двухмерный штрихкод на декларацию несложно. Во-первых, это может сделать бесплатная программа самого ГНИВЦ, с помощью которой многие налогоплательщики уже готовят отчетность. Во-вторых, есть и другая технология. Эта разработка представляет собой небольшой программный модуль, который "перехватывает" команду "Печать" вашей бухгалтерской программы и оптравляет документ на виртуальный принтер . тот, что был специально "придуман" программой для вашего компьютера. Программный модуль обрабатывает данные декларации из виртуального принтера и выводит декларацию на реальный принтер, но уже с двухмерным кодом. Двухмерный код обладает значительно большей емкостью, чем обычный штрихкод из вертикальных полос.
По словам Юрия Волкова, применять двухмерный штрихкод можно уже сейчас, однако возникает вопрос: насколько сами инспекции готовы к "бумаго-магнитному" носителю? Ведь оснастить и настроить дорогостоящее оборудование во всех инспекциях хотя бы одного города . задача не из легких. Поэтому, как признают в ГНИВЦ, реальное применение технологии двухмерного штрихкода стоит ожидать со II квартала этого года, да и то только в крупных городах.

Необязательный подрядчик вернет задаток в двойном размере

П.А. Кубышкин, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

Когда одна организация получает от другой задаток, то в случае нарушения условий договора она должна возместить эту сумму в двойном размере. Об этом требовании Гражданского кодекса недавно напомнили арбитры.

Фирма-заказчик заключила договор с научным центром на осуществление научно-исследовательских работ. Партнеры разделили все работы на три этапа и определили сроки исполнения каждого. В установленные дни подрядчик должен был представлять соответствующие результаты работ. В случае невыполнения данного обязательства компания-заказчик имела право отказаться от исполнения всего контракта. В качестве одного из условий договора фирма перечислила научному предприятию задаток, сумма которого составила четыре миллиона рублей.
К сроку выполнения первого этапа подрядчик не представил результаты проделанной работы. Это послужило поводом для того, чтобы организация-заказчик прекратила договор в одностороннем порядке. В отношении задатка между сторонами возник спор. Фирма настаивала на том, что научный центр обязан вернуть задаток в двойном размере, поскольку контракт был расторгнут по вине подрядчика, к тому же данное условие было предусмотрено в договоре. Подрядчик отказался возвращать восемь миллионов, и компания была вынуждена обратиться в суд.
Судьи первой инстанции поддержали фирму, аналогичную позицию заняли и арбитры апелляционного суда. Представители научного предприятия с мнением служителей Фемиды не согласились и подали кассационную жалобу, которая также осталась без удовлетворения. Арбитры ФАС Московского округа в постановлении от 15 февраля 2005 года ≤ КГ-А40/376-05 указали, что согласно пункту 2 статьи 381 Гражданского кодекса организация, получившая задаток, обязана вернуть его в двойном размере, если неисполнение договора произошло по ее вине.
Прокомментировать этот хозяйственный спор согласился юрист Владимир Сергеевич Новоселов.
"В подобных ситуациях главное установить, кто из партнеров не выполнил условия соглашения. Если за неисполнение договора ответственна фирма, давшая задаток, то вся сумма задатка остается у ее контрагента (п. 2 ст. 381 ГК)".