САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 03:1527-04-2024
Суббота

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 5.04.2005

Вексельный долг надо еще получить

Н.Д. Пашутова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Нередко фирмы оформляют долг по договору поставки векселем. Федор Гудков, специалист в области вексельного права и налогообложения, считает, что такой способ опасен для продавца. Ведь для того чтобы получить деньги, кредитору необходимо соблюсти ряд формальностей. Иначе должник на законных основаниях сможет заявить возражения против оплаты векселя.

О возможных возражениях против оплаты векселя шла речь на семинаре, где побывал корреспондент журнала "Московский бухгалтер".
Как рассказал Федор Гудков, прежде всего должник может отклонить требование об оплате векселя при наличии встречного денежного требования к кредитору. Например, обладатель векселя когда-то давно не оплатил услуги, оказанные вексельным должником, и он теперь отказывается возвратить деньги.
Если кредитор не согласен с претензиями должника по зачету вексельного долга в счет старой задолженности, то векселедержателю необходимо обратиться в суд. Однако вексельному требованию можно противопоставить лишь денежное. Векселедатель не вправе сослаться, к примеру, на наличие долга по передаче товаров.

Список бывших владельцев
Нарушение непрерывного ряда передаточных надписей (индоссаментов) также иногда становится причиной отказа в оплате векселя. Предыдущий держатель с помощью индоссамента передает следующему право на получение платежа по векселю. "Старый" владелец несет ответственность за платеж, сделав передаточную надпись на ценной бумаге (ст. 146 ГК).
Вексель может менять держателя неограниченное количество раз. Однако лишь непрерывная цепочка передаточных надписей гарантирует, что последний держатель сможет предъявить этот документ к оплате. Об этом сказано в пункте 16 Положения о простом и переводном векселе, утвержденном Постановлением СНК и ЦИК СССР от 7 августа 1937 г. ≤ 104/1341 (далее - Положение). Смысл надписи в том, чтобы законно передать право на получение долга по векселю новому владельцу. Таким образом, если хотя бы один из индоссаментов отсутствует или зачеркнут, то это создает возможность возражения против оплаты.
Кстати, непрерывный ряд передаточных надписей необязательно должен быть выставлен в хронологической последовательности. Следовательно, должник не вправе отказать в выплате, даже если индоссаменты идут не по порядку.

Предъявите документ
Законодатели установили специальную процедуру предъявления векселя к оплате. Если этот порядок будет нарушен, то у должника появится право отказать в платеже. Чтобы представить вексель к оплате, держатель должен выполнить следующие действия: заявить инициативу об оплате документа и продемонстрировать его подлинник должнику. Инициатива заявления принадлежит кредитору. Если он бездействует, то должник вправе внести причитающуюся сумму на депозит суда или нотариуса на имя держателя, при условии, что ему известно это имя (ст. 42 Положения). Заявление кредитора должно содержать все необходимые для уплаты реквизиты.
Федор Гудков подсказал, что лучше всего предъявлять требование обязательно в письменной форме. Безопаснее всего отослать заявление заказным письмом, чтобы получить квитанцию об отправке в качестве доказательства.
И заявление инициативы, и демонстрация подлинника ценной бумаги должны производиться в надлежащем месте, в надлежащий срок и надлежащему лицу.
Передавать ценные бумаги должнику до получения платежа не обязательно (ст. 408 ГК). Задача демонстрации подлинника состоит в том, чтобы векселедатель убедился в наличии документа и проверил непрерывность ряда передаточных надписей. Отдавать вексель должнику с целью проведения экспертизы на подлинность кредитор не обязан. Если векселедержатель считает, что обязательство фальшивое, то он может отказать в платеже. А уже суд будет рассматривать доказательства подлинности документа.

Нечестная сделка
Частой причиной возражений по оплате векселя является ссылка на недобросовестное или сознательно направленное в ущерб должнику приобретение ценной бумаги (ст. 16, 17 Положения). Если в момент покупки или ранее кредитор знал, что вексель выбыл из владения собственника помимо его воли (например, в результате потери или кражи), - это недобросовестное приобретение. В таком случае держатель обязан вернуть вексель законному владельцу. Если покупатель приобрел вексель, зная о недействительности сделки по выдаче ценной бумаги, или завладел ею путем кражи, то такое приобретение расценивается как сознательно направленное в ущерб должнику. При таких условиях вексельный должник не обязан платить.

Благодарим за помощь в подготовке материала информационно-правовую компанию "Основы Вашего Бизнеса".

Покупку валюты объясните банку

В.Г. Чирков, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Как приобретать наличную валюту для работников, которые направляются в зарубежную командировку? До недавних пор этот вопрос оставался открытым. Чтобы прояснить ситуацию, редакция журнала "Расчет" обратилась в Центробанк.

Ответное письмо Банка России от 22 марта 2005 г. ≤ 36-3/526 опубликовано в 7-м номере журнала "Нормативные акты для бухгалтера". Нельзя сказать, что его авторам удалось решить все проблемы. Однако полезная информация, которая позволит бухгалтерам самостоятельно принять правильное решение, в письме все-таки есть.
Напомним, что 18 июня прошлого года вступил в силу Закон от 10 декабря 2003 г. ≤ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон ≤ 173-ФЗ). В этот же день перестало действовать положение Банка России от 25 июня 1997 г. ≤ 62 "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов". По этому документу фирмы, которые направляли сотрудников в загранкомандировки, могли без специального разрешения приобретать валюту по безналичному расчету. Покупка наличной иностранной валюты для оплаты командировочных расходов была запрещена (п. 2.1 положения ≤ 62).
Вместо отмененного положения Центробанк ничего не выпустил. В самом Законе ≤ 173-ФЗ насчет приобретения валюты для оплаты командировок тоже ничего не говорится. В связи с этим у бухгалтеров возникали вопросы:
- можно ли обналичивать средства, зачисленные на валютные счета предприятий?
- вправе ли организации покупать валюту в обменных пунктах?
- надо ли спрашивать у банка разрешения на покупку иностранной валюты?

Разрешено все, что не запрещено
В принципе валютные операции между резидентами запрещены. Исключение составляют только расчеты (ч. 1 ст. 9 Закона ≤ 173-ФЗ):
- в магазинах "duty free" (беспошлинная торговля);
- c пассажирами транспортных средств во время международных перевозок;
- по посредническим договорам, заключенным между российскими и зарубежными компаниями;
- по договорам транспортной экспедиции, перевозки или фрахтования, если они связаны с международными перевозками грузов;
- по операциям с внешними ценными бумагами;
- при перечислении налогов в иностранной валюте (в случаях, предусмотренных действующим законодательством).
Перечень валютных операций, которые резиденты могут проводить между собой, закрыт. Однако в своем письме Центробанк пояснил, что организация, имеющая валютный счет (вклад), может без ограничений пользоваться деньгами, которые хранятся на этом счете. Таким образом, если фирма направляет сотрудника в загранкомандировку, ей достаточно просто обратиться в свой банк с заявлением на снятие наличной валюты. Обычно банки берут за такие услуги определенный процент, поэтому в учете организации появятся внереализационные расходы, которые можно будет учесть при налогообложении прибыли (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК). Если на валютном счете денег не хватает, банку можно дать поручение на покупку валюты. В этом случае он сам приобретет ее за счет фирмы и зачислит на валютный счет.
Нужно ли извещать банк о том, зачем снимается наличная валюта? На этот вопрос авторы письма ответили уклончиво. Дескать, прямых указаний в законодательстве нет, но банк как агент валютного контроля имеет право затребовать дополнительную информацию, связанную с проведением валютных операций (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона ≤ 173-ФЗ). Конечно, право и обязанность - это разные вещи. Поэтому совсем не обязательно, что банк сразу же заинтересуется, с какой целью вы покупаете доллары или евро. Но на всякий случай бухгалтеру стоит подготовить справку о предстоящей командировке и привести в ней расчет ожидаемых валютных затрат.

Обменный пункт - только для работника
Разумеется, валютные счета есть далеко не у всех. Но если по каким-либо причинам вы не хотите покупать валюту через банк, остается единственный вариант - идти в обменный пункт. Статус "обменников" определен в инструкции Центробанка от 28 апреля 2004 г. ≤ 113-И. Но этот документ применяется только в отношениях с физическими лицами. Что же касается фирм, то они могут проводить свои валютные операции лишь через счета в уполномоченных банках (ч. 2 ст. 14 Закона ≤ 173-ФЗ). Поэтому организациям путь в обменные пункты заказан.
Впрочем, многие фирмы решают эту проблему очень просто. Аванс на загранкомандировку они выдают рублях. А потом сотрудник самостоятельно меняет эти рубли на валюту. Правда, существует мнение, что в данном случае работник выступает от имени организации, и следовательно, тоже не может обращаться в обменный пункт. Однако эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера" подчеркивают, что никакого правового основания эта позиция не имеет. Более того, при таком подходе смешиваются понятия трудового и валютного законодательства. Ведь с того момента, как работодатель выполнил свою обязанность по выдаче аванса на командировку, сотрудник действует автономно и может самостоятельно решить, где именно ему обменять валюту.
Направляя сотрудника в загранкомандировку, организации вправе использовать и корпоративные банковские карты. Их держателями могут быть один или несколько работников фирмы. Деньги с карточек используются в пределах установленных лимитов. Причем карточка позволяет не только расплачиваться за услуги, но и снимать наличную валюту во время пребывания в командировке (п. 4.6 Положения Центробанка от 9 апреля 1998 г. ≤ 23-П).

Арбитры "смягчают" штрафы
Т.А. Аверина, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

Зачастую визит налоговых инспекторов заканчивается начислением санкций. Однако если привести веские доводы, то размер штрафа можно существенно уменьшить. Примером тому служит разбирательство в Западно-Сибирском округе.

Тяжелое финансовое положение
Налоговые инспекторы провели на фирме выездную проверку. По итогам ревизии они оштрафовали организацию в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса за неполную уплату налога на доходы физлиц. Поскольку деньги в бюджет не поступили, контролеры обратились в Арбитражный суд.
Служители Фемиды установили, что предприятию обоснованно начислен штраф. Однако его сумму арбитры уменьшили в десять раз. При этом судьи сослались на статью 112 Налогового кодекса. В ней говорится об обстоятельствах, смягчающих ответственность. Их перечень является открытым, и арбитры вправе признать тот или иной аргумент веской причиной для снижения штрафа.
В ходе разбирательства представители предприятия рассказали о тяжелом финансовом положении компании. Для подтверждения своих слов они предъявили судьям бухгалтерские балансы, а также решения налоговой инспекции о поэтапном погашении фирмой недоимки перед бюджетом.
Инспекторы не согласились с уменьшенной суммой штрафа и обратились в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 1 марта 2005 г. ≤ Ф04-727/2005(8788-А45-19)). Но и в этой инстанции их ждала неудача. Арбитры согласились с решением своих коллег о снижении размера санкций.
Это дело прокомментировал юрист фирмы "Правовой щит" Андрей Чернов: "Размер штрафа можно снизить как минимум в два раза при наличии смягчающих обстоятельств. Об этом сказано в пункте 3 статьи 114 Налогового кодекса. Перечень таких обстоятельств приведен в статье 112 Налогового кодекса. Среди них совершение нарушения из-за тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также под угрозой в силу материальной или служебной зависимости.
В то же время судом могут быть признаны иные обстоятельства, смягчающие ответственность. Нередко таким доводом становятся сведения о трудном материальном положении компании. К примеру, этот аргумент убедил также судей Восточно-Сибирского округа (постановление от 15 декабря 2004 г. ≤ А19-8567/04-20-Ф02-5161/04-С1)".

Другие аргументы
Не только тяжелое финансовое положение фирмы может убедить судей снизить сумму штрафа. Например, арбитры Восточно-Сибирского округа (постановление ФАС от 9 декабря 2004 г. ≤ А33-8186/04-С3-Ф02-5051/04-С1) приняли аргумент предпринимателя о незначительности пропуска сдачи налоговой декларации. Бизнесмен должен был отчитаться по ЕНВД за III квартал до 20 октября, а он принес декларацию на следующий день - 21 октября. Налоговики оштрафовали его по статье 119 Налогового кодекса. Судьи же постановили снизить размер санкций в два раза.
Арбитры Центрального округа (постановление ФАС от 31 января 2005 г. ≤ А48-6292/04-2) в качестве смягчающего обстоятельства приняли тот факт, что нарушение фирма совершила впервые.
Часто инспекторы штрафуют организации за то, что они поздно сообщают об открытии или закрытии счета в банке. Размер санкций зависит от периода просрочки. Так, за опоздание более чем на 90 дней контролеры накажут фирму на десять тысяч рублей. Если период просрочки меньше, то размер санкций составит пять тысяч рублей. Как показывает практика, эту цифру также можно снизить. Например, арбитры Восточно-Сибирского округа (постановление ФАС от 21 октября 2004 г. ≤ А19-7671/04-21-Ф02-4274/04-С1) заявили, что нарушение срока предоставления информации о закрытии счета в банке не повлекло за собой общественно опасных деяний. В результате размер штрафа была уменьшена в два раза.
Итак, сумму штрафа реально снизить. Однако к судебному разбирательству нужно подготовить документы, которые помогут убедить судей уменьшить размер санкций. Если, к примеру, предприниматель из-за болезни не смог вовремя принести отчет в налоговую, то прохождение лечения подтвердит больничный лист. Свидетельством тяжелого материального положения могут быть справка о дебиторской и кредиторской задолженности, банковские выписки, кассовая книга. Также веским доводом может стать переплата по налогам.