САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:1605-12-2021
Воскресенье

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 12.04.2005

Алексей Кудрин: "Доверие к власти со стороны бизнеса невелико"
Е.И. Габадзе, корреспондент "Федеральной бухгалтерской газеты"

На прошлой неделе впервые за пять лет в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему: "Налоговая реформа: состояние и перспективы". В ходе обсуждения депутаты попытались выяснить, какие проблемы больше всего волнуют предпринимателей и что государство может сделать для урегулирования сложных вопросов.
На встречу с парламентариями прибыли министр финансов Алексей Кудрин, его заместитель Сергей Шаталов, а также министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Первым взял слово глава Минфина. Свое выступление Алексей Кудрин начал с заявления о том, что налоговая реформа близится к завершению. Положительным итогом прошедших пяти лет он назвал сокращение количества налогов и сборов с 53 до 15, а также снижение отдельных налоговых ставок. Дальнейшего уменьшения налоговой нагрузки финансовое ведомство пока не планирует.

Спецсчета для НДС не забыты
Минфин выступает против любого снижения налога на добавленную стоимость. Причем, по словам Кудрина, такой подход не противоречит и пожеланиям самих представителей бизнес-общественности. Сегодня, по мнению министра, более важным является вопрос об ускоренном возмещении НДС при капвложениях и экспорте.

Скорее всего, новый порядок применения налоговых вычетов начнет действовать с 2006 года. Однако не исключено, что эти правила, как улучшающие положение налогоплательщиков, вступят в силу задним числом. Такой вариант имеет свое объяснение: предприниматели в ожидании следующего года могут попросту свернуть свою инвестиционную деятельность.

В сообщении министра вновь промелькнула идея ввести так называемые НДС-счета. В прошлом году бизнес-сообщество встретило эту инициативу в штыки. Ведь она неизбежно повлекла бы за собой вывод из оборота огромных средств предприятий. Однако альтернативный способ контроля за уплатой НДС - создание электронной базы счетов-фактур - тоже постигла неудача. Финансисты сами сочли его слишком дорогим для бюджета. В этих условиях Алексей Кудрин признал, что других "сильных лекарств" для борьбы с уклонением от уплаты налога, кроме введения НДС-счетов, Минфин пока не нашел.
Но первоочередной задачей государства министр назвал восстановление доверия к власти со стороны бизнеса. Он подчеркнул, что предпринимателей по-прежнему пугают действия контролирующих органов. В качестве "отрицательного" примера министр упомянул последствия камеральных проверок, по итогам которых в бюджет ежегодно доначисляется около 200 миллиардов рублей. И это при том, что пересчитывать налоговые платежи разрешено только в ходе выездных проверок.
Глава Минфина выступил за четкое разграничение этих двух направлений контрольной работы. Кроме того, он присоединился к предложению четко обозначить состав документов, которые налоговики вправе требовать от предприятий. Ведь сейчас подобного перечня нет, а значит, полномочия инспекций в этом вопросе ничем не ограничены.

Долой экономическое рабство!
И все же рассчитывать на то, что улучшение налогового администрирования обернется ощутимым ослаблением налогового давления, предпринимателям не стоит. В конце своего выступления Алексей Кудрин обратил внимание на новые акценты в работе налоговой службы. Он напомнил о необходимости повысить качество выездных проверок, а также высказался за увеличение численности налоговых инспекторов.
Выступление министра дополнил его заместитель Сергей Шаталов. Вернувшись к теме налоговых проверок, он заявил, что предприниматели вправе обжаловать их результаты с помощью аудиторов или адвокатов. Однако восстанавливать справедливость не обязательно в суде. С. Шаталов отметил, что внутри налоговой службы надо создавать подразделения, которые будут заниматься разрешением конфликтных ситуаций в досудебном порядке. В состав этих подразделений должны войти высококвалифицированные и добросовестные сотрудники ФНС. Впрочем, как будет проходить отбор специалистов и какие полномочия они получат, заместитель министра финансов не уточнил.

Выступление главы Минэкономразвития было более эмоциональным. С первых же слов Герман Греф обрушился на налоговую службу с критикой.
"Бизнес находится в экономическом рабстве у налоговиков. Однако их деятельность - вовсе не главная задача государства. Приоритетным должно стать решение задач по развитию гражданских институтов, экономики и бизнеса", - сказал министр. Он отметил, что "в мире нет ни одной страны, где экономика процветала бы только благодаря работе налоговой службы".
Впрочем, конкретных предложений было не много. Одно из них - жесткое ограничение сроков налоговых проверок до 3, а в исключительных случаях - до 5 месяцев. "За это время предприятие можно проверить справа налево и наоборот", - подчеркнул Герман Греф.
Итоги обсуждений подвел глава налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Олег Киселев. Он заявил, что сегодня "бизнес находится в состоянии недоумения, опасения и стагнации", но предложения по налоговому администрированию, которые разработал Минфин, вряд ли будут способствовать выходу из кризиса. И если предложенные меры реально не улучшат положение предпринимателей, бизнес-сообщество изменит свое отношение к стабильности налоговых ставок и будет настаивать на снижении НДС.

Судьба годовой прибыли - в руках собственников
П.А. Кубышкин, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

По результатам работы за 2004 год компания получила прибыль. Направления ее использования определят учредители на общем собрании. Этот вопрос напрямую коснется и бухгалтера фирмы.

Сроки годового собрания
Годовой отчет благополучно составлен. Документы сданы в налоговую инспекцию. Но это вовсе не означает, что о финансовых показателях работы фирмы за 2004 год можно забыть. Необходимо еще решить вопрос об использовании чистой прибыли, полученной в прошлом году.
Порядок ее распределения зависит от организационно-правовой формы предприятия. В акционерных обществах данный вопрос относится исключительно к компетенции общего собрания акционеров. Судьба прибыли общества с ограниченной ответственностью находится в ведении общего собрания его участников. Таким образом, момент принятия решения о том, куда будет направлена чистая прибыль компании, полностью зависит от сроков проведения общего собрания акционеров (участников) общества. Эти сроки никак не связаны с датой представления годовой отчетности. Собрания владельцев фирмы могут проводиться и позднее срока подачи баланса в инспекцию. Так, годовое собрание акционеров должно состояться в промежутке времени с 1 марта до 30 июня (п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. ≤ 208-ФЗ). Участникам ООО необходимо собраться в срок с 1 марта до 30 апреля (ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. ≤ 14-ФЗ).
Если до 31 марта 2005 года общее собрание владельцев не было проведено, то фирмы были вправе сдать отчетность и без учета распределения прибыли. Такой позиции на сегодняшний день придерживается Минфин (приказ от 31 декабря 2004 г. ≤ 135н). Об этом нововведении бухгалтерам еще раз напомнила на недавнем семинаре Татьяна Александровна Шнайдерман, консультант Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина.

Отражаем в учете
Итак, если годовое собрание акционеров (участников) фирмы еще впереди, бухгалтеру необходимо заранее знать, как отразить в учете распределение прибыли.
Прибыль, полученная за предыдущий год, учитывается на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Все операции по ее распределению отражаются по дебету этого счета.
Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, отчисления в резервный капитал, погашение убытков прошлых лет и другие цели.
При начислении дивидендов учредителям, не являющимся сотрудниками фирмы, а также юридическим лицам бухгалтер должен сделать такую проводку:
Дебет 84 Кредит 75-2

Если же дивиденды начисляются в пользу работников организации, то данная операция отражается в учете следующим образом:
Дебет 84 Кредит 70

Резервный капитал в обязательном порядке формируют только акционерные общества. Его размер не должен быть менее 5 процентов от уставного капитала АО. Кроме того, сумма ежегодных отчислений в резервный фонд не может составлять менее 5 процентов чистой прибыли общества. Участники ООО формируют резервный капитал в добровольном порядке, если это предусмотрено уставом общества. Отчисления в резервный капитал отражаются в учете следующей проводкой:
Дебет 84 Кредит 82

Если собственники приняли решение направить чистую прибыль на погашение убытков прошлых лет, то бухгалтер сделает проводку по субсчетам счета 84:
Дебет 84 "Прибыль, подлежащая распределению"
Кредит 84 "Непокрытый убыток"