САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 09:0019-04-2024
Пятница

 
Н.ТРУБИЦИНА, юрист
Материал предоставлен журналом "Практический бухгалтерский учет"

Косвенные налоги при торговле с Белоруссией

Начиная с 1 января 2005 года вступило в силу соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - соглашение). Оно ратифицировано Федеральным законом от 28.12.04 ≤ 181-ФЗ и применяется в отношении товаров, отгруженных, начиная с указанной даты.
Суть новых правил такова. Если товары ввозятся с территории России на территорию Беларуси или наоборот, то косвенные налоги (НДС и акцизы) взимаются по принципу страны назначения. То есть теперь косвенные налоги должны уплачивать импортеры, в то время как экспортеры от их уплаты освобождены.
Новые правила применяются только по отношению к реализации товаров - на работы и услуги они не распространяются. Порядок взимания косвенных налогов по работам и услугам должен оформляться отдельным протоколом, но пока такого протокола нет. В России работы и услуги облагаются в соответствии с российским законодательством.
Процедура взимания косвенных налогов подробно изложена в положении о Порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Беларусью (далее - положение), которое является неотъемлемой частью соглашения.
Рассмотрим порядок применения косвенных налогов сначала на примере импорта товаров в РФ из Республики Беларусь, а затем на примере экспорта с территории РФ на территорию Республики Беларусь.

О терминах
Соглашение определяет понятия "импорт" и "экспорт" не так, как Таможенный кодекс. Экспорт (по определению, данному в соглашении) - это вывоз товаров, реализуемых плательщиками косвенных налогов, с территории РФ на территорию Беларуси или вывоз товаров с территории Беларуси на территорию РФ. Импорт - ввоз товаров на территорию РФ с территории Беларуси или ввоз товаров на территорию Беларуси с территории РФ.
Таможенный кодекс РФ связывает экспорт и импорт с вывозом или ввозом товаров соответственно с таможенной территории РФ или на таможенную территорию РФ.
Различие понятий в том, что при перемещении товара между РФ и Беларусью вывоза с таможенной территории РФ или ввоза на таможенную территорию не происходит: у нас единая таможенная территория (см. соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06.01.95 "О таможенном союзе").

При импорте
Итак, при ввозе товаров с белорусской территории теперь нужно платить НДС и акцизы. Это касается и тех, кто применяет специальные режимы налогообложения, и от уплаты НДС внутри РФ освобождены. Об этом говорится в пункте 1 раздела I положения.
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров. Ее размер равен стоимости приобретенных товаров, увеличенной на стоимость доставки, страховки, многооборотной тары, а также упаковки (если все эти суммы не были включены в цену товара).
Налоговой базой для обложения акцизами является объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость ввозимых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
НДС и акцизы должны быть уплачены не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти товары будут приняты на учет. При этом применяются ставки, установленные НК РФ (по НДС либо 18, либо 10% в зависимости от вида ввозимых товаров). Налоги уплачиваются по месту постановки на налоговый учет.
Суммы косвенных налогов, уплаченные по импортированным товарам, подлежат вычетам в порядке, установленном российским законодательством (п. 8 раздела I положения). Например, для того чтобы произвести вычет по НДС, необходимо, чтобы импортированный товар был принят на учет, НДС уплачен в бюджет, и товар использовался для перепродажи или для осуществления операций, облагаемых НДС. И одновременно с этим должны быть представлены документы, о которых речь пойдет ниже.
По импортной операции представляются отдельные декларации - как по НДС, так и по акцизам. Делается это также не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти товары были приняты на учет. О том, как правильно заполнить такие декларации, говорится в письме Минфина России от 10.02.05 ≤ 03-04-08/21 "О представлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и акцизам". В частности, в этом письме (в пункте 1) сообщается, что операции по ввозу товаров на территорию РФ с территории Беларуси, облагаемые НДС в соответствии с соглашением, отражаются в отдельной налоговой декларации по НДС в разделе 2.1 "Расчет общей суммы налога" по строке 450, которая переносится в строку 030 раздела 1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика" этой же декларации. При этом по строке 010 раздела 1.1 декларации указывается код бюджетной классификации, на который зачисляются суммы НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ с территории Беларуси. Другие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в данной декларации не отражаются.
Как отмечалось выше, суммы НДС, уплаченные при импорте с территории Беларуси, подлежат вычету. В связи с этим в пункте 2 вышеназванного письма Минфин РФ разъясняет, что суммы НДС, подлежащие вычету, должны отражаться в обычной декларации по НДС, которая заполняется в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых на территории РФ по строке 330 раздела 2.1. Порядок заполнения отдельной декларации по акцизам разъясняется в пункте 6 указанного письма.
В письме также поясняется, что до тех пор, пока не будут утверждены новые формы деклараций, пользоваться следует формами, утвержденными приказом МНС России от 20.11.03 ≤ БГ-3-03/644 (в отношении НДС) и приказом МНС РФ от 10.12.03 ≤ БГ-3-03/675 (в отношении акцизов).
Одновременно с налоговыми декларациями в налоговый орган необходимо представить следующий пакет документов:

 - заявление о ввозе товара, составленное по форме, утвержденной по согласованию ФНС России и МНС Республики Беларусь. В нем указываются сведения о поставщике товара, виде договора, сведения о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Такое заявление должно быть подано в трех экземплярах. Первый экземпляр останется у налогового органа. А два других возвращаются российскому налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (см. приказ Минфина России от 20.01.05 ≤ 3н "О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов"). Один из полученных экземпляров российский налогоплательщик оставляет у себя, а второй должен переслать белорусскому поставщику. Ему он понадобиться для того, чтобы подтвердить в своем налоговом органе право на освобождение от уплаты косвенных налогов по экспортируемому товару;
 - выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
 - договор (его копию), на основании которого товар ввозится из Беларуси;
 - транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Беларуси на территорию РФ;
 - товарораспорядительные документы белорусского поставщика;
Следует отметить, что положением определены случаи, когда косвенные налоги при ввозе товаров на территорию РФ не взимаются. К таким случаям относится:
 - ввоз товаров в режиме транзита;
 - ввоз товара для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории РФ;
 - ввоз товаров, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию РФ;
Не надо платить акциз в порядке, установленном Соглашением по тем товарам, по которым в соответствии с законодательством РФ взимание акциза производится таможенным органом.

Порядок освобождения от уплаты косвенных налогов при экспорте товара
При налогообложении товаров, перемещаемых из России в Беларусь и наоборот, действуют практически те же принципы, что и с другими иностранными государствами. Это означает, что операции по экспорту товаров в Беларусь облагаются НДС по ставке 0%, а входной НДС, уплаченный экспортером своим поставщикам в отношении товаров (работ, услуг), используемых при производстве реализуемой в Беларуси продукции возмещается из бюджета.
Похожее правило действует и в отношении акцизов. Экспортеру предоставляется освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов), а также право на вычет в порядке, предусмотренном НК РФ.
Есть, правда, ряд особенностей. Прежде всего, следует учитывать, что правило о применении нулевой ставки и освобождении от уплаты акцизов не распространяется на товары, вывозимые из РФ и ввозимые на территорию Беларуси, если в соответствии с белорусским законодательством такие товары при их ввозе освобождаются от налогообложения. В то же самое время в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающим ставку НДС в размере 0% в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ в другие страны, такого изъятия нет.
Так же, как и при экспорте в другие страны, при реализации товаров на территорию Беларуси для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС, права на освобождение от уплаты акцизов, а также права на возмещение из бюджета, в налоговый орган следует представить налоговые декларации и определенный пакет документов.
О том, как заполнить декларацию по НДС в случае применения нулевой ставки при торговле с белорусскими партнерами, разъясняется в пункте 3 письма Минфина России от 10.02.05 ≤ 03-04-08/21. Если право на нулевую ставку подтверждено, то операции по реализации товаров в Беларусь, а также налоговый вычеты по ним отражаются в разделе 1 "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено" налоговой декларации по НДС по ставке 0%, соответственно, по строкам 040, 190, 300.
Помимо декларации в обоснование права на нулевую ставку НДС, на освобождение от акцизов, а также права на вычеты представляется следующий пакет документов:
 - договор (его копия) между российским экспортером и белорусским покупателем;
 - выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от белорусского покупателя. Если расчеты производились наличными денежными средствами, следует представить выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение полученных сумм на счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки. Если имеет место бартерная операция, представляются документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям и их принятие на учет.
 - третий экземпляр заявления о ввозе товара белорусским покупателем с отметкой белорусского налогового органа, подтверждающей, что белорусский покупатель заплатил косвенные налоги в полном объеме. (Следует отметить, что такое заявление подается белорусским покупателем в свой налоговый орган по той же самой форме, по которой подается заявление российской организацией в случае импорта на территорию РФ);
 - копии транспортных (товарораспорядительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
 - иные документы, предусмотренные российским законодательством.
Все документы должны быть заверены подписью руководителя организации экспортера и главного бухгалтера.
Декларации и указанные документы должны быть представлены в налоговый орган в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Если этого сделано не будет, то косвенные налоги придется уплатить. Причем за тот налоговый период, в котором произошла отгрузка (передача) товаров. В этом случае следует представить декларацию по НДС по ставке 0%, которая заполняется согласно указаниям, приведенным в пункте 4 письма Минфина России от 10.02.05 ≤ 03-04-08/21. То есть если право на нулевую ставку не подтверждено, то соответствующие операции, авансовые и иные платежи, поступившие в счет предстоящих поставок указанных товаров, а также налоговые вычеты по данным операциям отражаются в разделе 2 "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено" декларации по НДС по ставке 0% по строкам 110 (120), 310 (320), 440, 550 соответственно.
Экспортерам товаров в Беларусь следует учитывать следующий момент. Как правило, заранее не известно, удастся ли к сроку собрать необходимый пакет документов. Это означает, что экспортер может понять, что ему надо уплачивать косвенные налоги гораздо позднее, чем наступит срок уплаты этих налогов, который отсчитывается с момента окончания налогового периода. Следовательно, экспортеру придется заплатить не только налоги, но и пени. Возможно, что налоговая инспекция потребует также уплаты штрафа.
Экспортер может представить указанные документы и по истечении 90-дневного срока. В этом случае уплаченные косвенные налоги подлежат возврату в соответствии с правилами, установленными НК РФ. Но только в том случае, если документы были представлены не позднее трех лет, считая с момента, когда у экспортера возникла обязанность по уплате косвенных налогов. В отличие от сумм налогов, пени и штрафы не возвращаются.
После представления российским экспортером в налоговый орган всех необходимых документов, налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов, а также освобождения от уплаты акцизов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении (полностью или частично).
Если вышеуказанный пакет документов представлен не будет, то налоговые органы все равно вправе принять соответствующее решение. Для этого необходимо подтверждение (в электронном виде) белорусских налоговых органов о том, что при ввозе товаров в Беларусь косвенные налоги были уплачены в полном объеме. (Обратите внимание на слово "вправе").
Кроме того, в положении не определены обстоятельства, при которых в случае непредставления необходимых документов экспортер должен платить косвенные налоги и пени, и обстоятельства, при которых налоговый орган удовлетворится подтверждением белорусской стороны. Скорее всего, эта норма работать не будет.
Наконец, даже если экспортер своевременно представил в налоговые органы все необходимые документы, то это не означает, что претензии налоговиков будут автоматически сняты. В пункте 5 раздела II положения указано: "Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств Сторон обмена информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты . налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности.". Иначе говоря, если даже у российского экспортера все документы в полном порядке, но по данным белорусских налоговиков косвенные налоги импортером в белорусский бюджет не уплачены, то негативных последствий в виде недоимки, пени и штрафа не избежать.
На сегодняшний момент сложно сказать, как по данному вопросу будет происходить информационный обмен между российскими и белорусскими налоговыми органами. Будут ли они обмениваться информацией по каждой операции и в отношении каждого налогоплательщика, или это будет делаться выборочно? Поэтому столкнутся ли с такой проблемой все налогоплательщики или их незначительная часть, пока не известно.
В отличие от экспорта товаров в Беларусь при экспорте товаров в другие страны необходимый пакет документов, подтверждающий право экспортера на нулевую ставку НДС и на возмещение входного НДС, представляется в налоговые органы не позднее 180 дней с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации. Существенным отличием является и то, что не требуется подтверждение уплаты иностранным контрагентом косвенных налогов в своей стране. Ни в виде каких-либо отметок на документах, ни тем более в виде подтверждения от иностранных налоговых служб. То есть можно сделать вывод, что при экспорте товаров в другие страны процедура подтверждения права на нулевую ставку НДС и возмещение входного НДС несколько проще.
Еще один нюанс. Из положения следует, что российские экспортеры должны передать белорусскому партнеру счет-фактуру с проставленной на нем отметкой своей налоговой инспекции. Делается это для того, чтобы белорусский контрагент предъявил такой счет-фактуру в свой налоговый орган наряду с другими документами, подтверждающими импорт. (Выше отмечалось, что российский импортер для этих целей представляет товарораспорядительный документ белорусского поставщика). Порядок проставления российскими экспортерами отметок на счетах-фактурах также утвержден приказом Минфина России от 20.01.05 ≤ 3н. Проставление специальных отметок на счетах-фактурах осложняет процедуру тем, что представителю налогоплательщика придется лишний раз посетить налоговую инспекцию, и возможно, потратить немало времени на очереди.
Если на счете-фактуре соответствующую отметку не проставить, то белорусский партнер не подтвердит свой импорт. Следовательно, у российского налогоплательщика не будет экземпляра заявления о ввозе товара белорусским партнером с отметкой белорусского налогового органа, свидетельствующей об уплате косвенных налогов в белорусский бюджет со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Возможные проблемы
Существенным недостатком нового порядка является зависимость налоговых последствий для российского поставщика от действий (бездействия) белорусских партнеров. Экспортер может пострадать не только из-за того, что импортер не заплатил косвенные налоги в бюджет своего государства, но и из-за того, что импортер вовремя не передал экспортеру заявление о ввозе товара с необходимыми отметками, а также свой товарораспорядительный документ.
Частично решить эту проблему поможет включение в договоры условий о представлении белорусским партнером российскому поставщику необходимых документов в определенные сроки и штрафных санкций в случае нарушения этого условия. Однако если спор об уплате таких санкций дойдет до суда, то говорить о 100%-ной победе слишком рискованно.
Если провинившаяся сторона согласится (в письменном виде) уплатить штраф в добровольном порядке, или решение о взыскании таких сумм будет принято судом, то для российской организации, определяющей в целях исчисления налога на прибыль доходы по методу начисления, возникнут налоговые последствия. С признанных сумм нужно будет заплатить налог на прибыль. Причем не в момент реального получения денег, а в момент признания их должником или на дату вступления суда в законную силу (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
С высокой долей вероятности можно утверждать о том, что процесс подтверждение права экспортера на освобождение от уплаты косвенных налогов и возмещение входного НДС при экспорте товаров в Республику Беларусь будет не из легких.
Такой вывод можно сделать исходя из сложившейся практики при экспорте товаров в другие страны. Известно, что налоговые органы стараются отказать экспортерам в реализации законных прав всеми возможными и невозможными способами. С этой целью довольно часто проводятся встречные проверки поставщиков экспортера. Если выясняется, что поставщик свой НДС не заплатил, то экспортеру налог не возмещают (хотя такого основания для отказа НК РФ не предусматривает). Более того, известны случаи, когда налоговый орган отказывал в возмещении из-за того, что свой НДС не заплатил не поставщик экспортера, а поставщик поставщика.
Отказ следует и в тех случаях, если выясняется, что поставщик экспортера не состоит на учете в налоговых органах, или его нет в реестре налогоплательщиков. Хотя опять-таки в НК РФ ни о чем подобном не говорится.
Используются и иные способы. Например, придираются к оформлению выданных поставщиками счетов-фактур. Известно также множество случаев, когда налоговикам не нравилось, что отметка таможенного органа о пересечении границы стояла в документах не в том месте, где бы им хотелось.
И это только наиболее распространенные поводы для отказа. На практике их гораздо больше. Нет сомнений, что подобные методы работы и такой богатый опыт будут использованы налоговиками и в отношении организаций и ПБОЮЛ, поставляющих товары в Республику Беларусь.
Не исключена и такая ситуация. Экспортер своевременно представит все необходимые документы и заявление о возмещении НДС путем зачета или возврата, но никакого ответа (не положительного, не отрицательного) от налоговой инспекции не дождется. Некоторые налогоплательщики, экспортировавшие товары в иностранные государства уже сталкивались с такой проблемой. И это притом, что в НК РФ сроки, в которые налоговые органы должны принимать решения о возмещении НДС или об отказе четко прописаны.
И, если учесть, что в положении в отношении экспорта в Республику Беларусь такие сроки вообще не установлены, то следует предположить, что при экспорте товаров в Беларусь в ряде случаев с принятием соответствующих решений налоговики будут затягивать на неопределенный срок.
Выше отмечалось то, что налоговые ведомства РФ и Беларуси будут осуществлять информационный обмен по вопросам подтверждения уплаты косвенных налогов при импорте. Если соответствующую информацию белорусские налоговики не подтвердят, то экспортеру в его законных правах будет отказано.
По каким-либо причинам организационного, программного или технического свойства необходимая информация в соответствующие базы данных может быть не занесена или ошибочно удалена. Соответственно, экспортер может пострадать не только от действий (бездействия) своего белорусского партнера, но и от ошибок белорусских чиновников.
Кроме того, даже если таких проблем не возникнет, то помехой для нормальной работы может являться скорость информационного обмена. Сама по себе информация в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи поступает в течение нескольких секунд. Но, учитывая то, что у чиновников каждый шаг регламентирован приказами и инструкциями, можно предположить, что на запрос, передачу и прием необходимых данных уйдет немало времени.

А если товары нероссийского или небелорусского происхождения?
Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 28.12.04 ≤ 181-ФЗ со следующим заявлением: "Российская Федерация исходит из того, что под термином "товары" в указанном Соглашении понимаются товары, происходящие из территории государств Сторон, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 года".
Согласно пункту 2 статьи 1 соглашения от 13.11.92 под товарами, происходящими из территории Договаривающихся Сторон, понимаются товары:
 - полностью произведенные на территории Договаривающейся Стороны или;
 - подвергшиеся обработке на территории Договаривающейся Стороны с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран, и изменившие в связи с этим принадлежность по классификации Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров хотя бы одному из четырех первых знаков;
 - произведенные с использованием указанных в пункте "б" сырья, материалов и комплектующих изделий при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров.
В связи с этим встает вопрос: какой порядок должен применяться к иным товарам?
Как, например, платить косвенные налоги, если товар, ввозимый в РФ из Республики Беларусь, в свое время был импортирован в Беларусь из третьей страны? И наоборот. Как платить налоги, если товар нероссийского происхождения экспортируется из РФ в Республику Беларусь?
Ответ на первый вопрос дан в письме Федеральной таможенной службы РФ от 27.01.05 ≤ 01-06/1958 "О взимании НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь": "В отношении товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость взимается налоговыми органами.
В отношении товаров, происходящих из третьих стран и из Российской Федерации и ввозимых с территории Республики Беларусь, действующий в настоящее время порядок предусматривает проведение таможенного оформления и таможенного контроля в полном объеме с уплатой таможенных пошлин, налогов таможенным органам".
Если товар нероссийского происхождения экспортируется из РФ в Беларусь, то в этом случае экспортеры должны заплатить косвенные налоги точно так же, как если бы они реализовывали этот товар внутри РФ. Объясним это на примере НДС.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории РФ. При этом местом реализации товаров статья 147 НК РФ признает территорию РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
 - товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
 - товаров в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
В нашем случае товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ. Следовательно, операции по его реализации должны облагаться НДС по ставкам, установленным статьей 164 НК РФ. Случаи, когда операции по реализации товаров облагаются по ставке 0%, названы в подпунктах 1, 6, 7 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Подпункты 6, 7 и 8 к нашей ситуации не подходят. В них идет речь о реализации драгоценных металлов, о реализации товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также о реализации припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топливо и ГСМ для эксплуатации воздушных и морских судов).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ говорится о реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Но из статьи 165 Таможенного кодекса РФ следует, что при таможенном режиме экспорта товары вывозятся с таможенной территории. Но, как мы отмечали выше, между РФ и Беларусью таможенной границы нет, и при вывозе товаров из РФ в Беларусь вывоза с таможенной территории РФ не происходит. Следовательно, под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ наша ситуация также не подпадает. Поэтому к товарам, вывозимым в Беларусь, должны применяться ставки, предусмотренные либо пунктом 2, либо пунктом 3 статьи 164 НК РФ в зависимости от вида товара, т. е. либо 10, либо 18 %.
Но для таких товаров, при условии, что они были произведены на территории РФ, применяются нормы соглашения, т. е. нулевая ставка НДС. Ведь в силу статьи 7 НК РФ международные договоры РФ по сравнению с НК РФ и другими нормативно-правовыми актами РФ обладают большей юридической силой.
К тем же товарам, которые не являются товарами российского происхождения, соглашение в силу федерального закона о ратификации не применяется. Поэтому они должны облагаться по ставке либо 10, либо 18 %.
В пункте 5 письма Минфина России от 10.02.05 ≤ 03-04-08/21. Минфин России указывает, что если по операциям по реализации товаров на территорию Беларуси нулевая ставка НДС не применяется, то такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке. При этом такие операции должны отражаться в разделе 2.1 обычной декларации по НДС по строке 020 (030). А операции, не подлежащие налогообложению, отражаются в разделе 5 декларации по строке 010. В графе 1 строки 010 раздела 5 декларации указывается код операции в соответствии с приложением 3 к инструкции по заполнению декларации по НДС (утв. приказом МНС России от 21.01.02 ≤ БГ-3-03/25).
В связи с тем, что при экспорте на территорию Беларуси товаров нероссийского происхождения должен применяться общеустановленный порядок налогообложения, можно утверждать следующее.
Во-первых, к товарам нероссийского происхождения, вывозимым с территории РФ в Беларусь, будет применяться двойное налогообложение. Первый раз налоги заплатит российский поставщик в бюджет РФ, второй - белорусский покупатель в бюджет Беларуси. Во-вторых, такие товары обойдутся белорусским покупателям дороже по сравнению с аналогичными товарами российского происхождения. Что, возможно, явится причиной отказа от приобретения таких товаров.