САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 07:4825-04-2024
Четверг

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 18.04.2005

От разговоров - к взаимной ответственности
Коммерсанты не чувствуют поддержки государства

Н.Д. Пашутова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

На днях директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Андрей Шаров встретился с номинантами конкурса Национальной премии в области предпринимательской деятельности "Золотой Меркурий". На встрече побывал корреспондент еженедельника "Вестник московского бухгалтера".

Соискателями премии и других наград стали лучшие малые предприятия России, а также руководители регионов и городов, где созданы наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Кроме того, на получение наград претендовали компании, которые внесли значительный вклад в формирование позитивного делового имиджа нашей страны.
Между тем диалог представителя власти с предпринимателями праздничным не назовешь. Несмотря на то что на встречу собрались люди из самых разных регионов, проблемы у них схожие: высокая ставка НДС, трудности с возвратом этого налога, недружественные захваты и бесконечные судебные тяжбы с налоговой службой.

Минэкономразвития: "Мы помогаем бизнесу"
"Одна из основных задач нашего министерства - защита ваших интересов", - заявил Андрей Шаров, предваряя разговор с представителями бизнес-сообщества. Он отметил, что Минэкономразвития предпринимает последовательные шаги для поддержки малого предпринимательства. "Министерство уже инициировало принятие ряда законов, направленных на содействие бизнесу, и продолжает работать над новыми законопроектами.
В этом году начинается реализация масштабной программы по поддержке малого предпринимательства. На нее будет направлено 1,5 млрд. рублей из федерального и столько же средств из региональных бюджетов. Помимо традиционных форм государственной поддержки в рамках этой программы будут опробованы и новые механизмы. В числе традиционных - субсидирование процентной ставки по экспортным договорам и возмещение фирмам 80 процентов затрат на сертификацию".
Кроме того, государство обещает помочь предпринимателям в продвижении их товаров и услуг. В частности, Минэкономразвития планирует возмещать две трети затрат, связанных с арендой выставочных площадей. Андрей Владимирович подчеркнул, что осуществление этих мер тоже запланировано на 2005 год. "А в следующем году набор наших методов станет шире. Мы будем поддерживать отечественные бренды, участвовать в финансировании венчурных фондов. Для начала они будут созданы в четырех - пяти регионах, а на их формирование государственный бюджет выделит 150 - 200 миллионов рублей. Такой же объем инвестиций мы наметили привлечь из частных источников. Венчурные фонды будут развиваться, и мы надеемся, что к 2007 году они станут серьезной поддержкой инновационным компаниям".
Представитель Минэкономразвития заверил, что чиновники всерьез займутся и проблемой использования контрольно-кассовой техники. "С налоговой точки зрения эффективность кассовых аппаратов крайне мала, а на защиту данных фискальной памяти предприниматели вынуждены тратить свои деньги", - признал Андрей Шаров. По его словам, в ближайшие три года министерство намерено сократить расходы бизнеса на приобретение и эксплуатацию ККТ ровно в три раза.

Коммерсанты: "Помощи не ощущаем"
Казалось бы, перспективы, которые открыл в своем выступлении Андрей Шаров, должны были обнадежить участников встречи. Однако сами предприниматели восприняли слова государственного чиновника без особого энтузиазма. Мнение представителей делового сообщества было единым: реальной поддержки малый бизнес не чувствует. "Более того, - отметил президент Тульской промышленной палаты Юрий Агафонов, - на местах малый бизнес попросту давят. Региональные власти делают все, чтобы усложнить нашу жизнь и работу".
Помимо критических замечаний, номинанты премии "Золотой Меркурий" высказали и конкретные предложения, реализация которых, по их мнению, позволит улучшить деловой климат в стране. Список первоочередных мер невелик. Предприниматели считают, что начать необходимо с НДС: снизить налоговую ставку и сократить сроки его возврата.
Отметив положительную тенденцию развития саморегулируемых организаций, бизнесмены посоветовали передать им функции лицензирования, которые сейчас находятся в ведении губернских властей. Наряду с этим они посетовали, что сейчас участвовать в тендерах и конкурсах отечественным компаниям приходится на свой страх и риск. Из-за этого они находятся в менее выгодном положении по сравнению с зарубежными конкурентами. Ведь везде, кроме России, утверждают предприниматели, фирмам, участвующим в тендерах, государство оказывает всемерную поддержку. И такая помощь окупается сторицей, поскольку от успешности компаний напрямую зависит количество налоговых поступлений.
Собравшиеся обратили внимание и еще на одну слабую сторону российского бизнеса. В нашей стране практически невозможно защитить авторские права. Патентное законодательство, заметили участники встречи, слишком громоздкое и неэффективное. Так что, представляя свои передовые разработки на различные конкурсы, наши новаторы фактически дарят их всем желающим. А в таких условиях стимулы для того, чтобы изобретать или внедрять что-то новое, исчезают.
Кроме того, в России крайне сложно создать высокотехнологичное производство. По выражению одного из совладельцев производственной компании, после ввоза из Франции нового оборудования фирма "имела сумасшедшие проблемы с таможней". "Иногда таможенники нас просто-напросто раздевают", - резюмировал другой предприниматель.
У сельских тружеников проблем не меньше. Основная беда - слишком малые сроки возврата кредитов. По мнению практиков, кредиты для производителей сельхозпродукции должны быть долгосрочными, значительными, а ставки по ним - низкими. Фермеры обосновывают свои требования объективными фактами. "Невозможно, - говорят они, - заставить бычков расти в десять раз быстрее, чем им положено природой. А покупать килограмм мяса по цене самолета никто не будет".

Налоговая служба расплатится за свои ошибки
Подводя итоги встречи, Андрей Шаров заверил, что многие препятствия с пути малого предпринимательства Минэкономразвития скоро уберет. "Мы разделяем вашу критику, связанную с поддержкой малых предприятий при проведении выставок, конкурсов и тендеров, - заявил он бизнесменам. - У нас есть ресурсы для того чтобы активизировать эту работу. Торговым представительствам уже выдано соответствующее задание".
Вскоре могут разрешиться и проблемы с таможенной службой. "Эта тема действительно наболела, мы давно ее рассматриваем и непременно закроем", - сказал Андрей Шаров. Так же решительно настроены чиновники и в отношении расходов на НИОКР. "По поводу ускоренного списания этих затрат мы ведем диалог с Минфином. Я думаю, оптимальный выход будет найден".
По словам Андрея Владимировича, особое внимание в следующем году Минэкономразвития уделит кредитованию малого бизнеса. Министерство намерено "запустить механизм распределения рисков и добиться того, чтобы Центробанк смягчил условия выдачи кредитов малым предприятиям".
В налоговой сфере также ожидаются перемены. Вняв жалобам предпринимателей на непосильное налоговое бремя, чиновники уверяют, что налоговую нагрузку оптимизируют. Выверять приемлемые для всех сторон ставки налогов будут на специально выбранных для этой цели предприятиях. А уж потом данные, полученные экспериментальным путем, распространят на всех.
Но, пожалуй, самой болезненной проблемой сегодня являются взаимоотношения предприятий и налоговой службы. Здоровым климат, царящий в этой сфере, не назовешь. Один из участников встречи прямо заявил, что, несмотря на все декларации, "в России действует презумпция виновности налогоплательщика". Налоговые проверки длятся бесконечно и нередко переходят в длительные судебные разбирательства. Все это губительно сказывается на работе малых предприятий.
Причина волюнтаристского поведения налоговых инспекций в том, что они не несут материальной ответственности за свои действия. Независимо от того, кто выиграет суд, все расходы ложатся исключительно на плечи налогоплательщиков. Впрочем, недавно появилась надежда на то, что ситуация изменится к лучшему. Андрей Шаров сообщил, что 1 марта 2005 года кассационная коллегия Верховного Суда вынесла решение ≤ КАС05-068, согласно которому всем государственным учреждениям придется платить госпошлину за проигранные судебные дела.

************************************************************************

Налоговые проверки станут лояльнее
"Федеральная бухгалтерская газета"

Рабочая группа при Администрации Президента обнародовала ряд поправок к Налоговому кодексу. Изменения одобрены Владимиром Путиным. Эксперт журнала "Консультант" побеседовал о них с Сергеем Пепеляевым, участником группы, управляющим партнером компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".

 -  Сергей Геннадьевич, чем вызвана потребность в поправках к налоговому законодательству?
 -  Дело в том, что система налогового администрирования сегодня находится в глубоком кризисе. Об этом, в частности, свидетельствует и судебная статистика. Так, по данным Высшего Арбитражного Суда, три четверти оспариваемых решений налоговых органов суды признают недействительными. Чтобы усовершенствовать практику применения налогового законодательства, по поручению президента и была создана рабочая группа.
 -  Кто в нее вошел?
 -  Специалисты Минфина, Минэкономразвития и ряд независимых экспертов.
 -  Какое участие вы принимаете в подготовке данного законопроекта?
 -  Непосредственное. Я вхожу в состав рабочей группы в качестве независимого эксперта.
 -  Насколько нам известно, пакет поправок уже готов. Поясните, на что направлены разработанные изменения?
 -  Если говорить в целом, то поправки корректируют порядок проведения налоговых проверок. В первую очередь изменения коснутся камеральных проверок, которые сейчас превратились в основную форму налогового контроля. В ходе их фирмы, помимо деклараций, представляют налоговым инспекторам огромное количество документов. И зачастую по результатам таких ревизий на предприятие накладываются штрафы.
 -  Планируется ли что-то еще изменить в отношении выездных проверок помимо сроков возражения налогоплательщика?
 -  Да, должен быть установлен максимальный календарный срок выездной проверки. К сожалению, сейчас некорректно сформулированное в кодексе положение о продолжительности проверки позволяет налоговым органам злоупотреблять своими правами. Поэтому в поправках предлагается законодательно закрепить твердый срок в календарных днях и ограничить его 40 днями. Продлеваться и приостанавливаться проверки смогут только в специально оговоренных случаях. Например, продлеваться при работе с крупными налогоплательщиками, а приостанавливаться - в случае, когда нужна экспертиза. Причем максимально возможная продолжительность экспертизы также должна быть определена.
 -  Сейчас ни одна компания не застрахована от повторных проверок. Будет ли законопроект регламентировать порядок их проведения?
 -  Поправки учитывают то, что повторные проверки могут проводиться только в одном случае  -  если уголовный суд подтвердит факт сговора налогоплательщика и налоговых инспекторов. Кроме того, планируется ограничить многочисленные проверки одной и той же компании. Налоговые органы смогут проводить не более трех проверок в течение двух лет. При этом логично будет установить минимальный срок между ними, например, шесть месяцев.
 -  "Консультанту" известно, что поправки предполагают появление в налоговых инспекциях специальных подразделений - апелляционных комиссий. В чем их предназначение?
 -  Они будут созданы, чтобы снизить количество обращений в суд и необоснованных споров. Предполагается, что комиссии появятся в каждой инспекции и будут рассматривать возражения и жалобы налогоплательщиков. Однако подчиняться работники этих подразделений будут не руководству своих инспекций, а Высшей апелляционной комиссии ФНС. Это обеспечит их независимость. В свою очередь штат Высшей апелляционной комиссии сформирует Минфин. По итогам рассмотрения жалоб и возражений работники комиссии будут направлять руководителю инспекции и налогоплательщику свое заключение. Сейчас неофициальным показателем деятельности налоговых органов является выполнение плана по сбору налогов. Согласитесь, будет справедливо в противовес этому законодательно закрепить, что работа специальных подразделений должна оцениваться по количеству отмененных судами решений налоговых проверок. Я имею в виду решения, которые апелляционная комиссия оставила в силе, а суд отменил.
 -  Сергей Геннадьевич, а как быть, если впоследствии в решении о начислении штрафов поменяется сумма или оно будет вовсе отменено?
 -  Мы предлагаем повысить персональную ответственность руководителей инспекций за акты проверок. Для этого нужно, чтобы начальник ИФНС визировал каждый акт. Если в акте фигурируют значительные суммы доначислений, то его должен подписывать не только начальник инспекции, но и руководитель вышестоящего управления ФНС. Вопрос о том, что считать "значительной" суммой, сейчас еще обсуждается. Так, например, рассматривается следующий вариант: если сумма превышает один миллион долларов, то конфликт с компанией должен переводиться на региональный уровень.
 - Какие-либо еще предложения по поправкам к Налоговому кодексу высказаны?
 -  Да, есть еще несколько предложений. Так, например, мы считаем, что срок обжалования решения ИФНС в суде должен приостанавливаться на период, пока спор рассматривается в налоговых органах. Дело в том, что сейчас срок, в течение которого плательщик может подать судебный иск, равен трем месяцам после вынесения решения. Но проблема в том, что обычно до обращения в суд слишком много времени уходит на то, чтобы обжаловать это решение в самой налоговой. Кроме того, мы предлагаем изменить порядок предоставления отсрочек по уплате налогов при угрозе банкротства. Должен быть установлен ряд объективных критериев такой угрозы. Если они присутствуют, налоговые инспекторы обязаны будут удовлетворить требование плательщика по отсрочке.
 - Можем ли мы сейчас говорить о том, что какие-либо из названных поправок с высокой долей вероятности будут приняты в том виде, в котором сейчас предлагаются?
- В настоящее время эксперты вносят свои предложения, которые затем тщательно анализируются. Впоследствии наиболее приемлемые из них будут приняты в качестве поправок к законодательству. Пока рано говорить о том, какие именно это будут идеи, но, уверен, что большая часть тех изменений, о которых я вам рассказал, войдет в окончательный пакет поправок.
- Налоговое законодательство сложно и противоречиво. Зачастую компании его нарушают из-за недопонимания отдельных норм. Какой выход вы видите из этой ситуации?
 -  - Я считаю, необходимо расширять практику предварительного налогового контроля. Например, можно предусмотреть консультации инспекций о налоговых последствиях планируемой сделки фирмы. Следует также отказаться от неоправданного засекречивания разъяснений ФНС о порядке расчета налогов, которые направляются в инспекции. В противном случае налогоплательщикам будет сложно избежать ошибок, и, естественно, штрафов.

*****************************************************************************

Оплата векселем - повод избежать неустойки
П.А. Кубышкин, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

Компания получила аванс под предстоящую поставку товара. Спустя некоторое время покупатель отказался от исполнения контракта и потребовал вернуть предоплату. В каком случае продавец должен уплатить проценты при несвоевременном возврате денежных средств? Ответ на этот вопрос дали арбитры.

Несостоявшаяся сделка
Третьего сентября две фирмы заключили договор о поставке зерна на сумму 800 тысяч рублей. На следующий день покупатель перечислил поставщику аванс в размере 300 тысяч рублей, а также передал в счет предстоящей оплаты вексель Сбербанка номинальной стоимостью 500 тысяч. По условиям контракта продавец обязан был отгрузить зерно в срок до 30 декабря. Однако уже в конце октября покупатель отказался от исполнения договора и направил поставщику требование о возврате денежных средств. Компания все деньги вернула, но не сразу: 350 тысяч - в ноябре, а остальные 450 тысяч - только в феврале следующего года.
В связи с тем, что продавец зерна произвел возврат платежа с просрочкой, руководство фирмы-покупателя потребовало уплатить проценты по коммерческому кредиту, а также неустойку за пользование денежными средствами. Поскольку в добровольном порядке поставщик вносить неустойку отказался, его партнер обратился в суд. Дело рассматривали арбитры Волго-Вятского округа, которые признали все претензии покупателя необоснованными (постановление ФАС от 4 марта 2005 г. ≤ А79-4410/2004-СК2-4240).

"Арбитры нас рассудят"
В отношении процентов по коммерческому кредиту судьи установили следующее. Договор займа предусматривает начисление определенных процентов за пользование деньгами. Если в контракте не установлен размер платы за кредит, то проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования (п. 1 ст. 809 ГК). Аналогичные правила применяются и к коммерческому кредиту, который, в частности, может быть предоставлен в виде аванса (ст. 823 ГК). Однако в данном случае заключенное соглашение между двумя фирмами не содержало условий о коммерческом кредите. Следовательно, на сумму аванса, полученную поставщиком зерна, проценты не начисляются.
Уплата процентов за пользование чужими денежными средствами предусмотрена статьей 395 Гражданского кодекса. В частности, сумма неустойки должна начисляться при нарушении срока погашения обязательства. Особенности исполнения договора, предусматривающего оплату товара авансом, определены в статье 487 Гражданского кодекса. Так, проценты на сумму предоплаты начисляются с того дня, когда должна была быть произведена поставка продукции. В нашем случае это 30 декабря. Полученные деньгами 300 тысяч рублей поставщик вернул еще до наступления этой даты, следовательно, с этой суммы неустойка не взимается. А 500 тысяч были получены в виде векселя, и к ним правила статьи 395 вообще неприменимы. Ведь ответственность установлена только за пользование денежными средствами.