САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:1328-03-2024
Четверг

 
Д. Гусятинский, аудитор
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия"

Как грамотно продать имущество

Сразу оговоримся: речь пойдет об основных средствах, которые фирма на "упрощенке" приобрела, находясь на общем режиме налогообложения. Такое имущество впоследствии может быть продано. При этом бухгалтер стремится учесть остаточную стоимость основного средства при расчете единого налога. Но этому препятствуют контролеры.

Теоретический экскурс
Вкратце напомним, как списывается имущество, купленное до перехода на спецрежим. Порядок закреплен в пункте 3 статьи 346.16 Налогового кодекса. Когда компания становится "упрощенцем", имеющиеся основные средства бухгалтер принимает по остаточной стоимости. Иными словами, на балансе они уже числятся в размере: первоначальная стоимость минус начисленная налоговая амортизация. Дальше стоимость основных средств относят на расходы поквартально (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК):

  • в течение года, если срок полезного использования актива до трех лет;

  • в течение трех лет (в первый год - 50 процентов от стоимости, во второй - 30 процентов, в третий - 20 процентов), если срок полезного использования актива от трех до 15 лет;

  • в течение 10 лет, если срок использования свыше 15 лет.

  • Помехи от контролеров
    Как вы понимаете, спор ведется вокруг непогашенной части остаточной стоимости выбываемых ценностей.
    Относить на расходы эту сумму нельзя - так считают налоговая служба и Минфин. Финансовое ведомство неоднократно выпускало по этому поводу письма, последнее из которых - от 4 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/54.
    Свой вывод финансовые работники традиционно обосновали тем, что "списание в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения,.. главой 26.2 Кодекса не предусмотрено". Другими словами, сумму недоначисленной амортизации нельзя включать в расходы из-за того, что законом это прямо не определено.
    Получается, что фирмы на упрощенной системе налогообложения находятся в менее выгодном положении, чем предприятия на общем режиме. И чтобы получить от продажи имущества ожидаемую прибыль, "упрощенец" должен правильно установить его продажную цену. Она должна покрыть сумму лишнего единого налога. Приведем пример.

    Пример

    С 2005 года ООО "Пассив" переведено на упрощенную систему налогообложения. Единый налог фирма исчисляет по схеме "доходы минус расходы" (ставка налога -15 процентов).
    В апреле этого года "Пассив" продает по балансовой стоимости автомобиль, купленный в период применения общей системы налогообложения. К моменту продажи основного средства несписанная часть его остаточной стоимости составляет 150 000 руб.
    Следуя позиции Минфина, бухгалтер не относит эту сумму на затраты. Чтобы компенсировать потери в виде увеличения единого налога, "Пассив" пересчитал продажную цену автомобиля:
    150 000 руб. x 100% : (100% - 15%) = 176 470 руб.
    С поступивших от реализации сумм фирма заплатит в бюджет 26 470 руб. (176 470 руб. x 15%). Оставшаяся часть в размере150 000 руб. (176 470 - 26 470) - это и есть необходимая сумма поступлений от продажи автомобиля.
    Особое мнение
    Теперь поможем тем, кто вопреки указаниям контролеров намерен учесть при расчете единого налога остаточную стоимость реализуемого имущества. Как мы говорили, довод Минфина состоит в том, что кодекс не содержит положения, которое бы разрешало относить на расходы недосписанную часть остаточной стоимости актива. Это существенный аргумент. И Минфин действительно прав: относить на расходы нельзя. Но это, на самом деле, легко обойти. Давайте подойдем к вопросу с другой стороны: можно ли как-нибудь уменьшить свои доходы от продажи имущества? Ответ - можно. Объясним почему.
    Говоря об определении доходов фирм на упрощенной системе, пункт 1 статьи 346.15 Налогового кодекса отсылает нас к статье 249, которая состоит из трех пунктов. Первый пункт посвящен выручке от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Очевидно, что для нашего случая он не подходит (ведь основное средство не является ни товаром, ни имущественным правом). Второй говорит о том, как надо определять выручку от реализации товаров и имущественных прав. То есть он нам тоже не подходит.
    Последний гвоздь
    Остается третий пункт, который представляет для нас интерес. Дословно он звучит так: "Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы". Методом исключения приходим к тому, что этим положением и надо руководствоваться в нашем случае. То есть доходы от продажи основного средства, приобретенного в период применения общей системы налогообложения, - это и есть доходы, полученные в связи с особыми обстоятельствами (см. приведенную цитату).
    Отсюда важный вывод: доход от продажи основного средства компания на "упрощенке" должна определять, руководствуясь главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса (об этом сказано в статье 249). Пришло время затронуть эти правила. Согласно статье 268 Налогового кодекса, при реализации амортизируемого имущества фирма вправе "уменьшить доходы от таких операций... на остаточную стоимость амортизируемого имущества...". Что и требовалось доказать.
    Таким образом, в книге доходов и расходов в разделе "Доходы" вам надо показать не всю сумму поступлений от реализации, а лишь разницу между продажной и остаточной стоимостью продаваемого имущества. С этой разницы и следует заплатить единый налог. К месту будет отметить, что такой же позиции придерживаются подмосковные инспекторы в своем письме от 27 августа 2003 г. N 21-09/46663. Оно гарантированно убережет от штрафов фирмы, расположенные в Московской области (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).