САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 04:1127-04-2024
Суббота

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты".
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 22.04.05

Фирма не должна тратить прибыль на создание нормальных условий работы
А.В. Колесов, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

"Налог на прибыль в вопросах и ответах" . так назывался апрельский семинар, на котором побывал наш корреспондент. Несмотря на то что организаторы занятий не выносили на обсуждение какую-то одну проблему, центральной темой всей двухчасовой дискуссии стало обустройство офисов.

Всем хорошо, кроме бухгалтера
То ли отдавая дань престижу, то ли действительно заботясь о своем персонале, в последнее время работодатели все чаще оборудуют офисы различной бытовой техникой. Создание даже минимальных удобств улучшает отношения в коллективе и, в конечном счете, повышает производительность труда. Всем хорошо, когда в офисе есть микроволновка, кофеварка или хотя бы кулер с чистой прохладной водой. И только одному человеку такие покупки могут подпортить настроение . бухгалтеру. Причина проста: вопрос отражения подобных расходов в налоговом учете до сих пор остается спорным.
Статья 252 Налогового кодекса позволяет учитывать при налогообложении прибыли любые обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы, которые связаны с получением доходов. Поэтому главная задача любой фирмы . доказать, что приобретенная бытовая техника отвечает этим критериям.
Все участники семинара пришли к выводу, что единственным основанием для списания таких затрат является подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, где говорится об обеспечении нормальных условий труда. При желании под это определение можно подвести как расходы на бытовую технику для хранения и приготовления пищи (холодильники, СВЧ-печи, кулеры, чайники и др.), так и затраты на оборудование, обеспечивающее в помещениях чистоту и приемлемый микроклимат (кондиционеры, обогреватели, пылесосы). Дело в том, что термин "нормальные условия труда" не менее расплывчат, чем понятие "экономически оправданные расходы". В статье 163 Трудового кодекса законодатели попытались определить этот термин. Но кроме открытого перечня, в котором в качестве примеров приведены четыре "нормальных условия", у них ничего не получилось. Таким образом, в коллективном договоре в разделе, где говорится об охране и гигиене труда, список можно расширить. При этом стоит опереться на постановление Минтруда от 27 февраля 1995 г. ≤ 11, которым утверждены Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.
По словам руководителя семинара, в этих Рекомендациях упоминаются десятки ГОСТов и СНиПов, в соответствии с которыми надо оборудовать производственные и офисные помещения. А в этих нормативных документах содержатся очень широкие требования: от обеспечения рабочих мест чаем и другими тонизирующими напитками до обустройства мест организованного отдыха, помещений и комнат психологической разгрузки (СНиП 2.09.04).

Не до жиру.
Конечно, о списании затрат на создание столь "экзотических" условий на семинаре никто и не заикался. В основном бухгалтеров интересовали расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулеров, обустройство помещений для приема пищи, а также на покупку вентиляторов или кондиционеров. Многие из них уже сталкивались с претензиями налоговых инспекторов, главным аргументом которых было: "данные затраты не связаны с производственной необходимостью".
Ведущие привели несколько примеров из арбитражной практики. В частности, они рассказали, что ФАС Московского округа неоднократно признавал расходы на приобретение питьевой воды связанными с обеспечением нормальных условий труда и соблюдением санитарно-гигиенических требований (постановления от 29 июня 2001 г. ≤ КА-А40/3170-01 и от 21 января 2003 г. ≤ КА-А40/8979-02). А в постановлении от 19 июля 2000 г. ≤ КА-А40/2965-00 судьи подчеркнули, что обезличенные затраты предприятия, связанные с закупкой продуктов питания для персонала, не являются доходами конкретных работников. Следовательно, стоимость воды и затраты на аренду кулеров нельзя распределять между зарплатами сотрудников и облагать НДФЛ, ЕСН и страховыми взносами.
Вспомнили и еще об одном случае. Фирма решила обустроить в офисе мини-кухню. Для этого была куплена электроплита, мясорубка и другая кухонная утварь. Естественно, налоговики вычеркнули из себестоимости эти расходы. Но работодатель решил судиться и дошел до высшей арбитражной инстанции. Президиум ВАС сослался на статью 14 Закона об основах охраны труда и указал, что в организациях должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, а также помещения для приема пищи. При этом СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" предусматривает, что комната для приема пищи обязательно снабжается плитой, стационарным кипятильником, холодильником и т. п.

Помогут Санитарные нормы и правила
Конечно, до суда дело лучше не доводить. Надо постараться на месте убедить инспектора в том, что все ваши "бытовые" расходы оправданны. А для этого у фирмы должны быть внутренние документы, обосновывающие те или иные затраты: коллективный договор, приказы, трудовой распорядок предприятия.
Один из участников семинара рассказал, что у них в организации утверждены Правила корпоративной культуры. В них, в частности, прописано, что перед началом деловых переговоров менеджер, проводящий встречу, обязан предложить собеседнику стакан холодной воды, чашку чая или кофе. Переговоры ведутся в специально оборудованной комнате, где находится электрочайник, кофеварка и аппарат для разлива воды.
Ведущий согласился с тем, что подобный способ обоснования расходов "имеет право на существование", однако предположил, что им вряд ли удастся воспользоваться, если речь идет не о посетителях, а о работниках фирмы. Когда воду приобретают для сотрудников, затраты надо обосновывать иначе. Поскольку точного определения нормальных условий труда нет ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве, он посоветовал разработать соответствующие документы непосредственно в организации.
Например, можно издать приказ и указать в нем, что в обязанности работодателя входит обеспечение работников питьевой водой и создание условий для приема пищи в отдельно оборудованном помещении. В этом же приказе следует назначить ответственного за приобретение воды, эксплуатацию кулера, поддержание порядка и соблюдение санитарно-гигиенических норм в мини-кухне.
Для подстраховки фирма может заказать в СЭС анализ водопроводной воды на соответствие ее установленным стандартам качества (ГОСТ Р 51232-98, СанПиН 2.1.4.1074-01). И если результат окажется отрицательным, право предприятия учесть расходы на приобретение воды будет неоспоримым.
Санитарные правила и нормы позволят обосновать и расходы, связанные с обеспечением в офисе комфортного микроклимата. Оптимальный температурный режим, чистый воздух, отсутствие пыли . все это тоже входит в понятие "нормальные условия труда". Соответственно приобретение вентиляторов, пылесосов, монтаж "тепловых завес" или сплит-систем тоже представляет собой экономически обоснованные затраты, которые можно списывать либо сразу как хозяйственный инвентарь, либо через амортизацию, если оборудование стоит дорого и рассчитано не на один год.
Трудно представить себе современный офис без компьютеров. Но не все знают, что помещение, в котором работают компьютеры, нужно проветривать каждый час (п. 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Если же в помещении мало окон или если проветривание создает для работников некомфортные условия (например, сквозняк), то у работодателя есть все основания приобретать кондиционер и включать его стоимость в расходы. Аналогичные требования предусмотрены и для помещений, где систематически работает копировально-множительная техника (п. 5.1 СанПиН 2.2.2.1332-03).
Кроме того, существуют санитарные правила, которыми установлены гигиенические требования к микроклимату производственных помещений (СанПиН 2.2.4.548-96). Они обязательны для всех организаций. Ведущий семинара напомнил, что производственными помещениями признаются замкнутые пространства, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей. Таким образом, производственным можно назвать любое помещение, в котором работают люди. Соответственно, раздевалка, комната отдыха или туалет к производственным помещениям не относятся.
Пунктом 4.3 Правил определены показатели, характеризующие микроклимат в производственных помещениях. Это температура воздуха, температура поверхностей, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха и интенсивность теплового облучения. Поддерживать эти показатели в пределах, установленных санитарными правилами . тоже обязанность работодателя.
Допустимые параметры колеблются в зависимости от времени года и от уровня энергозатрат при выполнении той или иной работы. Например, летом в помещении, где работают управленцы, температура воздуха не должна превышать плюс 25, а температура поверхностей . 26 градусов. Зимой в тех же помещениях температура воздуха не должна опускаться ниже 22, а температура поверхностей . ниже 21 градуса. Соответственно, если эти показатели не выдерживаются, у фирмы есть все основания для того, чтобы устанавливать вентиляторы, обогреватели или кондиционеры. Такие затраты будут оправданными.
Результаты измерений температуры оформляются специальным протоколом. Это первый документ, который подтвердит экономическую обоснованность затрат. Помимо протокола, надо составить служебную записку на имя директора. Ее должен подписать начальник АХО и специалист, ответственный за охрану труда.

**********************************************************************************************************

Предприниматели обеспокоены предложением Минэкономразвития
Хвориков В.П.

Одним из самых острых вопросов в сфере банкротства предприятия остается погашение задолженности по заработной плате работникам. Именно этому и был посвящен круглый стол "Социальные проблемы банкротства", организованный при содействии Торгово-промышленной палаты и Минэкономразвития. В ходе обсуждения госчиновники предложили решить проблему за счет работодателей, а именно: обязать их делать отчисления в специальный фонд для защиты прав работников предприятий-банкротов. Работодатели же высказались категорически против подобной инициативы.

Заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Церен Церенов напомнил, что в настоящее время законом о банкротстве установлен "механизм привилегированности требований работников" перед остальными кредиторами. То есть долги по зарплате погашаются раньше, чем, например, задолженность по оплате сырья или материалов. Однако такой подход в министерстве считают малоэффективным. По данным представителя МЭРТ, общая сумма задолженности по зар
плате на 1 марта 2005 года составила 15 миллиардов рублей. При этом в структуре общей задолженности по заработной плате задолженность из-за отсутствия собственных средств организаций составила 13,07 миллиарда, то есть более 91 процентов. Таким образом, практически вся задолженность по оплате труда связана с неплатежеспособностью организаций.
В связи с этим представитель МЭРТ считает целесообразным создать систему, которая защитила бы интересы работников Такой опыт уже имеют некоторые европейские страны. Например, в Германии выплаты компенсаций осуществляются службами занятости, в Польше для этих целей создано специализированноое государственное учреждение, в ряде стран задолженность погашается коммерческими фондами. При этом, в подобных случаях большую часть средств в гарантийные фонды вносит работодатель, в несколько раз меньшую . государство, и совсем незначительную . сам работник.
Предложение Минэкономразвития вызвало одобрение участвовавших в обсуждении проблемы представителей профсоюзов и не на шутку встревожила представителей бизнеса. Последние высказали опасение, что создавать подобный фонд им придется исключительно за свой счет и отчислять в него средства всем предстоит на равных условиях, независимо от рисков и перспектив развития предприятий. А это усугубит и без того неблагоприятное положение российского бизнеса.
Замдиректора департамента МЭРТ успокоил недоверчивых предпринимателей тем, что пока в министерстве разработана только общая концепция гарантирования покрытия задолженностей на обанкротившихся предприятиях и говорить о конечных результатах еще рано. Более того, по словам Церенова, наиболее приемлемым вариантом для России является создание фонда в форме государственной корпорации. "При создании гарантийной системы компенсационных выплат необходимо отказаться от дополнительной нагрузки на фонд заработной платы, способной нанести ущерб нормальному ведению хозяйственной деятельности", . подчеркнул он. Кроме того, по словам чиновника, необходимо решить вопрос о порядке возврата средств, выплаченных фондом на компенсации.
Успокоились, однако, не все. По мнению большинства, государство вряд ли захочет пойти на столь ощутимые траты. В результате формировать подобный фонд предпринимателям, на которых и так возложена весьма ощутимая нагрузка по уплате налогов, придется исключительно своими силами. "Взносы могут быть только добровольными, а не принудительными. В противном же случае необходимо внести поправки в Налоговый кодекс", . считают в бизнес-кругах.
Вместе с тем все участники круглого стола . от представителей профсоюзов до чиновников и работодателей, сошлись в одном: государству необходимо как можно скорее определиться с подходами в разрешении проблем защиты прав работников при банкротстве.

*************************************************************************************************************

Инспекции будут проводить сверку на новых бланках
Н.В. Зубкова, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

В апреле налоговая служба утвердила "свежие" формы документов, которые должны использоваться при сверке расчетов фирм и граждан с бюджетом. Кроме того, к уже существующим добавлен еще один бланк.

Забота о "физиках"
Обновленные формы можно найти в приказе ФНС от 4 апреля 2005 г. ≤ САЭ-3-01/138. Налоговые инспекции начнут пользоваться новыми бланками с 1 июня этого года.
Акты сверки не претерпели особых изменений. Они по-прежнему могут быть составлены по двум формам: ≤ 23-а (краткая) и ≤ 23 (полная). Инспектор на основании своих данных заполняет сначала краткую форму акта. Этого бывает достаточно если между фирмой и контролерами нет разногласий. В противном случае инспектор должен провести новую сверку. Для этого фирме нужно представить налоговикам первичные документы для расчета налогов. Выявленные причины разногласий фиксируются в акте по форме ≤ 23.
А к существующим формам справок о состоянии расчетов с бюджетом, которые выдает инспекция, прибавилась еще одна. Новую форму ≤ 39-1ф ФНС утвердила специально для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. В настоящее время гражданам выдают результаты сверки по форме ≤ 39-1, применяемой также для фирм и ПБОЮЛ.

Добровольно или принудительно?
Порядок проведения сверки, которым руководствуются инспекторы и к которому вправе апеллировать фирмы, прописан в разделе 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками (далее . Регламент). Этот документ утвержден приказом МНС от 10 августа 2004 г. ≤ САЭ-3-27/468.
В обязательном порядке сверка расчетов с бюджетом проводится в следующих случаях:
. ежеквартально . с крупнейшими налогоплательщиками;
. при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
. при снятии с налогового учета в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица.
Избежать сверки расчетов вряд ли удастся еще и в том случае, если когда фирма или гражданин подают заявление на возврат или зачет налога. Правда, ни в Налоговом кодексе, ни в Регламенте не говорится о том, что сверка в этом случае обязательна. Но на практике инспекторы всегда хотят удостовериться, что переплата существует на самом деле.
Недавно было опубликовано письмо Минфина от 23 марта 2005 г. ≤ 03-02-07/1-67, которое касается данной проблемы. В нем чиновники напомнили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса инспекторы, обнаружив переплату, "вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов". Далее авторы письма подчеркивают, что назначить сверку . это право, а не обязанность проверяющих. Однако для бизнесменов очевидно, что ревизоры не преминут воспользоваться такой возможностью затянуть возврат налога.
В то же время сравнить свои расчеты с данными инспекторов налогоплательщик может и по собственной инициативе. Например, эту процедуру нелишне будет провести при смене главного бухгалтера. Также справка об отсутствии задолженности необходима при получении кредита в банке или оформления сделок с недвижимостью. В этом случае фирма или гражданин пишет заявление в инспекцию в свободной форме. Документ можно как передать инспекторам лично, так и отправить по почте. Причем сверку можно сделать не только по всем налогам, но и выборочно.
Срок проведения сверки, составления и подписания акта сверки расчетов может быть разным. При отсутствии расхождений с налоговиками срок проверки . 10 рабочих дней. Но если расхождения обнаружены, срок увеличивается до 15 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента).

********************************************************************************************************

Фирма не отвечает за инициативу банка
О.В. Горшенина, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

Организации должны сообщать в свою налоговую инспекцию о закрытии и открытии расчетных счетов. Если фирма забыла выполнить свою обязанность, то инспекторы не упустят возможности оштрафовать ее. А имеют ли право налоговики наказать фирму в том случае, если счет закрыт по инициативе банка, а предприятие не знало об этом?

Подобная ситуация недавно рассматривалась в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа (постановление от 10 марта 2005 г. ≤ Ф04-941/2005(9032-А27-19).
События развивались следующим образом. Один из расчетных счетов фирмы был закрыт по инициативе банка. Пунктом 2 статьи 859 Гражданского кодекса предусмотрено, что кредитное учреждение имеет право расторгнуть через суд договор банковского счета в нескольких случаях. Во-первых, если сумма денежных средств на счете клиента ниже минимального размера, предусмотренного договором, и она не восстановлена клиентом в течение месяца со дня предупреждения банка об этом. Во-вторых, при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено соглашением. Кроме того, счет может быть ликвидирован банком в связи с истечением срока действия договора.
В рассматриваемом деле уведомление о закрытии счета банк направил на адрес филиала фирмы, но письмо с документом возвратилось отправителю. По указанному адресу организация отсутствовала.
Сведения о закрытии счета банк передал и в налоговую инспекцию. Ревизоры, не получив от компании в течение десяти дней письменного сообщения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса, начислили организации штраф. Поскольку в установленный срок фирма деньги в бюджет не заплатила контролеры обратились в суд.
Арбитры встали на сторону фирмы. Свое решение судьи обосновали следующим образом. Уведомление отправлялось не на юридический адрес фирмы, соответственно она не знала о закрытии счета и не могла сообщить эту информацию в инспекцию. Подобные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что вины предприятия в совершении правонарушения нет. Следовательно, привлекать ее к ответственности инспекторы не могут (ст. 109 НК).
Ситуации, когда налоговики пытаются "незаслуженно" наказать организации за непредставление информации о закрытии счета, распространены. Однако обширная судебная практика показывает, что арбитры, рассматривая такие дела, всякий раз попытки инспекторов сводят на нет (см. постановления ФАС Уральского округа от 13 ноября 2003 г. ≤ Ф09-3813/03-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2005 г. ≤ Ф04-628/2005(8716-А27-27), ФАС Поволжского округа от 10 февраля 2005 г. ≤ А55-7842/2004-22 и т. д.).