САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:5925-04-2024
Четверг

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право"
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации газеты "Учет, налоги, право" .16, 2005

Минфин просит пересдать

Илья ВАСИЛЬЕВ

Минфин России весьма оригинально решил проблему собственной нерасторопности. Специалисты главного финансового ведомства в письме от 15.04.05 ≤ 03-05-02-03/7 заявили, что действительна лишь та отчетность по авансовым платежам по ЕСН и страховым взносам в ПФР, которая сдана с использованием новых форм. При этом новые формы Минфин опубликовал всего за несколько дней до окончания приема документов. Но переживать "поторопившимся" налогоплательщикам не стоит: налоговики не собираются слишком рьяно настаивать на использовании новых бланков.
Обрисуем ситуацию. Расчет авансов по ЕСН и взносам в ПФР за первый квартал налогоплательщики должны сдать до 20 апреля. Новые формы отчетности для ЕСН и взносов Минфин России утвердил приказами от 17.03.05 ≤ 40н и от 24.03.05 ≤ 48н. Первый приказ был опубликован 7 апреля, второй - 14 апреля. При этом чиновники указали, что новые формы отчетности следует применять начиная с отчетности за первый квартал. Чтобы обосновать указание, специалисты Минфина заявили: в нормативном акте может быть установлен порядок его вступления в силу (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 ≤ 763). Также Минфин напомнил, что приказы ≤ 40н и ≤ 48н отменили прежние формы, утвержденные МНС России. Из всего этого специалисты Минфина сделали вывод: отчетность по ЕСН и взносам за первый квартал на старых бланках сдавать нельзя. Получается, тем, кто воспользовался "недействующими" формами, нужно пересдать отчетность?
Мы думаем, что делать этого не стоит, и вот почему. В указе ≤ 763 не оговаривается, может ли нормативный акт вступать в силу задним числом. Но для закона, ухудшающего положение налогоплательщика, такое невозможно (ст. 57 Конституции). Значит, задним числом нельзя вводить и акты более низкого уровня. Получается, что припозднившиеся приказы Минфина вступают в силу в обычном порядке, после истечения 10 дней с момента опубликования: ≤ 40н - 18 апреля, ≤ 48н - 25 апреля (п. 12 указа ≤ 763). Значит, до этих дат использование старых форм правомерно.
Есть еще один аргумент в пользу налогоплательщика. ФНС России в письме от 11.02.05 ≤ ММ-6-01/119 заявила: если новые формы появятся после того, как инспекция приняла отчетность, пересдавать документы по новой форме не требуется. Стало быть, те, кто сдал документы до 20 апреля, будут освобождены от ответственности (ст. 111 НК РФ).
Но, как выяснилось, у инспекторов на местах насчет пересдачи отчетности единодушия нет. Так, в ИФНС России ≤ 16 по г. Москве нам заявили, что необходимо принести отчетность на новых бланках и захватить старый экземпляр, на котором стоит отметка о дате приемки: "В этом случае штрафовать вас никто не будет". Специалисты УФНС по Тверской области заметили, что, обнаружив в ходе камеральной проверки старую форму, они попросят налогоплательщика уточнить расчеты и представить их на новых бланках, "но штраф при этом исключен". А налоговики из Липецкой области сказали: "Как только мы получили письмо Минфина ≤ 03-05-02-03/7, мы просто перестали принимать старые формы. А те, у кого их приняли, могут вообще ни о чем не беспокоиться".

**************************************************************************

Бойтесь ФГУПов, разъяснения дающих

Сергей НОВИКОВ
Федеральная налоговая служба открестилась от детища МНС России - центральной консультационной службы МНС России, которая занимается платным консультированием налогоплательщиков. В письме от 15.04.05 ≤ ШС-6-14/316 специалисты ФНС России напомнили: разъяснения, данные центральной консультационной службой, не являются официальной позицией налоговых органов и не имеют юридической силы. Как нам сообщили в ФНС России, письмо должно предостеречь клиентов консультационной службы от излишних иллюзий в отношении документов ЦКС. Однако о документах другой подведомственной структуры, название которой также может ввести налогоплательщика в заблуждение, авторы письма умолчали.
Начнем с ФГУП "Центральная консультационная служба Министерства Российской Федерации по налогам и сборам". Эта структура была создана в июле 1999 года. По словам чиновников ФНС России, при создании служба получила право консультировать налогоплательщиков. А в мае 2002 года ЦКС права на консультирование лишилась: приказом от 21.05.02 ≤ БГ-3-18/263 Министерство РФ по налогам и сборам запретило подведомственным организациям "осуществлять налоговое консультирование юридических и физических лиц". Но, как нам сообщили в ФНС России, консультационная служба проигнорировала приказ ≤ БГ-3-18/263 и продолжила давать платные консультации.
"Получая ответ в ЦКС, налогоплательщики воспринимают его как официальную позицию налоговых органов - ведь в названии службы встречаются слова "Министерство Российской Федерации по налогам и сборам". Соответственно клиенты ЦКС рассчитывают, что полученные указания освободят их от ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Но центральная консультационная служба не уполномочена давать разъяснения законодательства о налогах, и платить штрафы все равно придется", - предупредили чиновники Федеральной налоговой службы. Заметим, что их правоту полностью подтверждает дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа. Налогоплательщик сослался на то, что он руководствовался письменными разъяснениями Иркутского филиала ЦКС и это исключает его вину. Однако суд указал, что филиал ЦКС не относится к органам, уполномоченным разъяснять применение налогового законодательства (постановление от 02.07.03 по делу ≤ А19-21233/02-33-Ф02-1952/03-С1).
Представители ФНС России также намекнули на то, что центральная консультационная служба фактически вышла из-под контроля налоговиков. По словам чиновников, сотрудники ЦКС не объясняют клиентам, что письменные ответы центральной консультационной службы являются неофициальными. При этом многие консультации противоречат позиции налоговых органов. На сочетание двух факторов - якобы официальные разъяснения да еще в пользу налогоплательщика - клюют очень многие.
Однако, предупредив налогоплательщиков в письме ≤ ШС-6-14/316 об одной "консультационной западне", ФНС России умолчал о другой аналогичной ловушке. Поясним, о чем речь. Чтобы выяснить, действительно ли филиалы ЦКС вводят клиентов в заблуждение, корреспондент "УНП" позвонил в кемеровский филиал ЦКС, представившись бухгалтером организации. Собеседница из Кемерова сообщила, что филиала центральной консультационной службы здесь больше нет - теперь по данному номеру находится ФГУП "Государственный научный институт развития налоговой системы Федеральной налоговой службы России", оказывающий... платные консультационные услуги. Наша собеседница объяснила нам, что у ЦКС сейчас происходит выяснение отношений с налоговиками и что лучше работать с институтом. При этом от ответа на вопрос, освобождают ли от ответственности разъяснения института, собеседница уклонилась: "Звоните завтра руководству".
Вместо этого мы позвонили в центральный аппарат ГНИИ развития налоговой системы ФНС России и задали тот же вопрос. "Разумеется, наши разъяснения не являются официальными и на их основании вас от ответственности не освободят", - заявили нам в институте. И это заявление мы бы рекомендовали всем налогоплательщикам взять на заметку наряду с предупреждением налоговиков о документах центральной консультационной службы.

**************************************************************************

Агенту налог не доверишь

Руслан БУШУЕВ

Рекламные агентства дождались официальных разъяснений Минфина России о том, платить ли ЕНВД, если у организации нет своих конструкций для размещения "наружки". Об этом письмо от 14.04.05 ≤ 03-06-05-04/95.
Условия задачки таковы: рекламный агент ищет клиентов для организации, которая готова разместить рекламу на принадлежащих ей конструкциях. Кто будет платить единый налог на вмененный доход в такой ситуации?
На "вмененку" должен перейти хозяин конструкций. Ведь именно он по статье 346.27 НК РФ осуществляет деятельность "по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы. Соответственно посредники, комиссионеры и иные поверенные лица не являются распространителями рекламы и платить ЕНВД не должны, заключают специалисты Минфина.
Позволим себе заметить, что и владелец рекламных конструкций не всегда должен переходить на "вмененку". Например, если вместо световых табло, стендов и плакатов используются пластиковые конструкции, то налог платить не надо (письмо Минфина России от 25.11.04 ≤ 03-06-05-04/55).

***************************************************************************

Минфин запутался в рекламе

А.Е. Крайнев, эксперт "УНП"

Письмо Минфина России от 14.04.05 ≤ 03-06-05-04/96
"О порядке определения физического показателя доходности для целей исчисления и уплаты ЕНВД"
Письмо Минфина России от 03.03.05 ≤ 22-2-16/289
"О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД"
(опубликованы в приложении "Официальные документы" ≤ 16, 2005)

Сразу два письма, посвященных новому виду "вмененной" деятельности - размещению и распространению наружной рекламы, вышли из-под пера Минфина России. И, как это частенько бывает, одно из них содержит хорошую новость для налогоплательщиков, а второе - плохую.

Площадь - это...
В первом письме - от 14.04.05 ≤ 03-06-05-04/96 - специалисты главного финансового ведомства страны рассуждают о порядке определения физического показателя, необходимого для расчета ЕНВД. Напомним, что по рекламной деятельности таким показателем признается площадь информационного поля. Авторы письма поясняют, что при расчете налога имеет значение именно та площадь, с помощью которой распространяется наружная реклама. При этом Минфин особо отмечает, что под рекламой понимается информация, предназначенная, в частности, "для неопределенного круга лиц и рассчитанная на визуальное восприятие". Из этого следует логичный вывод: если с помощью той или иной части рекламной конструкции (щита, табло и т. п.) информация не доводится до неопределенного круга лиц и ее нельзя "воспринимать визуально", то в расчете ЕНВД такая площадь не участвует. Значит, в налоговую базу по ЕНВД не попадают пустые или частично занятые щиты, щиты, на которых реклама по тем или иным причинам стала нечитаемой, а также невидимые для потребителей изображения. В частности, такой подход означает, что с тех конструкций, которые позволяют попеременно демонстрировать несколько изображений, налог надо платить только один раз*.
Косвенно этот вывод подтверждает и само письмо. В нем говорится, что при расчете налога надо учитывать только ту площадь информационного поля, с использованием которой доводится рекламная информация.

День за тридцать
Схожему вопросу посвящено и второе письмо. В нем рассказывается, как правильно платить ЕНВД, если рекламная конструкция использовалась лишь часть месяца. Казалось бы, с учетом только что изложенной позиции о том, что налогом облагаются лишь щиты, которые реально доносят до потребителей рекламную информацию, вывод должен быть очевиден. Если нет рекламы - нет и налога. Но в этом письме Минфин рассудил по-другому.
По мнению сотрудников главного финансового ведомства, даже если конструкция реально использовалась лишь один день в месяце, то все равно налог надо заплатить за целый месяц. Обосновывается этот вывод так. Налоговая база по ЕНВД рассчитывается за каждый месяц налогового периода (ст. 346.29 НК РФ). Более мелкого деления Налоговый кодекс не предусматривает. Поэтому налог надо платить за каждый месяц, в котором рекламная конструкция использовалась по назначению. И не важно, сколько именно дней в месяце реклама была доступна потребителям.
Однако, на наш взгляд, с такими выводами Минфина вполне можно поспорить. Во-первых, в подобных умозаключениях авторы письма противоречат сами себе. Ведь в том письме, которое посвящено расчету площади конструкции, Минфин признает, что налогом облагается лишь реально занятая рекламой площадь. Соответственно если часть месяца рекламная площадь пустовала, то с нее налог платить не надо.
Во-вторых, такой подход к расчету ЕНВД не учитывает положения пункта 9 статьи 346.29 НК РФ. В нем говорится о том, что если у налогоплательщика изменилась величина физического показателя, то при расчете налога такое изменение учитывается с начала месяца, в котором оно произошло. Для "рекламного" ЕНВД физическим показателем является площадь, занятая рекламой. Поэтому если рекламный щит опустел в течение месяца, то налицо изменение физического показателя: площадь рекламы становится равной нулю. Следовательно, налог за этот месяц платить не надо.
Более того, формальный подход к пункту 9 статьи 346.29 НК РФ позволяет утверждать, что налог не придется платить даже если изменение произошло в последний день месяца. Ведь эта норма НК РФ не делает никаких исключений для подобных ситуаций.
Тем же налогоплательщикам, кто не хочет спорить с налоговиками, можно посоветовать составлять договоры с рекламодателями таким образом, чтобы их действие распространялось на весь месяц целиком. То есть чтобы рекламное место всегда было занято (или пустовало) в течение полного месяца.