САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 15:2020-04-2024
Суббота

 
Людмила САЛЬНИКОВА
Материал предоставлен журналом "Расчет"

Выездная проверка с препятствиями

К вам пришла с проверкой налоговая. Проверяющие предъявили решение, и, естественно, вы должны пропустить их в свой офис и предоставить для осмотра все документы, которые они потребуют. Но вы-то знаете, что не успели все "подчистить", и, если инспектор начнет проверку именно сейчас, штрафов и пеней не избежать.

Лишних же денег не бывает никогда. Поэтому было бы просто прекрасно отсрочить начало налоговой проверки, чтобы досчитать, дописать, доделать и с распростертыми объятиями встретить инспектора. При этом хотелось бы еще и не испортить отношения с налоговой.
Но одно дело ваше желание, другое - жизненные реалии: суть проверочных мероприятий как раз и сводится к внезапности их начала. Поэтому по собственной воле налоговый инспектор вряд ли отложит проведение проверки на неопределенный срок.
Как же поступить в этой ситуации? Можно сделать следующее: вооружиться Налоговым кодексом и крайне придирчиво проверять законность действий и решений проверяющих. Если вы найдете какие-то нарушения, допущенные инспекторами, можно со спокойной совестью отказать им в осмотре офиса вашей фирмы. Только сделать это необходимо предельно корректно и вежливо. Тогда и отношения с инспекторами удастся не испортить, и время на исправление недостатков (хотя бы до следующего утра) выиграть.
"Ксива" для налоговика
Прежде чем пройти в офис фирмы, работники налоговой обязаны подтвердить свои полномочия. То есть предъявить документы. На руках у проверяющих должны быть такие бумаги:
1. Решение руководителя (его заместителя) налоговой о проведении выездной налоговой проверки. В нем должно быть написано:

  • название налоговой, которая проводит эту проверку;

  • номер решения и дата, когда его приняли;

  • название вашей фирмы;

  • ИНН вашей фирмы;

  • период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится эта проверка;

  • вопросы проверки (виды налогов, по которым она проводится);

  • Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы;

  • подпись лица, принявшего это решение.

  • Если какой-либо из этих реквизитов пропущен, вы можете сослаться на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса и не пускать налоговиков в свой офис.
    2. Служебное удостоверение самих проверяющих.
    Кто откроет дверь проверке
    Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса, налогоплательщики могут присутствовать, когда их проверяют "на выезде" налоговики. Но так как в нашем случае речь идет о юридическом лице, то на проверке должен присутствовать "законный представитель".
    Обычно им является руководитель (директор, генеральный директор фирмы). Ему для этого не нужно ничего, кроме соответствующей записи в учредительных документах. Главный бухгалтер может быть "законным представителем" фирмы, если на него выписана доверенность. Впрочем, всем остальным сотрудникам фирмы тоже нужен этот документ, чтобы впустить в офис проверяющих.
    В этой ситуации есть огромный плюс: если нет доверенностей, то без руководства впустить в офис налоговиков никто не может. То есть, пока не приедет директор, начинать "проверочные мероприятия" нельзя. Естественно, время его прибытия можно приурочить к моменту "окончательной подчистки" всех документов.
    Кроме того, не забывайте, что ждать директора налоговики должны ЗА пределами офиса. При этом сотрудники фирмы совершенно не лишены права выполнять свою работу. Например, приводить в порядок бухгалтерские документы.
    А причину отсутствия директора на рабочем месте выбирайте так, чтобы проверка отодвинулась на то время, когда вы будете к ней готовы. Например, командировка. Сразу становится понятно, что, если директор в деловой поездке в другом городе, налоговую проверку надо откладывать на несколько дней. Правда, чтобы отсутствие начальства не выглядело как "уклонение от участия в проверке", необходимо предъявить налоговикам соответствующие документы. Например, приказ об отправлении в поездку, документы о выдаче командировочных и т. п.
    По стопам кота Бегемота
    Иногда у бухгалтера возникает необходимость отсрочить проведение отдельного этапа уже начавшейся проверки. Например, вы с удовольствием показываете инспектору банковские и кассовые документы, авансовые отчеты и договоры. Здесь бояться нечего - они идеальны. У вас как раз другая проблема: некоторых счетов-фактур не хватает. Вот их осмотр хотелось бы отложить на несколько дней. В этом случае можно сослаться на временное хранение документов по месту нахождения филиала вашей фирмы. Или в аудиторской компании. Или у бухгалтера-надомника. При этом, конечно, надо представить договор оказания аудиторских услуг, трудовой договор с таким бухгалтером и аналогичные документы в зависимости от того, что вы придумали.
    Инспекторы вряд ли поедут за недостающими документами самостоятельно. Скорее всего доверят эту процедуру сотрудникам проверяемой фирмы. А пока эти бумаги будут доставлять налоговикам (читать: исправлять, дополнять и переписывать еще раз), они либо будут заниматься тем участком, где у вас все нормально, либо вообще перенесут проверку.
    Любительский спектакль
    Но если "прямых" способов отсрочить проверку не осталось, можно попробовать прибегнуть к некоторым тактическим хитростям. В этой ситуации дать какие-то конкретные советы достаточно сложно. Здесь все зависит от ситуации, характера инспектора, фантазии и артистических задатков ваших сотрудников. Любой из следователей по экономическим преступлениям или налоговый инспектор может рассказать великое множество историй, о том как "проверяемые лица" отвлекали внимание следователей и ревизоров. Например, можно "испугаться", когда инспектор приступит к осмотру папки, в которой уж точно все в порядке. И постараться, чтобы проверяющий такую вашу реакцию заметил. Скорее всего он более придирчиво проверит находящиеся в этой папке документы. А пока он будет возиться с этими бумагами, вы успеете исправить что-то в других документах. Или можно, предупреждая шефа по телефону о пришедших налоговиках, громко, так, чтобы "гости" слышали, спросить: "Что с НДС делать будем?" И пока ревизоры будут копаться в счетах-фактурах, съездить к партнерам и подписать-таки отсутствующий до сих пор акт приема-передачи выполненных строительных работ.

    А это не мое!
    В процессе проведения выездной налоговой проверки инспекторы вправе осматривать любые помещения, "используемые для достижения прибыли, документы и предметы, принадлежащие проверяемой фирме. Это неоспоримый факт. Вместе с тем ни один законодательный или подзаконный акт не запрещает двум различным организациям занимать одну комнату (офис, склад, производственное помещение) на двоих. Чтобы все выглядело максимально законно, нужно заключить трехсторонний договор аренды (с одной стороны - один арендодатель, с другой - два арендатора).
    В этом случае, проводя проверку в отношении одной из фирм, инспекторы столкнутся с проблемой: отделить вещи, предметы и документы, принадлежащие одному юридическому лицу, от вещей, документов и предметов другого.
    И естественно, если выездная проверка проводится в отношении фирмы "Х", налоговики не вправе вскрыть и осмотреть шкаф, принадлежащий фирме "У", занимающей то же помещение. И наоборот.
    Но прятать "черные" документы на "чужих" полках постоянно не получится. Пару раз натолкнувшись на такое своеобразное препятствие, налоговики придут с заготовленными решениями на проверку сразу обоих предприятий.