САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 22:0323-04-2024
Вторник

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты".
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 3.05.05

Заполнение титульных листов налоговых деклараций

Н.С. Буданцева, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

Титульный лист  -  обязательная составная часть любой налоговой декларации. В нем указываются основные данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика и определить, за какой период составлен отчет.

В настоящее время большинство титульных листов унифицированы. В каждом из них предусмотрены поля:
 -  вид документа;
 -  налоговый (отчетный) период;
 -  наименование и код налогового органа;
 -  наименование организации, либо фамилия, имя отчество индивидуального предпринимателя;
 -  основной государственный регистрационный номер.
Поле "Вид документа" состоит из двух ячеек, связанных между собой. Они предназначены для того, чтобы инспектор сразу же понял, с какой декларацией он имеет дело: с первичной или с уточненной. Ячейки заполняются с помощью специальных кодов. Если отчет подается впервые, в первой ячейке ставится код 1. Если же в ранее представленной декларации налогоплательщик заметил ошибку и ему требуется сдать новый отчет, в первой ячейке указывается цифра 3 (это признак корректирующего документа), а через дробь  -  порядковый номер корректировки  -  1, 2, 3 и т.д. Этот номер показывает, какую по счету уточненную декларацию фирма или предприниматель представляют в инспекцию.
Поле "Налоговый (отчетный) период" тоже заполняется с помощью кодов. В зависимости от вида налога и от того, с какой периодичностью налогоплательщик его рассчитывает, значения кодов могут быть разными. Если налоговым периодом является месяц, применяется код 1. Если продолжительность налогового периода  -  квартал, используется код 3. По налогам, которые начисляются нарастающим итогом с начала года, дополнительно вводятся коды 6 (полугодие) и 9 (9 месяцев).
В поле "Наименование налогового органа" указывается название и номер налоговой инспекции, в которую подается декларация. Наряду с этим в специально отведенных ячейках надо написать и код инспекции, который состоит из четырех символов: первые два  -  код региона, вторые два  -  номер инспекции в регионе.
Строчкой ниже указывается, в какую именно инспекцию представляется отчет: по месту нахождения головной организации или по месту нахождения обособленного подразделения. Для этого в одной из предусмотренных ячеек надо поставить "галочку", а рядом вписать ИНН и КПП организации (или филиала).
Наименование организации надо указывать полностью, без сокращений, так, как записано в свидетельстве о государственной регистрации.
В следующей строке указывается 13-значный регистрационный номер организации или индивидуального предпринимателя.
В зависимости от специфики деятельности налогоплательщика в декларацию могут не включаться отдельные страницы. Чтобы комплектность отчета не вызывала вопросов, на титульном листе надо указать, из скольких страниц состоит ваша декларация. Если к отчету прилагаются какие-то подтверждающие документы, их количество тоже указывается на титульном листе. В число этих документов входит, например, доверенность, выданная представителю организации на право сдать декларацию в налоговую инспекцию.
Достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, подтверждают своими подписями руководитель организации, главный бухгалтер или индивидуальный предприниматель. Подписи ответственных лиц заверяются печатями. Если должности главного бухгалтера в организации нет, декларацию может подписать либо "обычный" бухгалтер, либо руководитель, если он сам занимается бухгалтерией. Если же по договору финансового аутсорсинга ведением учета занимается специализированная организация, подписать отчет может и ее руководитель.

Обратите внимание: в некоторых декларациях рядом с фамилиями и подписями должностных лиц надо указывать их ИНН. В частности, такой порядок предусмотрен в декларации по налогу на прибыль (утв. приказом МНС от 11 ноября 2003 г. ≤ БГ-3-02/614), в декларации по НДС (утв. приказом Минфина от 3 марта 2005 г. ≤ 31н), в декларации по акцизам (утв. приказом Минфина от 3 марта 2005 г. ≤ 32н) и в ряде других форм. Если у директора, главного бухгалтера или уполномоченного представителя ИНН отсутствует, придется заполнить вторую страницу титульного листа. В этом разделе приводятся паспортные и адресные данные должностных лиц.
Заполнение индивидуальных сведений о руководителях, главных бухгалтерах и уполномоченных представителях не предусмотрено в декларациях по ЕНВД (утв. приказом Минфина от 1 ноября 2004 г. ≤ 96н), по "упрощенному" налогу (утв. приказом Минфина от 3 марта 2005 г. ≤ 30н), в расчете авансовых платежей по ЕСН (утв. приказом Минфина от 17 марта 2005 г. ≤ 40н).

В заключение отметим, что для заполнения титульных листов вам могут понадобиться пакет регистрационных документов, документы о постановке на налоговый учет, а также справочники кодов (коды видов документов, коды субъектов РФ и др.), которые прилагаются к каждой инструкции по составлению деклараций.

***********************************************************************************************************

Вмененный налог на рекламу посредники платить не должны

А.В. Колесов, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

14 апреля Минфин выпустил сразу два письма, посвященных "рекламному" ЕНВД. И хотя за I квартал по этому налогу многие уже отчитались, ознакомиться с новыми разъяснениями будет полезно всем. Во-первых, если в декларации бухгалтер допустил ошибку, ее еще не поздно исправить. А во-вторых, рекомендации Минфина помогут вам правильно рассчитать налог в будущем.

С 2005 года на уплату ЕНВД должны были перейти все, кто занимается распространением и (или) размещением наружной рекламы. В первую очередь речь идет о рекламных агентствах  -  фирмах, которые предоставляют или используют щиты, стенды, световые и электронные табло в качестве стационарных рекламных носителей. К сожалению, вводя новые налоги, законодатели не всегда прописывают в кодексе все детали, связанные с их начислением и уплатой. Так случилось и с "рекламным" ЕНВД. Минфин и ФНС уже неоднократно рассматривали тонкости расчета этого налога. Но на практике до сих пор возникают неоднозначные ситуации, требующие официальных разъяснений.
Вот одна из них. Организация  -  собственник рекламных конструкций решает заключить посреднический договор с компанией, которая будет подыскивать для нее клиентов (рекламодателей). Спрашивается  -  кто в таком случае будет платить ЕНВД: посредник или хозяин рекламных носителей?
В письме ≤ 03-06-05-04/95 Минфин однозначно отвечает на этот вопрос: на вмененку должен перейти владелец конструкций. Ведь именно он осуществляет деятельность "по доведению до потребителей рекламной информации" (ст. 346.27 НК). А посредник лишь способствует этому. Следовательно, только собственник рекламных носителей использует информационные площади и получает доход от размещения наружной рекламы.
Посредники распространителями рекламы не являются, и платить ЕНВД не должны. Их деятельность рекламной не считается, а налоги с посреднических вознаграждений они должны начислять либо по общей, либо по упрощенной системе.
В письме ≤ 03-06-05-04/96 говорится о порядке определения физического показателя, необходимого для расчета ЕНВД при эксплуатации световых и электронных табло. Минфин поясняет, что при использовании таких рекламных носителей нужно учитывать лишь светоизлучающую площадь информационного поля, на котором непосредственно размещается реклама. При этом авторы письма подчеркнули, что размер и площадь конструкций, на которых закреплена "светящаяся" поверхность, значения не имеют.

Пример
Рекламное агентство "Кедр", зарегистрированное в Москве, имеет в собственности одностороннее световое табло из неоновых трубок. Размер металлической конструкции, к которой крепится рекламный носитель  -  12 кв. м. Площадь светоизлучающей поверхности  -  10 кв. м.
В апреле "Кедр" заключил агентский договор с фирмой "Лотос" на поиск рекламодателей. За выполнение всех условий договора "Лотосу" причитается вознаграждение, с которого агент должен платить налоги по общей схеме или по упрощенной системе налогообложения.
Световое табло "Кедр" тоже начал использовать в апреле. В этом месяце оно было занято рекламой 15 дней. В мае и июне рекламная информация размещалась ежедневно. Согласно письму ФНС от 3 марта 2005 г. ≤ 22-2-16/289 неполный месяц размещения рекламы приравнивается к полному.
Величину коэффициента К2 для светового табло бухгалтер "Кедра" определил на основании Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. ≤ 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы". Предположим, что она составляет 0,3. Коэффициент К1 в 2005 году не применяется, а величина коэффициента К3 равна 1,104.
Базовая доходность при использовании световых табло составляет 4000 руб. Вмененный доход "Кедра" за II квартал 2005 года будет равен:
10 кв. м. х 1 сторону х 4000 руб. х 0,3 х 1,104 х 3 мес. = 39 744 руб.
Сумма "вмененного" налога составит:
39 744 руб. х 15% = 5962 руб.
До 20 июля бухгалтер рекламного агентства должен сдать декларацию по ЕНВД за II квартал, а до 25 июля  -  перечислить налог в бюджет.

В заключение отметим, что оба письма Минфина опубликованы в 9-м номере журнала "Нормативные акты для бухгалтера" за текущий год.
***********************************************************************************************************

Президент призывает налоговую службу не гнаться за планом

И. Стручков, корреспондент "Федеральной бухгалтерской газеты"

По его мнению, фискальные службы должны лишь следить за соблюдением законодательства. Значит ли это, что проверяющие станут лояльнее?

25 апреля в Мраморном зале Кремля перед депутатами и сенаторами выступил президент Владимир Путин. Одним из важных моментов его Послания Федеральному Собранию стало обращение к сотрудникам налоговой и таможенной служб.
Глава государства отметил, что "приоритетом их деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин". Также президент рекомендовал разрешить предпринимателям легализовать доходы, накопленные в предыдущие периоды, и отменить некоторые виды налогов.
По словам Владимира Путина, это можно будет сделать в упрощенном порядке при выполнении двух условий.
Во-первых, гражданину придется уплатить налог по ставке 13 процентов. А во-вторых, внести свои сбережения на счета в российских банках. Такая мера должна обеспечить приток капиталов в национальную экономику.

Президент ответил на вызовы современности
Мы попросили прокомментировать выступление президента Дину Крылову, руководителя Центра экспертизы проблем предпринимательства общественной организации "Опора России".
 -  Как отразится на бизнесе рекомендуемая президентом ориентация налоговой службы на проверку соблюдения законодательства, а не выполнение планов?
 -  Думаю, что для бизнеса это очень хорошо, поскольку планы по проверкам ведут к вынужденному злоупотреблению со стороны сотрудников ФНС. То есть инспекторы приходят с проверками, ничего не могут найти и говорят, что мы вас будем мучить и от вас не уйдем, пока что-нибудь не найдем. Поэтому давайте лучше что-нибудь вместе найдем, а вы нам заплатите символический штраф.
То есть это абсолютно не в рамках законности. Это фактически толкает проверяющих на злоупотребления своим служебным положением. С точки зрения повышения правосознания госслужащих подобная практика должна искореняться. Без законопослушных госслужащих не будет формироваться законопослушание у населения.

 -  Громкие заявления звучат часто, но фактически ничего не меняется. Как вы считаете, насколько велика вероятность заявленных изменений?
 -  Мне кажется, что в этом послании президент пытался предложить те механизмы, которые действительно могли бы решить насущные проблемы. Ведь это выступление было не декларацией, а ответом на вызовы современности, на те нерешенные проблемы, которые сейчас существуют в государстве.
Я думаю, что ставилась задача достижения общественного согласия. Опасность отсутствия такого согласия весьма убедительно показали примеры оранжевых революций. То есть люди, не видя иных способов разрешения тех или иных проблем, прибегают к самым радикальным методам. Метафорично, но если нет клапанов, выпускающих легкий пар, то его накопление может привести к взрыву. Так что общая канва послания президента была довольно конкретной, содержащей практические меры.

 -  Например, налоговая амнистия?
 -  Она будет хороша, только если будет решен весь комплекс проблем с налоговым администрированием.

 -  Судя по отзывам предпринимателей, они не совсем доверяют такой амнистии, относятся к ней с опаской. Каково ваше мнение?
 -  Я думаю, это тот инструмент, которым захотят воспользоваться многие. Ведь его введение никого не обязывает немедленно им воспользоваться. А само по себе наличие такого инструмента  -  уже неплохо. Люди будут потихоньку пробовать им пользоваться и смотреть, что из этого получается.
Понятно, что есть граждане, которые заработали свои деньги на легальном бизнесе. Используя различные, вполне укладывающиеся в рамки закона схемы, они выводили свою прибыль за рубеж потому, что считали российский климат не вполне подходящим для инвестиций. Но если инвестиционный климат улучшится, то они получат возможность инвестировать от своего имени и остаться в рамках правового поля с помощью такого инструмента, как налоговая амнистия. Таким образом, власти могут сделать легальное инвестирование привлекательным для предпринимателей. То есть если амнистия заработает, найдется немалое количество людей, которые захотят этим воспользоваться. Главное, чтобы выполнялись те гарантии, которые были обещаны: не будут преследовать, не будут копаться в прошлом. Разумеется, первые всегда будут декларировать с большой оглядкой. Люди будут считать, насколько это выгодно, с чем связаны издержки той же легализации.
По словам директора Института прогнозирования народного хозяйства РАН Виктора Ивантера, меры по амнистии капиталов, которые предложены в Послании, уже давно обсуждались экспертным сообществом, да и всем обществом. "Их принятие, на мой взгляд, не ухудшит инвестиционный климат в России. Другое дело, насколько они его улучшат. Предполагаю, что объемы возвращенного капитала будут очень низкими. Первая причина в том, что основная часть вывезенного не на банковских счетах находится, а в каких-то системах вложения. И если они вложены в недвижимость, то свои деньги собственник может и не вернуть при продаже",  -  заявил академик.

Никто не может жить без плана
А вот что рассказал нам директор экономических программ общественной организации "Деловая Россия" Андрей Неведеев.

 -  Как вы считаете, воспользуется ли бизнес налоговой амнистией?
 -  Начнем с того, что пока, кроме высказываний президента, ничего нет. Нет никакой амнистии. Представьте себе ситуацию: бизнесмену говорят о том, что объявлена налоговая амнистия. Он радостно вынимает утаенный миллион, а ему соответствующие органы тут же задают вопросы: "Откуда у тебя этот миллион? Не замешан ли тут наркотрафик?" Нет ли у тебя публичного дома? Никакого нормативного акта, на который можно сослаться и сказать, что не обязан давать объяснения, нет. И, по-моему, не будет. Это мое личное мнение.
 -  Как скажется на бизнесе то, что у ФНС, возможно, не будет планов по сбору налогов?
 -  Вопрос абсурден. Это невозможно. Никакая, даже самая маленькая, компания не может жить без плана. Никто не может жить без плана. Поэтому наивно ожидать, что отменят план по сбору налогов. Это абсолютно нереально. Но есть еще план по недоимкам, вот его надо отменить. Если его отменят, не станет бесконечных дополнительных проверок, налоговые инспекторы не будут зверствовать. Сократить число проверок  -  реально. И это для бизнеса будет хорошо.

Ответ министра
На расширенном заседании коллегии Минфина26 апреля, глава ведомства Алексей Кудрин сообщил, что министерство "планирует отказаться от планов по досбору или обеспечению повышенной собираемости налогов для Федеральной налоговой службы".
Чиновник отметил, что ФНС  -  контролирующий орган. А потому Минфин не будет давать планов, так как их выполнение не является основной задачей налоговой службы. При этом он подчеркнул, что ее сотрудники должны сосредоточиться на текущих налоговых проверках. Такое заявление министра стало реакцией на призыв президента, который призвал ревизоров не загонять своими действиями бизнес в тупик.
В материалах, подготовленных к расширенному заседанию коллегии министерства, отмечается, что задолженность по налоговым платежам в бюджет на 1 января 2005 года составила 879 миллиардов рублей. Минфин в ближайшее время представит предложения по определению сроков реструктуризации крупных налоговых задолженностей.
Алексей Кудрин также отметил, что после выступления президента Минфин внес в правительство поправки в первую часть Налогового кодекса, упорядочивающие режим налоговых проверок. Чиновники провели внеочередное заседание с предпринимателями, и теперь окончательный вариант законопроекта "на 95 процентов будет удовлетворять бизнес", уверен министр. По его словам, разработанные изменения сделают правила проведения контрольных мероприятий прозрачными и четкими, хотя "режим налоговых проверок, наверное, все равно не всегда будет устраивать бизнес".
Кроме того, глава финансового ведомства сообщил, что сейчас готовятся предложения по созданию подразделений налогового аудита. Он считает, что создание таких подразделений потребует увеличения численности налоговой службы и дополнительного финансирования. "Но такие подразделения будут созданы",  -  уверен Алексей Кудрин.

Получить наследство? Проще простого!
Возможно, что в скором времени чиновники примут поправки, которые будут интересны каждому гражданину. Речь идет об отмене налога на имущество, переданного в порядке наследования.
Рекомендуя этот шаг сенаторам, президент отметил, что "миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в оффшорах, они здесь не передаются по наследству. А за какой-нибудь садовый домик  -  него надо платить такие деньги, которые часто человеку не по карману".