САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 18:5825-04-2024
Четверг

 
Журнал "Главбух"
Материал предоставлен журналом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении, "Главбух" . 9, 2005

Оправдался прогноз "Главбуха " по новым декларациям

Минфин России требует применять новые декларации уже с отчетности за I квартал, а датой вступления в силу новых форм считать день их опубликования. Для нас это не сюрприз:"Главбух " уже предупредил бухгалтеров, что позиция чиновников будет именно такой (см.прошлый,8-й номер,стр.12).

Напомним, что совсем недавно Минюст России зарегистрировал сразу четыре приказа финансового ведомства, которые утверждают новые формы отчетности - расчеты по ЕСН и пенсионным взносам, а также декларации по НДС и акцизам. Основная проблема этих приказов состояла в том, что было непонятно, с какого момента они вступают в силу. По общему правилу нормативные акты Минфина России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Но с оговоркой: если в самих документах не установлен другой порядок. Между тем во всех приказах финансового ведомства говорится о том, что применять их нужно, отчитываясь за I квартал или март 2005 года. Означает ли это, что они вступают в силу с момента их официального опубликования? В Минфине России ответили на этот вопрос утвердительно Таким образом, чиновники заняли не совсем выгодную для предприятий позицию (письмо от 15 апреля 2005 ≤03-05-02-03/7).Специалисты финансового ведомства указали следующее: после того как новые формы отчетности опубликованы, отчитываться нужно уже по ним. С этого момента старые формы расчетов и деклараций утратили силу.
Правда, стоит отметить, что письмо Минфина России напрямую касается только отчетности по ЕСН и пенсионным взносам. Однако выводы, которые сделали чиновники, можно распространить и на декларации по НДС и акцизам. Все эти документы нужно применять начиная с отчетности за I квартал и март 2005 года, не дожидаясь, пока пройдет 10 дней после дня их опубликования. Дело в том, что это правило о 10 днях используется только в том случае, если самими нормативными актами не установлен другой порядок вступления их в силу (п.12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г.≤763).При этом, как следует из пункта 10 упомянутого Указа, приказы Минфина России, утверждающие новые формы отчетности, обязательно должны быть опубликованы. Только после этого они вступят в силу.

Обратите внимание: если вы успели отчитаться по старым формам до того, как были опубликованы новые, пересдавать отчеты по новым формам не нужно. Более того, судебная практика говорит о том, что оштрафовать фирму, которая отчиталась по старым формам, даже когда уже действовали новые, налоговикам удается далеко не всегда. Более подробно о проблемах со сдачей отчетности и путях их решения вы можете прочитать в журнале "Главбух" ≤8, 2005 на странице 12.

ФНС России: как амортизировать объекты после реконструкции.

Когда после реконструкции первоначальная стоимость объекта изменилась, а срок полезного использования остался прежним. Рассчитывать ежемесячную норму и оставшийся срок амортизации налоговики предлагают по ими же выведенным формулам. Обратившись к теме реконструкции и модернизации, налоговики поработали над двумя нюансами, которые касаются амортизации обновленных объектов. По идее, усилия инспекторов были направлены на то, чтобы бухгалтеры не ломали голову над расчетами в нестандартных ситуациях. Посмотрим, к чему пришли чиновники. В первую очередь они рассмотрели случай, когда после реконструкции первоначальная стоимость объекта изменилась, а срок полезного использования остался прежним. Рассчитывать ежемесячную норму и оставшийся срок амортизации налоговики предлагают по ими же выведенным формулам. По мнению чиновников, для расчета суммы ежемесячных отчислений после реконструкции надо использовать такую формулу:

Амес =(ПС +СР) x (1 :n x 100%),

где Амес -сумма ежемесячной амортизации; ПС -первоначальная стоимость объекта; СР -стоимость работ по модернизации (или реконструкции); n -общий срок полезного использования имущества.

А вот оставшийся срок амортизации получится, если остаточную стоимость, в которой уже учтены работы, разделить на ежемесячную норму. Тут формула будет такой:

nост =ОСср :Амес,

где nост -оставшийся срок амортизации; ОСср -остаточная стоимость имущества с учетом затрат на его реконструкцию (или модернизацию).

К сожалению, расчет, предложенный ФНС России, налогоплательщикам невыгоден. Ведь в этом случае фирма будет вынуждена списывать обновленное основное средство гораздо дольше, чем предполагала, когда принимала его к учету. К тому же начисленные суммы в налоговом и бухгалтерском учете будут отличаться. А значит, придется рассчитывать временные разницы по ПБУ 18/02.

Однако с подходом налоговиков к этому вопросу можно поспорить. Во-первых, амортизация начисляется только в течение срока полезного использования. При этом пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ говорит, что увеличивать такой срок - это право, а необязанность организации.
Во-вторых, Налоговый кодекс РФ не предлагает формулы для расчета амортизации в случае реконструкции или модернизации (ту, что в п.4 ст.259,применяют, когда приходуют новый объект). А на основании пункта 7 статьи 3 кодекса все неясности и противоречия законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.
Поэтому, на наш взгляд, фирма может воспользоваться тем алгоритмом расчета, который применяется в бухучете. А именно:

Амес =(ОС +СР) x (1 :nост x 100%),

где Амес -сумма ежемесячной амортизации; ОС -остаточная стоимость объекта; СР -стоимость работ по модернизации (или реконструкции); nост -оставшийся срок полезного использования основного средства.
Правда, есть вероятность, что с таким вариантом инспекторы не согласятся и организации придется отстаивать свою правоту в суде.
Приведем пример, на котором рассмотрим оба варианта расчета амортизации.
Пример
ООО "Прогресс " модернизировало объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 2 000 000 руб., а срок полезного использования 72 месяца. Сумма ежемесячной амортизации составляла 27 777,78 руб.(2 000 000 руб.:72 мес.). До модернизации объект эксплуатировали 12 месяцев. Следовательно, за это время была начислена амортизация, равная 333 333,33 руб.(27 777,78 руб.* мес.).
ООО "Прогресс " работа ремонтной бригады обошлась в 700 000 руб. без НДС. Модернизация проводилась в течение 14 месяцев, и амортизация в это время не начислялась.

Вариант ФНС России
После модернизации ежемесячная сумма амортизации станет равна 37 500 руб.((2 000 000 руб. + 700 000 руб.):72 мес.).Остаточная стоимость объекта с учетом ремонта -2 366666,67 руб.(2 000 000 - 333 333,33 +700 000).
Теперь для того, чтобы полностью списать стоимость основного средства, нужно начислять амортизацию еще 63 полных месяца
(2 366 666,67 :37 500).
В то же время до окончания первоначального срока использования остается только 60 месяцев (72 -12).
Получается, что ООО "Прогресс " придется амортизировать основное средство лишние 3 месяца (63 - 60)).

Альтернативный вариант
Амортизация начисляется в течение оставшегося срока полезного использования -60 месяцев.
Ежемесячная сумма амортизации будет равна 39 444,44 руб.((2 000 000 руб.-333 333,33 руб.+700 000 руб.):60 мес.).
Следующий нюанс, которым озаботились налоговики, касается продолжительности работ по реконструкции. Вот что решили чиновники: если изначально на модернизацию отводится не более 12 месяцев, то амортизацию прерывать не нужно. Но если работы затянулись, то начисленные суммы надо исключить из расходов. При этом не важно, использовался все это время объект или нет.

Такие выводы налоговиков вряд ли обрадуют бухгалтера, тем более что на этот раз поспорить с ними сложно. Ведь основное средство, которое находится на реконструкции или модернизации больше 12 месяцев, действительно следует исключить из состава амортизируемого имущества. И это уже не право, а обязанность организации. Так прописано в пункте 3 статьи 256 Налогового кодекса РФ.
Выходит так: фирма рассчитывала провести работы меньше чем за год, поэтому правомерно начисляла амортизацию. Но, как это часто бывает, реконструкция длилась гораздо дольше запланированного срока, и получилось, что суммы начислены незаконно.
В такой ситуации можно посоветовать только одно: если есть возможность оформить документы задним числом, то нужно разбить работы на этапы, каждый из которых не превышает 12 месяцев. При этом нужно предусмотреть между этапами временные промежутки. Например, сначала проводится реконструкция первого этажа здания, а через какое-то время наступает черед второго. Конечно, на деле работы прерывать необязательно, это показывают только на бумаге. Скажем, в проектно-сметной документации, актах выполненных работ и приказах руководителя фирмы. Письмо ФНС России от 14 марта 2005 г. ≤ 02-1-07/23.

Затраты на банковские карты для работников списать нельзя.

Фирма, которая перечисляет зарплату на пластиковые карты, не может включить в расходы суммы, уплаченные банку за их изготовление и обслуживание лицевых счетов. К такому неутешительному выводу пришли чиновники Минфина России в письме от 22 марта 2005г. ≤03-03-01-04/1/131.
Чтобы зарплату можно было перечислять на пластиковые карты, предприятие заключает договор с банком. В результате фирма платит банку за изготовление и годовое обслуживание карт, а также за проведение операций. Эти затраты сотрудник может возмещать организации по договоренности с работодателем. Кроме того, банк удерживает с предприятия суммы за перевод денег с расчетного счета на личные счета сотрудников. Рассмотрим эти расходы подробнее.
Изготовление карт и комиссия за проведение операций.
Эти затраты при налогообложении прибыли не учитываются - так считают сотрудники министерства (письмо ≤03-03-01-04/1/131).В своих разъяснениях чиновники упирают на то, что клиентом банка и держателем банковской карты является именно работник. Ведь с каждым из них заключается отдельное соглашение, которое является приложением к договору между банком и организацией. Следовательно, стоимость карточек и вознаграждение банка за операции по кредиткам следует рассматривать как расходы в пользу работников (п.29 ст.270 Налогового кодекса РФ). А такие затраты доходы фирмы не уменьшают.

Годовое обслуживание. Чуть раньше Минфин России в письме от 7 февраля 2005 г.≤03-05-01-04/19 заявил, что из налогооблагаемых доходов организации нельзя исключать и расходы на годовое обслуживание лицевых счетов сотрудников. Обосновали такую позицию минфиновцы все тем же пунктом 29 статьи 270. А чтобы подсластить пилюлю, великодушно разрешили на стоимость годового обслуживания не начислять ЕСН.
Плата за перевод денег с расчетного счета фирмы на личные счета сотрудников. А вот это уже не что иное, как прочие расходы организации по оплате услуг банков (подп.25 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). С этим согласен и Минфин России в свежем письме ≤03-03-01-04/1/131.
Итак, плата за изготовление карточки и ее обслуживание причитается с сотрудника фирмы. Значит, если организация внесет за него эти суммы, то учесть их при налогообложении не удастся. При этом не имеет значения, будет впоследствии что-то удержано с работника или нет.