САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 10:3526-04-2024
Пятница

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой."

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 17.05.05

Дешевле отдать свое имущество другой фирме
Н.Д. Пашутова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Все слышали о том, что с помощью "дружественной" организации на упрощенке можно значительно уменьшить налоги. Но как конкретно воспользоваться таким сотрудничеством? Один из вариантов - заменить амортизацию имущества арендными платежами.

Хорошие налоги - маленькие налоги
Схема, анализ которой опубликован в журнале "Практическая бухгалтерия", заключается в следующем. Ваша фирма передает основное средство в качестве вклада в уставный капитал фирмы на упрощенке (НДС эта операция не облагается). Лучше, если "вспомогательная" организация исчисляет единый налог с величины доходов. Получив имущество, "упрощенец" сдает его вам в аренду. Отныне вы уменьшаете облагаемую налогом прибыль за счет арендных платежей (п. 10 ст. 264 НК). Расчет делается на то, что их размер вы вправе установить самостоятельно. Причем сами платежи могут значительно превышать суммы ежемесячной амортизации. Никаких ограничений в этом плане законодательство не установило.
Итак, увеличивая сумму договора аренды, вы уменьшаете налог на прибыль своей фирмы. Но в то же время увеличиваете единый налог фирмы на УСН. Тем не менее из-за большой разницы в ставках этих налогов (налог на прибыль - 24 процента, единый налог - 6 процентов) возникает значительная экономия.

Минимизируем минимум
Чтобы достигнуть максимального результата от использования схемы, ваша фирма может нарушить договор аренды. Например, "опоздайте" с перечислением очередного ежемесячного платежа. В контракте за это нарушение должен быть прописан приличный штраф. Чем он больше, тем больше экономия. Дело в том, что сумму начисленных штрафов кодекс позволяет учесть в составе налоговых расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК).
Идеальный вариант, если ваше предприятие рассчитывает налог на прибыль по методу начисления. Тогда с перечислением штрафа "упрощенной" фирме можно повременить. Зачем? Просто в этом случае сумма штрафа попадет в расходы в момент его начисления. В то время как фирма на УСН со штрафа не заплатит ничего. Так будет до тех пор, пока она не получит эти деньги (кассовый метод).
Как считает Николай Самойлов, налоговый юрист ЗАО "Эриксон", приведенная схема еще более эффективна, если имущество самортизировано. В налоговом отношении оно бесполезно. Реанимировать его можно, продав основное средство фирме на упрощенке. Поскольку его стоимость в бухгалтерском и налоговом учетах нулевая, цену реализации можно установить копеечную. С нее и придется заплатить НДС. Купленное основное средство "упрощенец" сдает в аренду бывшему владельцу, а тот на законных основаниях уменьшает налогооблагаемую прибыль на сумму арендных платежей.

Внимание, нюансы!
Схема с передачей имущества в уставный капитал упрощенца изъянов не лишена. Первая неприятность, которая сразу бросается в глаза - необходимость регистрировать "учредительные" изменения в налоговой. С этим ничего поделать нельзя.
Но особое внимание следует обратить на размер взноса в уставный капитал фирмы на УСН. Оцените его как можно меньше. Причем реальная стоимость ценностей значения не имеет. Например, дорогостоящий станок вы вправе внести в уставный капитал любой организации в качестве вклада на 2000 рублей. Закон нарушен не будет.
Все дело в том, что если доля вашей компании в уставном капитале компаньона превысит 20 процентов, инспекторы смогут признать вас взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 1 ст. 20 НК). А значит, будут пытаться контролировать цены по сделкам между вами.
Большие вклады несут и другую опасность. Если доля вашей компании будет больше 25 процентов уставного капитала партнера, он утратит право применять упрощенный режим (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК). А это право - ключевое звено всей схемы.

**********************************************************************

ВАС ограничил срок взыскания недоимки

Т.А. Аверина, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"

Предметом спора, который рассмотрел в апреле Высший Арбитражный Суд, стал вопрос, в течение какого срока инспекторы могут в судебном порядке взыскать с фирмы задолженность по налогам и пеням. В Налоговом кодексе нет четких правил, поэтому истину предприятиям и налоговым служащим приходится искать в арбитраже.

Платить налоги нужно вовремя. Об этом гласит статья 45 Налогового кодекса. Однако на практике возникают ситуации, когда такую обязанность организации не исполняют. В этом случае инспекторы предпринимают меры для принудительного взыскания долгов. Для этого предусмотрен определенный порядок.
Вначале контролеры выставляют требование об уплате налогов. На это им отводится три месяца после наступления срока уплаты налога (ст. 70 НК). В требовании инспекторы указывают срок его исполнения. Если деньги от предприятия в бюджет не поступили, контролеры переходят к следующему этапу. Они оформляют решение о взыскании недоимки. После этого налоговики составляют инкассовые поручения и направляют их в банк, в котором открыты счета фирмы.
Срок для оформления решения о взыскании налога ограничен. Инспекторы должны успеть его принять не позднее 60 дней после истечения срока уплаты недоимки, который указан в требовании. Решение, которое принято позже этого срока, недействительно (п. 3 ст. 46 НК). А следовательно, неправомерны инкассовые поручения, которые составлены на его основании. В таком случае взыскать недоимку налоговые служащие могут, только обратившись в суд. Срок, в течение которого контролеры вправе это сделать в отношении предприятий, в законодательстве не указан. Зато он предусмотрен в отношении физических лиц, которые не расплатились с бюджетом. Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса, инспекция может подать исковое заявление о взыскании налога с гражданина в течение шести месяцев после истечения срока, который указан в требовании об уплате налога.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 12 апреля 2005 г. ≤ 14452/04 арбитры указали, что этот же срок применяется и в отношении организаций. Он отсчитывается с момента, когда истекают 60 дней, отведенные инспекторам для принятия решения о взыскании налога.
Некоторая сложность дела, рассмотренного ВАС, заключалась в том, что контролеры решили взыскать недоимку по взносам в Фонд социального страхования, которая образовалась на 1 января 2001 года. Они посчитали, что в отношении таких долгов правила взыскания, предусмотренные в Налоговом кодексе, не применяются. При этом налоговые служащие сослались на статью 10 Закона от 5 августа 2000 г. ≤ 118-ФЗ. В соответствии с этой статьей недоимку в государственные внебюджетные фонды, которая образовалась на 1 января 2001 года, фирмы платят по "старому" законодательству. Но этот довод арбитры не приняли во внимание, поскольку в статье 9 того же закона сказано о том, что взыскание таких долгов налоговые служащие осуществляют по правилам Налогового кодекса. В итоге инспекторы проиграли дело, судьи встали на сторону фирмы.