САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 23:5525-04-2024
Четверг

 
П.СЕРЕБРОВСКИЙ, юрист ЗАО "Парадигма"
Материал предоставлен журналом "Практический бухгалтерский учет"

Об административном расследовании налоговых правонарушений

Возможность проведения административного расследования в области налогов и сборов установлена пунктом 1 статьи 28.7 КоАП РФ. Такое расследование может проводиться по фактам правонарушений, предусмотренных статьями 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ, а также нормами административного законодательства субъектов РФ, устанавливающих ответственность за нарушения в области налогов и сборов.
Целесообразность назначения административного определяется применительно к каждому конкретному случаю.
Сведения о совершении административного правонарушения в области налогов и сборов могут быть получены не только по ходу налоговой проверки, но и на любой стадии работы налоговых органов. Производство по таким делам и привлечение к ответственности производятся вне зависимости от результатов рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по акту налоговой проверки.
Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, должны проводиться в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях (п. 2 ст. 10 НК РФ). При этом необходимо соблюсти требования не только административного, но и налогового законодательства.

Цели расследования
Административное расследование проводится, в частности, в целях:
 - определения виновности лица в совершении административного правонарушения;
 - установления характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением;
 - поиск смягчающих или отягчающих обстоятельств и т. д.
Дело возбуждается по факту совершения административного правонарушения, при этом правонарушитель на момент возбуждения дела может быть и неизвестен. Однако расследование не может быть назначено только для установления личности виновного лица или обеспечения его явки в налоговый орган.

Вынесение решения о проведении административного расследования
Решение о проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (п. 2 ст. 28.7 КоАП РФ). Такое решение принимается в случае если после выявления административного правонарушения требуется проведение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, например:
 - проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ). (Следует заметить, что экспертизы назначаются, как правило, в случае выявления неуплаты или неполной уплаты сумм налога. Поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за подобное нарушение, то и необходимость проведения экспертизы по факту административного правонарушения в области налогов и сборов маловероятна);
 - направление поручения по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП РФ);
 - направление запроса по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП РФ);
 - истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).
Административное расследование обычно проводится:
 - по итогам налогового контроля в форме учета налогоплательщиков (ст. 15.3, п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
 - по факту нарушения (ст. 15.4 - 15.6 КоАП РФ);
 - по результатам выездной налоговой проверки (ст. 15.5, п. 1 ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ).
Решение о проведении административного расследования оформляется должностным лицом налогового органа в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Законом не предусмотрено составление иных документов (протоколов и т. п.).
Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. Закон не позволяет передачу дела от должностного лица, возбудившего это дело, другому должностному лицу налогового органа или в другой налоговый орган.

Об определении
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения соответствующего определения (подп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
В определении должны быть указаны (п. 3 ст. 28.7 КоАП РФ):
 - дата и место составления определения;
 - должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
 - повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
 - данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
 - статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
 - перечень основных процессуальных действий и мероприятий, которые необходимо выполнить по делу, а также предполагаемые сроки их проведения.
Должны быть указаны объективные основания, вследствие которых необходимая информация может быть получена только посредством процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат.
Заинтересованные лица должны быть уведомлены о возбуждении производства по делу и начале расследования. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 4 ст. 25.5 КоАП РФ). Административное расследование может быть проведено как по месту совершения, так и по месту выявления административного правонарушения.

Срок расследования
Административное расследование должно быть завершено до окончания срока давности привлечения к административной ответственности.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении (п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
Срок проведения административного расследования может быть продлен только в исключительных случаях на основании письменного ходатайства должностного лица, в производстве которого находится дело. Ходатайство о продлении сроков расследования должно быть мотивированным. Срок проведения административного расследования может быть продлен вышестоящим должностным лицом не более чем на один месяц.
Срок административного расследования исчисляется с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В этот срок включается время осуществления процессуальных действий от возбуждения дела до составления протокола или вынесения постановления о прекращении дела. В этот срок не включается время:
 - установленное для устранения недостатков при возвращении дела на доработку лицом, рассматривающим дело (ст. 28.8 КоАП РФ);
 - передачи дела на рассмотрение;
 - нахождения дела на рассмотрении.
Не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. Срок административного расследования, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Течение срока, отведенного для проведения административного расследования, не может быть приостановлено.
Продление срока административного расследования должностное лицо, в производстве которого находится это дело, выносит мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проведения административного расследования по делу и представляет его вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган.
Не могут быть признаны основанием для продления сроков проведения административного расследования или сроков составления протокола об административном правонарушении:
 - отсутствие правонарушителя на месте выявленного нарушения;
 - его уклонение от участия в производстве по делу об административном правонарушении.

Подготовка к проведению административного расследования
Должностное лицо, принявшее решение о проведении расследования, руководит и координирует действия участников административного расследования. В проведении административного расследования могут принимать участие (но не могут быть его инициаторами) любые органы государственной власти и их должностные лица.
Налогоплательщик, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также другие участники этого производства не вправе заявлять отвод лицу, проводящему административное расследование.
Если должностное лицо, единолично проводящее административное расследование, не может его завершить по причине увольнения, длительной болезни, следует на основании соответствующего решения начальника налогового органа, его заместителя или начальника структурного подразделения, в подчинении которого находилось (находится) указанное лицо, поручить ведение производства по делу об административном правонарушении иному подчиненному должностному лицу, имеющему право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Проведение экспертизы
Проведение экспертизы регламентировано статьей 26.4 КоАП РФ и иными нормами действующего законодательства. Может также производиться взятие проб и образцов в порядке статьи 26.5 КоАП РФ.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол (см. ст. 27.10 КоАП РФ).
Определение о назначении экспертизы выносится в случаях, если при производстве по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле (например, экспертиза должностных инструкций). В определении указываются:
 - основания для назначения экспертизы;
 - фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
 - вопросы, поставленные перед экспертом (вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта);
 - перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
В определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
До направления определения для исполнения оно должно быть представлено для ознакомления налогоплательщику, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему. Этим лицам должны быть разъяснены их права:
 - заявлять отвод эксперту;
 - просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц;
 - ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта и т. д.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Запросы
Основанием для подготовки запроса является необходимость получения доказательств по делу об административном правонарушении и материалов проведенных ранее проверок. Направление запроса происходит с соблюдением требований статьи 26.9 КоАП РФ.
При проведении административного расследования запрос вправе направить любое должностное лицо, осуществляющее данное производство по делу об административном правонарушении.
Запрос оформляется на бланке органа, проводящего административное расследование, и подписывается начальником этого органа либо его заместителем. Обязательными элементами при оформлении запроса являются:
 - указание даты и места составления определения, в том числе полное наименование органа, направившего запрос, и его почтовый адрес;
 - должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
 - номер дела;
 - адресат запроса;
 - основание для запроса, т. е. существо предполагаемого административного правонарушения и возможная оценка его последствий;
 - состав запрашиваемых документов (сведений);
 - изложение обстоятельств возбуждения дела;
 - ссылка на статью 26.9 КоАП России, регламентирующую право должностного лица органа, осуществляющего производство по делу, направить запрос в соответствующие территориальные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также в международные организации.
Должны быть указаны сведения, идентифицирующие личность правонарушителя, фактический и юридический адреса, телефоны, факсы. К запросу обязательно должны быть приложены имеющие отношение к правонарушению документы (копии деклараций, счетов, контрактов, иных документов).

Поручения
Поручение может быть направлено любому должностному лицу или органу государственной власти, в чью компетенцию входит проведение соответствующих процессуальных действий.
Поручение составляется на бланке органа, проводящего административное расследование, и подписывается должностным лицом, в производстве которого находится дело. Поручение должно содержать сведения:
 - об основных обстоятельствах дела;
 - о квалификации правонарушения;
 - о лицах, в отношении которых необходимо произвести процессуальные действия (фамилия, имя, отчество физического или должностного лица, его место проживания, место работы, должность, паспортные и другие данные, наименование, организационно-правовая форма юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, коды ОКПО и ИНН, юридический и фактический адреса, номера телефонов, факсов и т. п.);
 - о документах, имеющих отношение к расследуемому нарушению (декларации, распечатки счетов, иные документы);
 - о процессуальных действиях, которые необходимо выполнить;
 - о сроке исполнения поручения (не позднее чем в пятидневный срок с момента получения) и т. д.
Для проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в поручении должно быть указано:
 - какие конкретно объекты необходимо осмотреть;
 - их местонахождение и иную ориентирующую информацию;
 - способы фиксации вещественных доказательств, которые необходимо применить при осуществлении осмотра.
Для наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи (изъятия вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении) в поручении необходимо указать сведения:
 - об идентификационных признаках;
 - о возможном местонахождении вещей и документов;
 - о способах фиксации вещественных доказательств, которые требуется применить при наложении ареста (изъятии);
 - о том, кому передать и где хранить арестованные (изъятые) орудия совершения или предметы административного правонарушения.
Для осуществления административного задержания, личного досмотра физического лица и досмотра вещей, находящихся при нем, в поручении необходимо указать сведения:
 - о физическом лице, в отношении которого требуется применить соответствующую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
 - о возможном наличии у лица оружия или иных предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц;
 - о способах фиксации вещественных доказательств, которые требуется применить при осуществлении досмотра.
Обстоятельства длительного отсутствия по местожительству лица, подлежащего опросу, его фактическое местонахождение и прочие сведения устанавливаются объяснениями свидетелей (соседей, родственников, знакомых). При осуществлении мероприятий по установлению местонахождения лица, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелей, орудия совершения или предмета административного правонарушения к материалам исполнения поручения прилагаются непроцессуальные документы (служебные и докладные записки, рапорты, справки и т. д.). О причинах, в связи с которыми исполнить поручение надлежащим образом не представляется возможным, сообщается лицу, направившему поручение, не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения. При этом к сообщению прилагаются материалы, подтверждающие принятие всех необходимых мер по его исполнению, а также указывается срок завершения исполнения поручения.

Истребование сведений
Проведение истребования осуществляется с соблюдением нормативных требований статьи 26.10 КоАП РФ. Истребование сведений может быть произведено не только у государственных или муниципальных органов власти, но и у любых юридических лиц, независимо от формы собственности, общественных организаций, не имеющих статуса юридического лица, граждан.
Истребуются, как правило, официальные сведения, которые могут быть получены как путем истребования документов, так и в иной форме. К таким документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Объектом истребования не могут стать документы и сведения, обладающие признаком вещественных доказательств, в отношении информационных объектов такого рода должна проводиться процедура изъятия.
Действующий КоАП РФ допускает процедуру истребования только в отношении организаций. Поскольку в статье 26.10 КоАП РФ нет упоминания об истребовании сведений у граждан, то есть основания считать процедуру истребования сведений у граждан неправомерной.
Основанием для истребования сведений является определение об истребовании сведений, вынесенное органом или должностным лицом, в производстве которого находится дело о расследуемом административном правонарушении.
В определении должны быть указаны:
 - дата и место составления определения (включая полное наименование органа, направившего запрос и его почтовый адрес);
 - должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
 - номер дела;
 - наименование и адрес лица, у которого истребуются сведения;
 - ссылка на статью 26.10 КоАП РФ, регламентирующую право должностного лица органа, осуществляющего производство по делу, вынести определение об истребовании сведений, необходимых для его разрешения;
 - краткое изложение обстоятельств возбуждения дела;
 - перечень истребуемых сведений;
 - ссылка на статью 17.7 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу.
Определение подписывает должностное лицо, в производстве которого находится дело. При необходимости определение может сопровождаться письмом, составленным на бланке органа и подписанным начальником этого органа либо его заместителем.
В целях соблюдения сроков производства для истребования сведений должны использоваться все доступные способы и средства связи (телетайп, телефакс и др.) с обязательной досылкой документов по почте.
По возможности документы, содержащие истребуемую информацию, предоставляются в подлинниках. Истребуемые сведения предоставляются безвозмездно в трехдневный срок со дня получения определения (при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно).
При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.
Обязанности извещения о невозможности предоставить истребуемое в действующей редакции КоАП РФ для граждан не предусмотрено. Это означает, что граждане вправе известить должностное лицо о невозможности предоставить истребуемую информацию в более поздний срок как в письменной, так и в устной форме.

Дополнительное и повторное административное расследование
Допускается возможность проведения дополнительного и повторного административного расследования в пределах срока, отведенного для первоначального административного расследования и исчисляемого с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Проведение дополнительного и повторного административного расследования возможно в случае:
 - отмены постановления о прекращении производства по делу;
 - возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Проведение повторного административного расследования предусматривает повторное проведение тех или иных действий в силу допущенных ранее ошибок либо потому, что они проводились в других целях и в силу этого их результатам присуща неполнота. Дополнительным в данном контексте следует считать производимое вторично административное расследование, которое предусматривает проведение только дополнительных (ранее не проводившихся действий).

Расследование по отношению к отсутствующему лицу
При отсутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении необходимо принимать меры к его надлежащему уведомлению о совершении данного процессуального действия. Если виновное в правонарушении должностное лицо отсутствует на месте или отказывается от ознакомления и получения протокола, то копия протокола отправляется ему по почте по месту работы должностного лица, а при необходимости - и на его домашний адрес.
После получения протокола лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, или их законные представители вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
При отсутствии привлекаемого к ответственности лица в момент составления протокола об административном правонарушении необходимо принимать меры к его надлежащему уведомлению о совершении данного процессуального действия.

Результаты расследования
По результатам проведенного административного расследования может быть составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).
Протокол - это основной процессуальный документ, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении. В нем фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности.
Протокол составляется только в том случае, когда налицо все признаки (элементы) правонарушения физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. И только в этом случае, когда выявлены все элементы проступка (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), возможно составление протокола об административном правонарушении.
В протоколе систематизируются доказательства, собранные по делу, отражаются результаты проведенных процессуальных действий, формулируются выводы.
В протоколе об административном правонарушении, составленном по результатам административного расследования нарушений в области налогов и сборов, должны быть указаны (ст. 28.2 КоАП РФ):
 - дата и место его составления;
 - должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
 - сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
 - фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);
 - место, время совершения и событие административного правонарушения;
 - статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
 - объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
 - иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола фиксация времени совершения административного правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.
Сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, место жительства, место работы) заносятся в протокол на основании документа, удостоверяющего личность.
К иным сведениям, необходимым для разрешения дела, относятся в том числе показания потерпевшего и свидетелей административного правонарушения.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей в соответствии с требованием пункта 1 статьи 26.3 КоАП РФ должны представлять собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
В описательной части протокола излагается сущность дела:
 - место и время совершения административного правонарушения, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства;
 - результаты проведенных процессуальных действий;
 - обстоятельства, смягчающие административное наказание.
Если по делу об административном правонарушении проходят несколько лиц, то при изложении сущности дела указывается роль каждого из них. Сведения о лице, в отношении которого проводится административное расследование, должны быть достоверными.
Любое нарушение предусмотренного КоАП РФ порядка оформления протокола об административном правонарушении может стать основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности либо для признания его незаконным и отмены принятого на его основании решения.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). Процедура передачи копии протокола должна производиться вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующей просьбы субъекта правонарушения.