САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 11:4820-04-2024
Суббота

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право"
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации из газеты "Учет, налоги, право" N 21, 2005

Налоги уйдут в народ

Сергей НОВИКОВ

Перенести налоговую нагрузку с предприятий на граждан и изменить психологию налоговиков. Такие стратегические цели были заявлены 1 июня на конференции Российского союза промышленников и предпринимателей "Налоговая реформа: анализ и перспективы". Однако помимо стратегии участники мероприятия обсудили и налоговую тактику, пообещав улучшить многострадальный законопроект, регламентирующий налоговые проверки.
О далеком будущем российской налоговой системы собравшимся рассказал руководитель экспертного управления Администрации Президента РФ Аркадий Дворкович. Будущее "по Дворковичу" - это "как можно меньше налогов, которые платят организации, и как можно больше налогов, которые платят граждане". Для этого, в частности, планируется заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж. В неизбежности рокировки участников конференции убеждал референт экспертного управления Станислав Воскресенский: "Будущее российской налоговой системы - отсутствие НДС. Это не эмоции, это серьезно".
Правда, сроки замены он не назвал, ограничившись информацией о создании "рабочей группы, которая просчитывает идею". Наверное, отмены НДС не следует ждать в ближайшие три года. Ведь, по словам министра финансов Алексея Кудрина, правительство планирует "вернуться к теме унификации ставки НДС при ее снижении до 16 процентов не ранее чем через три года". То есть Кудрин уверен, что к этому моменту еще будет что снижать.
Другая важная цель реформаторов - менталитет налоговиков. Образцом, к которому надо стремиться, Станислав Воскресенский назвал подход канадского налоговика: "Если он в ходе проверки обнаружил переплату и не вернул деньги, его наказывают точно так же, как если бы он не заметил недоплату". Понятно, что пока нашим налоговикам выдают планы по сбору налогов, их менталитет будет далек от канадского. Поэтому Аркадий Дворкович очень непрозрачно намекнул Алексею Кудрину, что отменить планы не мешало бы уже с июля текущего года.
А наиболее острую дискуссию вызвал внесенный в Госдуму 31 мая законопроект, меняющий регламент налоговых проверок. Документ, как известно, рождался в спорах между исполнительной властью и бизнесом, причем не все замечания бизнеса были учтены. На конференции Алексей Кудрин не без горечи сообщил об очередной уступке Минфина: повторные проверки крупнейших налогоплательщиков будут проводиться "только по решению руководителя ФНС России и с согласия министра финансов". Но эта жертва не тронула Андрея Макарова, заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам. Выступая, Макаров выдвинул контрпредложение. По его словам, основанием для повторной проверки любого налогоплательщика должно служить уголовное дело, возбужденное против инспектора по факту коррупции, или другой документ, доказывающий несостоятельность результатов проверки.
"Проект должен претерпеть серьезнейшие изменения. В Госдуме не будет штампования предложений правительства!" - возмущался на трибуне Андрей Макаров. А в кулуарах конференции депутат сообщил корреспонденту "УНП", каких еще изменений он намерен добиваться: "Необходимо "закрыть" перечень документов, истребуемых при камеральной проверке. Кроме того, нужно скорректировать и другие положения проекта, которые позволяют превратить камеральную проверку в разновидность выездной".

***********************************************************************

Авансы без сомнений

Инга ГОЛОВАНОВА

Какими документами подтвердить тот факт, что авансы поступили именно в счет экспортных поставок и в силу этого не включаются в налоговую базу по НДС? На этот вопрос Минфин России ответил в письме от 16.05.05 ≤ 03-04-08/119, оказавшемся в распоряжении редакции "УНП".
Объясним все по порядку. Реализация товаров и работ (услуг), которая осуществляется за пределами нашей страны, не облагается НДС (ст. 146 НК РФ). А подтвердить факт экспорта товаров и работ (услуг) можно с помощью статей 147 и 148 НК РФ. Причем доказывать придется от обратного: эти статьи описывают случаи, когда местом реализации признается Россия. Если же операция не подпадает ни под один из пунктов этих статей, то можно говорить о поставках в другую страну. И, согласно кодексу, авансовые платежи по таким операциям не включаются в налоговую базу по НДС (п. 2 ст. 162 НК РФ).
Возникает вопрос: какими документами доказать факт предстоящего товарного экспорта? Ведь для товаров список таких подтверждающих бумаг не установлен. Зато, как отмечают авторы письма, установлен перечень документов для работ и услуг (п. 4 ст. 148 НК РФ). На него Минфин и предлагает ориентироваться. То есть предъявлять в инспекции контракт на поставку и другие документы, "не вызывающие сомнения".
В беседе с корреспондентом "УНП" авторы письма уточнили, какие именно документы они имели в виду: "Можно представить банковскую выписку о том, что аванс переводится в счет определенной поставки. Или договор, в котором предусмотрены авансовые платежи".
*****************************************************************************

НДС для бывших "упрощенцев"

Письмо Минфина России от 11.05.05 ≤ 03-04-11/104
(опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 20, 2005)

А.В. Илюшечкин, эксперт "УНП"

Последнее время главное финансовое ведомство страны все чаще и чаще высказывает позиции по спорным вопросам в пользу налогоплательщиков. Особенно это касается упрощенной системы налогообложения. Подтверждением служит письмо Минфина России от 11.05.05 ≤ 03-04-11/104. В нем финансисты рассмотрели вопросы уплаты НДС в том случае, когда организация уходит с "упрощенки" на обычный режим налогообложения. Все разъяснения специалистов Минфина только на руку налогоплательщикам.

Переходная" продажа без налога
В первой части письма рассмотрена ситуация, когда компания продала товары в период применения "упрощенки", а получила оплату уже на обычном режиме. Естественно, в цене товаров налога на добавленную стоимость не было.
Вывод, который делают специалисты финансового ведомства, следующий. Если товары проданы в период упрощенной системы, а оплата за них получена после перехода на общий режим налогообложения, НДС платить не надо. Но только если товар был реализован без НДС.
Однако налоговые органы против такого подхода. Об этом корреспонденту "УНП" сообщили в управлении косвенных налогов ФНС России. Специалисты налоговой службы знают о позиции Минфина по этому вопросу, но категорически с ней не согласны. Налоговики считают, что организация в этом случае должна платить НДС. Поскольку выручка, поступившая в организацию после перехода на общий режим, включается в базу по налогу на прибыль. Следовательно, должна облагаться и НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
По нашему мнению, правильной является позиция финансового ведомства. Ведь объектом обложения по НДС признается реализация товаров, работ или услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А она произошла в тот период, когда организация применяла "упрощенку" и не была плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому обязанность начислить НДС с реализации у нее отсутствовала. Значит, оплату, полученную после перехода на общий режим, облагать налогом не нужно.
Но если организация пойдет по пути Минфина, то может возникнуть спор с налоговыми органами. В доказательство своей правоты советуем показать контролерам комментируемое письмо. Это будет веским аргументом в вашу пользу. Ведь именно Минфин России уполномочен разъяснять налоговое законодательство (ст. 34.2 НК РФ). А налоговая служба сейчас подведомственна как раз Минфину.

При "пограничной" покупке полагается вычет
Специалисты главного финансового ведомства страны рассмотрели еще один спорный вопрос. А именно: можно ли принять к вычету НДС по товарам, которые организация приобрела в тот период, когда применяла упрощенную систему. При покупке в цене товара был заложен НДС. Неординарность ситуации заключается в том, что эти товары были оплачены после перехода на общий режим налогообложения.
Зачесть налог можно. Главное условие, на соблюдении которого настаивает финансовое ведомство: товары должны использоваться в облагаемых НДС операциях (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Только в этом случае по товарам, которые поступили в организацию во время применения упрощенной системы, а были оплачены уже после перехода на общий режим, можно принять к вычету НДС.
На наш взгляд, специалисты Минфина России абсолютно правы. Ведь условиями для принятия к вычету НДС являются наличие счета-фактуры, оприходование товаров, оплата и использование их в облагаемых налогом операциях (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
После перехода на общий режим организация автоматически становится плательщиком НДС. Первые два условия были выполнены еще до перехода, а остальные - уже после. Поэтому проблем с зачетом НДС не возникает.
Аналогичной позиции придерживаются и в управлении косвенных налогов ФНС России. Если НДС по приобретенному товару не уменьшил базу по единому налогу и товар будет использован в облагаемых налогом операциях, вычет возможен.

***************************************************************************

На стыке режимов стоит ПФР

А.В. Илюшечкин, эксперт "УНП"

С начала этого года сняты все ограничения на применение регрессивных ставок по ЕСН. А, следовательно, и по взносам в ПФР. Ведь для них также предусмотрена регрессия (ст. 22 Федерального закона от 15.12.01 ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Причем на тех же условиях, что и для ЕСН. Поэтому если доход работника с начала года превысил 280 тыс. руб., то можно применять льготные ставки как по взносам в Пенсионный фонд, так и по единому социальному налогу.
Для организации на обычном режиме налогообложения момент начала применения регрессии по ЕСН и взносам в ПФР совпадет. Чего нельзя сказать о фирмах, частично (хотя бы по одному виду деятельности) переведенных на "вмененку". Дело в том, что по "вмененной" деятельности организации не платят ЕСН, а перечисляют только взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
У таких многопрофильных предприятий всегда найдутся сотрудники, которые заняты одновременно в нескольких видах деятельности, один из которых переведен на ЕНВД. Взять хотя бы работников бухгалтерии. Для них регрессия будет применяться сначала по взносам в ПФР, а потом уже по ЕСН.
Для наглядности рассмотрим пример.

Пример.
Организация ведет розничную торговлю и производство. По первому виду деятельности переведена на ЕНВД. Общая выручка с начала года по май включительно составляет 20 млн руб. Из нее 80 процентов приходится на "вмененку", а 20 процентов - на производство. Предположим, что у главного бухгалтера в мае совокупная заработная плата превысила 280 тыс. руб. и составила 400 тыс. руб.

1. Вначале разберемся с ЕСН. Его организация платит с части зарплаты бухгалтера, приходящейся на обычную деятельность. Поэтому нужно разбить зарплату по видам деятельности:
- зарплата, приходящаяся на "вмененку", составила 320 тыс. руб. (400 тыс. руб. 5 80%);
- зарплата по деятельности на обычном режиме - 80 тыс. руб. (400 тыс. руб. 5 20%).
Как видите, воспользоваться регрессивной шкалой ставок по ЕСН пока нельзя. Соответственно сумма налога определяется по максимальным ставкам:
- в федеральный бюджет - 16 000 руб. (80 000 руб. 5 20%);
- в Фонд социального страхования - 2560 руб. (80 000 руб. 5 5 3,2%);
- в Фонд обязательного медицинского страхования - 640 руб. (80 000 руб. 5 0,8%);
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1600 руб. (80 000 руб. 5 5 2%).
2. Теперь рассмотрим страховые взносы в Пенсионный фонд. Их нужно начислять со всей суммы выплат, то есть по всей начисленной заработной плате. Поскольку зарплата превысила 280 тыс. руб., по страховым взносам в ПФР может применяться льготная ставка. Она составляет 39 200 руб. плюс 5,5 процента от суммы, превышающей 280 тыс. руб. (подп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона ≤ 167-ФЗ). Рассчитаем взносы в ПФР с учетом регрессии:
39 200 руб. + (400 000 руб. - - 280 000 руб.) 5 5,5% = = 45 800 руб.
Получается, что размер страховых взносов в ПФР (45 800 руб.) превышает сумму ЕСН в части федерального бюджета (16 000 руб.). Здесь-то и возникает вопрос, можно ли на сумму пенсионных взносов уменьшить ЕСН по федеральному бюджету? Ведь в Налоговом кодексе говорится, что сумма вычета не может превышать сумму налога, начисленную за тот же период (п. 2 ст. 243 НК РФ). А в нашем примере взносы в ПФР с лихвой перекрывают ЕСН в части федерального бюджета.
Однако вычет применить все же можно. Правда, не на всю сумму начисленных взносов, а только на часть, приходящуюся на обычную деятельность. Такой же позиции придерживаются и специалисты Минфина России (письмо от 22.03.05 ≤ 03-05-02-04/53).
Для этого сумму страховых взносов в Пенсионный фонд нужно разделить по видам деятельности. В нашем примере взносы в ПФР по производственной деятельности составили:
45 800 руб. 5 20% = 9160 руб.
Таким образом, сумма ЕСН, которую организация перечислит в федеральный бюджет, составит 6840 руб. (16 000 - 9160).
Обратите внимание: страховые взносы в Пенсионный фонд по "вмененке" в размере 36 640 руб. (445 800 руб. 5 80%) не пропадут. На их сумму уменьшается единый налог на вмененный доход, но не более чем на 50 процентов от суммы налога (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

****************************************************************************************

"Прайс-лист" на землю обновили

Инга ГОЛОВАНОВА

Новые удельные показатели кадастровой стоимости для столичной земли утвердило постановление правительства Москвы от 24.05.05 ≤ 356-ПП. Их планируется использовать в том числе для расчета земельного налога с 1 января 2006 года.
Дело заключается в следующем. Вся столичная земля делится на участки в зависимости от целевого назначения. А удельный показатель кадастровой стоимости - это цена квадратного метра такого участка (показатель зависит не только от категории земли, но и от местоположения участка). Суть свежего постановления заключается в "актуализации информации" о кадастровой стоимости столичной земли, пояснили корреспонденту "УНП" в городском правительстве. Иными словами, стоимость земли растет - растут и показатели.
С помощью удельных показателей рассчитывается нормативная и кадастровая цена земли. Первая требуется, к примеру, при получении банковского кредита под залог участка. А вторая является определяющей при расчете ставок земельного налога и арендной платы.
Постановление требует применять новые удельные показатели уже со следующего, 2006, года. За оставшееся время чиновники должны расстараться и оформить земельно-правовые отношения с теми, кто в 2004 году платил налог без такого оформления.
Кроме того, в документе мэрии содержится и ряд других указаний. В частности, провести проверки на предмет целевого использования земли.