САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 15:0905-12-2021
Воскресенье

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой."

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 8.06.05

Диалог между бизнесом и властью продолжается
Елена Габадзе.

В столице на минувшей неделе прошла конференция "Налоговая реформа: анализ и перспективы". Чиновники, депутаты и предприниматели обсудили все плюсы и минусы налоговых преобразований.

Как отметил корреспондент журнала "Вестник московского бухгалтера", дискуссия на конференции развернулась бурная. Это и неудивительно, поскольку, несмотря на постоянное взаимодействие, пропасть между чиновниками и предпринимателями остается глубокой.
Первым взял слово министр финансов Алексей Кудрин. Он отметил, что "диалог между бизнесом и властью идет постоянно и неплохо". Сомневаться в этом не приходится - встречи между двумя сторонами проводились в течение нескольких месяцев. Но принесли ли они какие-либо ощутимые результаты?

Стоит ли ждать улучшений?
На этот вопрос дал исчерпывающий ответ руководитель Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Олег Киселев. По его словам, "законопроект, который подготовил Минфин, не до конца удовлетворил представителей предпринимательства, но при этом, к счастью, чиновники не смогли оставить все как есть". Так, бизнесменам удалось отстоять вопрос о перечне документов, которые могут затребовать инспекторы во время налоговых ревизий. Специалисты Минфина и ФНС пообещали, что он будет четко и жестко ограничен. Кроме того, удачей можно считать и то, что чиновники решили не вводить внесудебный порядок взыскания штрафных санкций.
Более сложным вопросом, по замечанию Киселева, оказался пункт о проведении выездных проверок. Предприниматели настаивали на том, чтобы их сроки были четко оговорены. Ведь сегодня такие ревизии могут длиться чуть ли не годами. И в этом случае власть сделала шаг навстречу бизнесу.
Согласно поправкам в Налоговый кодекс, выездные проверки будут длиться не более двух месяцев. А вот с количеством таких мероприятий вопрос окончательно пока не решен. Дело в том, что подготовленный Минфином документ устанавливает правило: повторная ревизия должна проводиться только по соответствующему решению суда. Отрицательные стороны этого положения озвучил на конференции заместитель Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его словам, "на сегодняшний день получить такое решение суда налоговикам не составит особых проблем". Поэтому он убежден в том, что этот вопрос нужно доработать. А именно: "внести в законопроект поправку, согласно которой право на повторную ревизию будет возникать тогда, когда на инспектора, проверяющего фирму в первый раз, будет заведено уголовное дело. Это будет служить для предпринимателей некой подстраховкой". Эти изменения Макаров пообещал внести в документ и представить на суд своих коллег.
Возвращаясь к позитивным моментам законопроекта, направленного на совершенствование налогового администрирования, важно остановиться на следующих моментах. Так, президент РСПП Аркадий Вольский отметил, что "удалось решить ряд проблем, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость при капитальном строительстве и экспортной деятельности, начиная с 2007 года. Кроме того, урегулированы некоторые вопросы налогообложения, связанные с проведением научно-исследовательских работ".
В продолжение темы совершенствования налоговой системы глава Экспертного управления Президента Аркадий Дворкович дал положительную оценку инициативе Минфина об отмене плана для инспекторов по сбору налогов. "Это даст возможность бизнесу свободно вздохнуть". Уже в июле Министерство финансов подготовит соответствующий доклад. Предпринятые шаги являются реакцией на недавнее заявление президента Владимира Путина о том, что "власть не должна терроризировать бизнес и загонять его в тупик".

ЕСН - снизить, НДС - отменить!
Вопрос о снижении налога на добавленную стоимость также не утратил своей актуальности. Необходимость такого шага озвучил на конференции член Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Глеб Фетисов. На его взгляд, "этот платеж должен составлять всего 10 процентов". В подтверждение своих слов он привел довод, что "сегодня собираемость НДС составляет всего 55 процентов, а фирмы используют для уклонения от его уплаты примерно 119 схем". А вот если ставка налога "будет всего 10 процентов - тогда уж точно количество схем уменьшится, а также можно будет говорить о выходе бизнеса из тени".
Однако предложение Фетисова было поддержано не всеми участниками конференции. Олег Киселев подчеркнул, что "это не выход из ситуации". Свое мнение он мотивировал тем, что резкое снижение ставки НДС положительно отразится не на всех отраслях производства. По его заявлению, "комитет провел детальный расчет последствий такого изменения, который показал, что одни отрасли снижение будет стимулировать, но при этом возникнет давление на другие". Также речь шла об унификации налога, то есть об отмене по нему льгот. "Не секрет, что многие компании активно пользуются этими поблажками. А их отмена может сыграть злую шутку". Киселев убежден, что "вряд ли кто-либо из чиновников возьмет на себя такую ответственность".
Референт Экспертного управления Президента Станислав Воскресенский выдвинул предложение, альтернативное снижению НДС. Он считает, что этот налог и вовсе нужно отменить, но заменить новым платежом - налогом с продаж. Аргументом является тот факт, что налог на добавленную стоимость признан экспертами очень "сложным". Таким образом, "последствия от его снижения могут быть непредсказуемыми". А вот идею появления нового платежа поддержало довольно много участников. По мнению председателя Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Бориса Титова, это значительно упростит саму систему расчетов, поскольку налог с продаж не подлежит вычету. "Ведь основная проблема с НДС - это именно вычеты. Предпринимателям приходится изрядно трепать себе нервы для того чтобы его получить. К тому же не секрет, что чем больше сумма такого вычета, тем сложнее его вернуть", - пояснил председатель "Деловой России". Однако есть и минусы такой замены. Титов отметил, что "все будет зависеть от ставки нового налога. Если она будет приблизительно равна НДС - то ничего хорошего это не даст ни предпринимателям, ни потребителям". В связи с этим Станислав Воскресенский заверил, что уже к осени Экспертное управление Президента подготовит соответствующий доклад, в котором будет установлена примерная ставка такого платежа, а также схема его уплаты.
Тема снижения коснулась также и единого социального налога. Не раз представители бизнеса предлагали его снизить, однако пока тщетно. По замечанию Аркадия Дворковича, изменения, произошедшие в ходе налоговой реформы, весьма позитивны. Среди положительных моментов он отметил и снижение ЕСН с 36,5 до 26 процентов. Тем не менее предприниматели продолжают настаивать на его дальнейшем снижении. Борис Титов указал, что "если этот налог не будет понижен до 15 процентов, то ни о каком выходе бизнеса из тени и речи быть не может. Сегодня только по оптимистическим прогнозам налоги не платят 60 процентов представителей бизнеса". А вот радикальное снижение ЕСН, по убеждению Титова, "даст положительный результат, позволит уйти от самой распространенной схемы по уходу от его уплаты - зарплат в конвертах".
Каждый участник в заключение своего доклада высказывался о перспективах налоговой реформы. По мнению Бориса Титова, "бизнесу нужно не только упрощение налоговой системы, но и снижение налогового бремени, которое сегодня составляет около 50 процентов". С сожалением он заметил, что "в мире оно вдвое ниже. Необходимо также изменить характер налоговой системы в стране: сегодня она носит только фискальный характер". "Всем этим можно сделать бизнес конкурентоспособным, вывести его из тени", - убежден Титов. А Аркадий Дворкович выразил надежду, что "правительство совместно с бизнесом и гражданским обществом сможет сделать так, чтобы мы жили более комфортно: в условиях высоких доходов и низких налогов".

**********************************************************************

Закон об оптимизации будет разрабатываться сообща
Владимир ХВОРИКОВ, корреспондент "Федеральной бухгалтерской газеты

Проблеме, как провести разделительную черту между уклонением от уплаты налогов и их законной оптимизацией, была посвящена недавно прошедшая конференция.

На прошлой неделе в Москве состоялась научно-практическая конференция "Добросовестный налогоплательщик, или доктрина деловой цели в России". Организатором мероприятия, на котором присутствовал корреспондент журнала "Вестник московского бухгалтера", стал налоговый комитет Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации.
Выступая на открытии конференции, заместитель начальника Экспертного управления Администрации Президента Станислав Воскресенский сообщил, что законопроект о разграничении налоговой оптимизации и криминальных схем ухода от уплаты налогов может появиться уже в следующем году.
Он пояснил, что в настоящее время президентская администрация проводит конкурс по подготовке такого законопроекта. До 1 июля принимаются заявки для участия в конкурсе, а до 1 октября должен быть закончен отбор материала. Затем, по его словам, итоги выполненной работы будут обсуждены в правительстве, в том числе со специалистами Минфина. После этого появится окончательный текст законопроекта.
По словам чиновника, "многие страны с прецедентным правом, например, Великобритания, отдают проблему добросовестности на откуп судам". Именно они изучают суть сделки и решают, была ли у нее иная цель, кроме как уклонение от налогов. России же более близок опыт Германии, поскольку в налоговом кодексе этой страны есть статьи, формализующие критерии, по которым сделка
классифицируется как уклонение от налогов, считает чиновник.

Налоговым инспекторам предстоит изменить менталитет
"В нашем законодательстве необходим более формальный поход, - уверен Воскресенский. - У налоговых чиновников в отличие, скажем, от аудиторов, собственных суждений о том, как понимать налоговое законодательство, должно быть как можно меньше". При этом представитель Администрации Президента также отметил низкий уровень подготовки налоговых инспекторов. "Менталитет, понимание у этих людей остались на уровне 1991 года. Но это же не 170 тысяч каких-то инопланетян, андроидов, присланных специально, чтобы вредить бизнесу, это же наши граждане. Поэтому надо помогать сотрудникам налоговой службы повышать уровень знаний", - сказал Воскресенский.
Аналогичную точку зрения высказал и заместитель руководителя Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Сергей Разгулин. По его словам, ежегодно меняется до шестидесяти процентов кадрового состава налоговых инспекций. "Потенциально способные сотрудники, набравшись опыта, уходят. Остаются люди, начинавшие работать в начале 90-х", - отметил он.

Поможет ли индульгенция от налоговой решить проблемы?
Управляющий партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев также посвятил свое выступление несовершенству налогового законодательства. Он полагает, что одним из способов разграничения понятий "уклонение от уплаты налогов" и "оптимизация" может стать введение в
российскую практику механизма предварительного согласования сделки с налоговыми органами. По его словам, такая система существует во многих странах. Запланировав какую-либо сделку, фирма может обратиться в налоговую инспекцию с запросом о ее законности. Исполнив предписания ИФНС,
предприятие будет в дальнейшем защищено от любых притязаний инспекторов.
Пепеляев напомнил, что идея предварительного согласования сделки уже обсуждалась в Минфине, однако чиновники сочли ее слишком "коррупционноемкой". Имелось в виду, что налоговым инспекторам будут давать взятки за выдачу нужного разъяснения. По мнению адвоката, этот аргумент несостоятелен. "При нынешней системе, когда проверяющие приходят не до, а после совершения сделки, вероятность получения взятки куда более высока", - считает он.
Далее Сергей Пепеляев высказал свое мнение о том, что будущий проект о разграничении "оптимизации" и "уклонения" должен состоять из трех частей. В первой необходимо перечислить действия налогоплательщика, которые могут свидетельствовать о его стремлении уклониться от уплаты
налогов. Во второй - действия, которые могут предпринимать ИФНС для доказательства фактов этого уклонения. Третья часть законопроекта должна содержать поправки в специальное законодательство и затрагивать проблемы трансфертного ценообразования, злоупотреблений соглашениями об избежании
двойного налогообложения, контроля за действиями иностранных компаний в России.

В светлое будущее верится с трудом
Несмотря на перспективы, предложенные чиновниками, в бизнес-кругах уверены, что налоговое законодательство было, есть и будет противоречивым. "Скорее всего, карающий меч правосудия будет, как и прежде, применяться выборочно и зачастую необоснованно", - заявил в кулуарах один из участников обсуждения. Кроме того, многие выступавшие проявляли обеспокоенность. Ведь запрашивая информацию о "деловой цели" сделки, налоговая инспекция, по сути, получит сведения о рыночной
стратегии компании. В условиях конкурентной среды это чревато утечкой коммерческой информации, считают они.