САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 02:3325-04-2024
Четверг

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право"
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации из газеты "Учет Налоги право" N 22, 2005

ЕНВД: без "налички" не разберешься
Андрей КРЫЛОВ

Налог на вмененный доход - такая тема объединяет три письма Минфина, которые на прошлой неделе оказались в распоряжении редакции. Как рассчитывать налог, если изготовитель мебели привлекает к работам субподрядчика? Нужно ли переходить на "вмененку" розничному магазину, если покупатели оплачивают товар, внося деньги на расчетный счет магазина? Является ли розницей продажа оптовых партий товара за наличный расчет?
Вот неполный перечень вопросов, на которые ответили специалисты главного финансового ведомства страны. В письме от 30.05.05 ≤ 03-06-05-04/147 чиновники рассмотрели следующую ситуацию. Организация, скажем "Уют", изготавливает кухонную мебель по заказам граждан. Схема работы такова: специалисты "Уюта" обсуждают с клиентом проект и разрабатывают дизайн мебели, затем передают чертежи субподрядчику, а тот изготавливает мебель. После чего работники "Уюта" устанавливают мебель у клиента.
Вопрос: считается ли подобная деятельность оказанием бытовых услуг населению? Чиновники Минфина ответили на него утвердительно.
Во-первых, "Уют" оказывает платные услуги физическим лицам.
Во-вторых, Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 относит услуги по изготовлению кухонной мебели к бытовым услугам. Значит, деятельность "Уюта" подпадает под определение бытовых услуг, данное в статье 346.27 Налогового кодекса. Что же касается субподряда, то производитель услуг может привлекать к исполнению своих обязательств субподрядчика, если производитель не обязался выполнить работу лично (ст. 706 ГК РФ).
Ответив, чиновники развили тему. Как известно, физическим показателем базовой доходности является количество работников, в том числе работающих по совместительству (ст. 346.27 и 346.29 НК РФ). Нужно ли при расчете налога учитывать количество работников субподрядчика? Нет, не нужно, заявили специалисты Минфина, так как речь идет не о трудовых договорах с работниками субподрядчика, а о договоре подряда с организацией.

Другое письмо - ответ на запрос организации, поставляющей в магазины мелкооптовые партии товара. Поставки оформляются и оплачиваются в офисе организации, причем товар продается за наличные с применением ККТ. Относится ли такая торговля к розничной? Да, ответили чиновники Минфина в письме от 31.05.05 ≤ 03-06-05-04/149. Если расчеты производятся наличными деньгами, торговля считается розничной (ст. 346.27 НК РФ). Следовательно, организации надо перейти на ЕНВД. А в качестве показателя базовой доходности использовать торговое место.

Противоположную ситуацию - когда товар продается в розничном магазине, но оплачивается гражданами путем внесения денег на расчетный счет магазина - Минфин рассмотрел в письме от 20.05.05 ≤ 03-06-05-04/136. По мнению авторов, при такой организации расчетов переходить на ЕНВД не нужно. Ведь такая торговля не подпадает под определение розницы, которое дает Налоговый кодекс: торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет или с применением платежных карт (ст. 346.27 НК РФ).

*****************************************************************************

Лицензий станет меньше
Роксана АХМЕДОВА

Количество лицензируемых видов деятельности с нынешних полутора сотен сократится до 103.
Такие поправки в закон о лицензировании (от 08.08.01 ≤ 128-ФЗ) Госдума приняла в третьем чтении 8 июня. В результате парламентских баталий законопроект, принятый во втором чтении несколько недель назад, слегка изменился.
Как сообщили корреспонденту "УНП" в Госдуме, буквально перед третьим чтением были пересмотрены позиции в отношении туроператоров и турагентов. Им придется получать лицензии еще полтора года, а не до 1 января 2006-го как планировалось сначала.
По остальным поправкам ситуация такова. До последнего шла борьба за сохранение строительных лицензий.
Противники отмены настаивали на том, чтобы разрешения сохранялись как минимум до вступления в силу новых технических регламентов в этой области. Заметим, в настоящий момент нет даже проектов этих регламентов. Тем не менее в принятых поправках отмена лицензий для строителей приурочена к конкретной дате. Лицензии на проектирование, инженерные изыскания и строительство будут отменены с 1 января 2007 года.
Со следующего года платить за заветные бумажки перестанут, в частности, оценщики и аудиторы. А с момента вступления соответствующих техрегламентов прекратят существование лицензии на разработку, производство авиатехники; на эксплуатацию взрывоопасных, пожароопасных объектов; на производство медицинской техники.

*************************************************************************************************

Где платить за имущество?
Илья ВАСИЛЬЕВ

Минфин России на прошлой неделе разъяснил тонкости уплаты налога на имущество предприятиями, которые имеют обособленные подразделения. Этому посвящено письмо от 07.06.05 ≤ 03-06-05-04/156.
Вопрос, на который ответили чиновники, звучит так. У организации есть подразделение с отдельным балансом. Оно находится в другом регионе. На балансе подразделения числится основное средство. Однако фактически ОС находится на территории основной организации.
Где нужно платить налог и отчитываться по такому основному средству?
По мнению специалистов Минфина, если речь идет о движимом имуществе, то вносить платежи и подавать декларации следует там, где находится обособленное подразделение (ст. 384 НК РФ). Если же имеется в виду недвижимость, то и платить, и отчитываться нужно по местонахождению головной организации.
Очевидно, логика Минфина, который постарался избежать подробных комментариев, такова. В описанной ситуации имущество по отношению к филиалу находится в другом регионе. Значит, нужно платить налог и сдавать отчетность там, где расположена недвижимость (ст. 385 НК РФ). А место ее расположения в нашем случае совпадает с местонахождением головной организации.

***********************************************************************************************

Несуществующие правила для "специальных" предпринимателей
С.В. Князева, эксперт "УНП"

Письмо Минфина России от 04.05.05 ≤ 03-06-05-05/60 "О применении норм главы 24 НК РФ индивидуальными предпринимателями, переведенными на специальные налоговые режимы"
(опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 22, 2005)

Вполне может случиться так, что предприниматели, переведенные на "вмененку", начнут новую деятельность, не подпадающую под этот спецрежим. Естественно, платить все установленные налоги желания нет. Поэтому многие предприниматели предпочитают сразу переводить новый бизнес на упрощенную систему налогообложения.
Казалось бы, все отлично. От большинства налогов, которые надо было бы платить на общей системе, можно уйти. Вместо них взимаются лишь единый налог по "вмененке" и единый налог по "упрощенке".
Но проблемы все же существуют. И они связаны с распределением расходов, которые одновременно относятся ко всем видам деятельности предпринимателя. Пропорционально какому показателю их нужно делить? Налоговый кодекс на этот вопрос не отвечает. Он только выдвигает требование об их делении (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
Разрубить гордиев узел решили специалисты Минфина России, разъяснив этот вопрос в письме от 04.05.05 ≤ 03-06-05-05/60. Сразу скажем, что выводы финансистов предпринимателей не порадуют, так как ставят их в определенные рамки.

Кто ищет, тот всегда найдет
Логическую цепочку своих рассуждений специалисты главного финансового ведомства начали строить издалека. А именно с ситуации, когда организация осуществляет два вида деятельности, один из которых находится на "вмененке", а другой - на общем режиме налогообложения. Не сразу понятно, каким образом окончательный вывод может коснуться предпринимателей. Но всему свое время.
Если фирма платит единый налог по "вмененке" и налог на прибыль, то общие расходы она делит по правилам главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Они установлены в пункте 9 статьи 274 НК РФ: "расходы в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов от этой деятельности (облагаемой ЕНВД. - Примеч. ред.) в общем доходе организаций по всем видам деятельности". Как видите, показатель в этом случае определен. Расходы нужно делить пропорционально полученным доходам.
Итак, финансисты нашли в Налоговом кодексе показатель. Осталось только привязать его к предпринимателям и "упрощенке". Ведь до этого речь шла об организации и общем режиме налогообложения. Но, как говорится, было бы желание.

Показатель есть, но не про нашу честь
Далее Минфин немного усложняет ситуацию и рассматривает вариант, когда предприниматель одновременно работает на "вмененке" и общем режиме, то есть платит налог на доходы физических лиц. Здесь проблем нет. Показатель для распределения расходов известен. Это также полученный доход. Аргумент - пункт 1 статьи 221 НК РФ. В нем сказано, что предприниматели для расчета налоговой базы по НДФЛ определяют состав расходов по главе 25 НК РФ. Соответственно на них распространяется и правило пункта 9 статьи 274 НК РФ.
И с этим выводом мы полностью согласны. Но он пока не относится к нашей ситуации. Ведь у нас предприниматель не платит НДФЛ, так как применяет "упрощенку".
Однако финансисты так не считают. По их мнению, это имеет прямое отношение и к предпринимателям, которые применяют два спецрежима: "вмененку" и "упрощенку". Основываются авторы письма на том, что единый налог при упрощенной системе налогообложения заменяет предпринимателям НДФЛ. Следовательно, единственно возможным показателем для распределения расходов может являться только доход.
На наш взгляд, такой подход специалистов Минфина не совсем верен. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на "упрощенку", не являются плательщиками НДФЛ (ст. 346.11 НК РФ). Это означает, что правила главы 24 НК РФ на них не распространяются. Поэтому и ссылки на главу 25 НК РФ в этом случае неприменимы.
Как видим, в этом вопросе существует неустранимая неясность налогового законодательства, которая по правилам пункта 7 статьи 3 НК РФ должна толковаться в пользу налогоплательщика. Таким образом, показатель для распределения общих расходов предприниматели должны выбрать сами. Ведь не всегда выгодно распределять расходы пропорционально доходам. Иногда это может привести к искажению расчетов и соответственно сумм уплаченных налогов.

**********************************************************************************************

Новые "земные" радости
Максим ИВАНОВ

Московские власти внесли ряд существенных изменений в законодательство о земельном налоге - определены ставки налога для участков, занятых автостоянками и дачными хозяйствами. Помимо этого установлен перечень льготников.
Новшества закреплены в Законе г. Москвы от 01.06.05 ≤ 19. Документ вступит в силу только 5 июля. Однако его положения будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Ставка для автостоянок и многоэтажных гаражей определена в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участков. А для земель, используемых под дачное хозяйство, - 0,3 процента.
До появления на свет закона ≤ 19 поблажек по уплате земельного налога в Москве не было. Теперь законодатели установили льготы аж для десяти категорий физических и юридических лиц. В частности, от налога освобождаются организации, использующие труд инвалидов.
При этом доля инвалидов в среднесписочной численности всех работников должна быть не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Кроме того, не облагаются налогом земли, занятые спортивными сооружениями.
****************************************************************************

Непростой учет "упрощенцев"
Алексей КОВАЛЕВ

Учет расходов на приобретение земельного участка - дело весьма непростое. Такой вывод следует из письма Управления ФНС России по Московской области от 18.05.05 ≤ 22-19/9465*. В документе подробно разъяснен порядок учета затрат на покупку земли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Разумеется, в документе речь идет только о тех плательщиках, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов. Инспекторы отмечают, что "упрощенцы" при определении базы по единому налогу вправе учитывать затраты на покупку основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но включаются ли земельные участки в состав основных средств? Подмосковные налоговики считают, что включаются. Ведь, согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", эти организации должны вести учет основных средств в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. При этом пунктом 5 ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.01 ≤ 26н) земельные участки включены в состав основных средств.
Напомним, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают расходы на приобретение основных средств на дату их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Но нужно принимать во внимание, что сделки с землей подлежат еще и государственной регистрации, как это предусмотрено статьей 164 Гражданского кодекса. Из всего этого подмосковные налоговики делают вывод: расходы на приобретение участка земли можно учесть только в том случае, если составлен акт о приеме-передаче основных средств и завершена государственная регистрация участка.
Помимо теоретических размышлений авторы письма дали и практический совет бухгалтерам. Затраты, связанные с приобретением земли, отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 08-1 "Приобретение земельных участков". После государственной регистрации сделки купли-продажи расходы переносятся со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства" субсчет "Земельные участки".

* Опубликовано на стр. 4 московской вкладки.