САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:2220-04-2024
Суббота

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 15.06.2005

Минфин разъяснил особенности расчета амортизации
Т. Н. Семизорова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Наибольшей сложностью при учете основных средств в нестандартных ситуациях является начисление налоговой амортизации. Например, как посчитать ее сумму по основному средству, которое уже было в употреблении или на консервации? Ответы на эти вопросы недавно дали специалисты Минфина.

Порядок начисления амортизации в названных случаях финансисты изложили в письме от 4 мая 2005 г. ≤ 03-03-01-04/1/209. Текст этого документа опубликован в последнем номере журнала "Нормативные акты для бухгалтера".
Итак, если ваша фирма приобрела объект основных средств, уже бывший в эксплуатации, например, подержанный автомобиль, то его первоначальная стоимость определяется исходя из договорной цены покупки и затрат, связанных с приобретением.
Чтобы начислять амортизацию по такому основному средству, необходимо определить срок его полезного использования. Он рассчитывается так:
Срок полезного использования, исчисленный для нового объекта основных средств - Срок фактической эксплуатации объекта у прежнего владельца = Срок полезного использования подержанного объекта основных средств

Срок полезного использования нового объекта вы должны определить по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением правительства от 1 января 2002 г. ≤ 1). При этом сумма амортизации, начисленная по этому объекту основных средств прежним владельцем, в расчет приниматься не должна.

Пример
ЗАО "Актив" приобрело станок, бывший в эксплуатации. Стоимость станка, по договору, - 120 000 руб. (без НДС). Согласно учетной политике для целей налогообложения, амортизация на станки начисляется линейным методом.
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, нормативный срок эксплуатации такого станка - 10 лет. По данным прежнего владельца, станок уже отработал шесть лет. Следовательно, срок полезного использования станка составит 4 года (10 - 6), или 48 месяцев (4 года х 12 мес.).
Ежемесячная норма амортизации по станку составит:
(1 : 48 мес.) х 100% = 2,083%.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит:

120 000 руб. х 2,083% = 2499,6 руб.

Обратите внимание: срок эксплуатации основного средства прежним владельцем должен быть подтвержден документально. Вся информация по передаваемому объекту основных средств должна содержаться в акте о приеме-передаче (формы ОС-1 или ОС-1а). Например, фактический срок эксплуатации (в годах, месяцах) значится в разд. 1 этих форм "Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи".
Если приобретенный вами подержанный объект основных средств уже полностью отработал свой срок, вы можете определить время его полезного использования самостоятельно. В этой ситуации нужно учитывать период, в течение которого основное средство еще может проработать.

Пример
ЗАО "Актив" приобрело станок, бывший в употреблении. Из документов, представленных продавцом, следует, что он эксплуатировался 60 месяцев. В соответствии с Классификацией приобретенный станок относится к 3-й амортизационной группе (срок полезного использования - от 36 до 60 месяцев включительно).
Таким образом, срок фактического употребления объекта равен максимальному сроку, установленному для данной амортизационной группы. Поэтому фирма имеет право самостоятельно установить новый срок.
Например, "Актив" предполагает его использовать в течение двух лет и устанавливает срок, равный 24 месяцам. Согласно учетной политике для целей налогообложения, амортизация на станки начисляется линейным способом.
Ежемесячная норма амортизации по станку составит:
(1 : 24 мес.) х 100% = 4,167%.

По основным средствам, которые законсервированы на период больше трех месяцев, амортизацию не начисляют. После расконсервации объекта амортизацию нужно рассчитывать в прежнем порядке. Причем срок использования такого основного средства необходимо увеличить на срок консервации.

Пример
На балансе ЗАО "Актив" числится станок. Он куплен и введен в эксплуатацию в январе 2005 года. Срок полезного использования станка - 7 лет. Согласно учетной политике для целей налогообложения, амортизация на станки начисляется линейным методом.
По станку нужно начислять амортизацию до февраля 2012 года (84 месяца).
Норма ежемесячной амортизации составит:
(1 : 84 мес.) х 100% = 1,19%.
В сентябре 2005 года руководитель "Актива" распорядился законсервировать станок на 6 месяцев.
После расконсервации амортизация на станок будет начисляться по той же норме (1,19%), но уже до августа 2012 года.

****************************************************************************************************************

Аренда персонала: выгодно или нет?
О.Н. Дубовская, юрист

У российских предприятий все большее признание получает аутсорсинг, или аренда персонала. Насколько выгодно для фирмы привлекать внештатных сотрудников, рассмотрим в настоящей статье.

Термин "аутсорсинг" заимствован из английского языка (от англ. outsourcing) и дословно переводится как "использование чужих ресурсов". Иными словами, аутсорсинг - это передача на договорной основе непрофильных функций компании другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями и техническими средствами. На практике аутсорсинг получил развитие как привлечение внештатного персонала.

Правовые основы аутсорсинга
При аренде персонала наиболее подходящим вариантом является заключение договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК). По условиям такого соглашения исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги (ст. 779 ГК). Соответственно, по договору аутсорсинга исполнитель оказывает заказчику услугу по предоставлению персонала.
В целях избежания налоговых и гражданско-правовых рисков при заключении договоров аутсорсинга рекомендуется учитывать следующее:
- в договор необходимо включить все существенные условия, предмет договора должен быть четко прописан;
- операции по оказанию таких услуг необходимо правильно оформить и подтвердить соответствующими документами (договор, счет-фактура, акт об оказании услуг, подписанный обеими сторонами).

Пример определения предмета договора:
"Исполнитель обязуется в течение срока действия Договора предоставить Заказчику своих работников в определенном Заказчиком составе, количестве и по определенной Заказчиком специальности для осуществления ими трудовых функций по месту нахождения Заказчика и в интересах Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги Исполнителю. Перечень выполняемых работником функций содержится в Приложении к настоящему Договору".

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете
Услуги по аренде персонала отражаются в бухгалтерском учете фирмы-заказчика следующим образом:
Дебет 26 Кредит 60 - приняты к учету услуги по аутсорсингу на основании двустороннего акта оказанных услуг;
Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС со стоимости приобретенных услуг;
Дебет 60 Кредит 51- перечислены денежные средства исполнителю;
Дебет 68 Кредит 19 - принята к вычету сумма НДС на основании счета-фактуры.
В налоговом учете затраты на привлечение внештатного персонала относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 19 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, в целях налогообложения прибыли такие расходы признаются в полном объеме при условии соблюдения норм статьи 252 Налогового кодекса.

Преимущества использования аутсорсинга
Несомненные преимущества аутсорсинга проявляются в кадровом делопроизводстве. Все вопросы, вытекающие из трудовых отношений с работниками, решает фирма-исполнитель. Именно он является формальным работодателем. Исполнитель принимает на работу сотрудников и увольняет их, оформляет больничные, отпуска, выплачивает заработную плату, выходное пособие и т. д.
Что касается налогового законодательства, то исполнитель отвечает:
- за правильное исчисление и своевременную и уплату ЕСН, НДФЛ, взносов на страхование от несчастных случаев;
- за представление всей необходимой отчетности.
В плане соблюдения трудового законодательства исполнитель гарантирует работникам безопасные условия труда и отвечает в случае их нарушения. Компания-исполнитель разрешает трудовые споры, возникающие с работниками, и оформляет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в случае необходимости.
При помощи аутсорсинга заказчик имеет возможность:
- не увеличивая число своих сотрудников, располагать необходимым количеством и составом работников (ведь иногда организации не имеют возможности расширить свой штат, например, когда компания применяет упрощенную систему налогообложения);
- принимать сезонных или временных работников;
- принимать сотрудников на должности, непредусмотренные штатным расписанием;
- временно заменить заболевшего или ушедшего в отпуск сотрудника другим работником той же квалификации;
- освободить себя от решения трудовых вопросов, от обязанностей перед бюджетом;
- повысить свою инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов, поскольку одним из основных показателей эффективности производства является выручка в расчете на одного работника.

Обратная сторона медали
В то же время аутсорсинг имеет серьезные недостатки.
Во-первых, привлечение персонала из другой организации увеличивает издержки компании-заказчика. Сумма, перечисляемая в пользу исполнителя, включает, помимо возмещения затрат на уплату налогов и других обязательных платежей, его вознаграждение. Кроме того, наниматель, как правило, покрывает расходы на бухгалтерское, кадровое, юридическое обслуживание. Исходя из этого привлечение сотрудника через аутсорсинг при выплате "белой" зарплаты чисто экономически не является более выгодным по сравнению с вариантом принятия сотрудника в штат.
Во-вторых, работник, привлеченный на основании договора аутсорсинга, не может быть направлен заказчиком в командировку, поскольку не состоит в штате.
В-третьих, внештатному работнику нельзя выдать под отчет денежные средства, например, на приобретение товарно-материальных ценностей.
В-четвертых, внештатному работнику не может быть выдана доверенность для выполнения отдельных поручений.
Особо стоит обратить внимание, что заказчик, применяющий УСН, не сможет учесть в расходах суммы, затраченные на привлечение стороннего персонала. Статья 346.16 Налогового кодекса содержит закрытый перечень расходов, учитываемых "упрощенцами" в целях налогообложения. Расходы на привлечение стороннего персонала данная статья не предусматривает.

Решение отдельных проблем
В то же время, некоторые из перечисленных недостатков можно преодолеть. Так, проблему с направлением сотрудника в командировку можно решить следующим способом. Заказчик посылает фирме-исполнителю задание о выделении сотрудников для выполнения определенной работы в конкретном месте в течение четко зафиксированного промежутка времени. Стороны оформляют соответствующее дополнительное соглашение к договору аутсорсинга, подписывают протокол согласования цены, а также договариваются в отношении размера возмещаемых исполнителю расходов. В таком случае заказчик учитывает затраты не в качестве командировочных расходов, а в составе расходов на услуги по предоставлению работников сторонними организациями для участия в производственном процессе (подп. 19 п. 1 ст. 264 НК).
Проблема с подотчетными лицами также может быть решена. В данном случае с внештатным работником может быть заключен агентский договор или договор поручения на совершение определенных действий. Физическое лицо будет выступать как агент или поверенный. Расчеты с агентом (поверенным) могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. Выдача денежной наличности из кассы предприятия осуществляется с соблюдением Порядка ведения кассовых операций (утвержден решением Центробанка от 22 сентября 1993 г. ≤ 40), а также форм учетной документации (постановление Госкомстата от 18 августа 1998 г. ≤ 88).
Доверенность на совершение юридически значимых действий не может быть выдана постороннему лицу. Но это ограничение не распространяется на агента или поверенного, с которым оформлены соответствующие договорные отношения.

Вариант использования аутсорсинга
Аутсорсинг может быть использован в схеме, которая позволяет сэкономить на ЕСН. Для этого фирма, желающая уменьшить свои платежи в бюджет, должна создать необходимое количество организаций, применяющих УСН. Туда переводятся группы работников, объединенные по какому-либо критерию, например, по специальности: IT-персонал, бухгалтерская служба и т. д. С компаниями, применяющими УСН, заключаются договоры на предоставление персонала.
Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере.

Пример
У ООО "Альфа" есть необходимость в IT- специалистах.
В первом случае компания зачислила сотрудников в штат. Расходы организации складываются из следующих затрат:
- заработная плата сотрудникам - 100 000 руб.;
- ЕСН (по ставке 26%) - 26 000 руб.;
- взносы на страхование от несчастных случаев (по ставке 0,2%) - 200 руб.
Итого налогов и взносов 26 200 руб.
Общие расходы фирмы "Альфа" составили 126 200 руб.
В другом случае "Альфа" заключила договор аутсорсинга с ЗАО "Бета", применяющим УСН. При этом "Бета" понесет следующие расходы:
- заработная плата сотрудникам - 100 000 руб.;
- взносы в Пенсионный фонд (по ставке 14%) - 14 000 руб.;
- взносы на страхование от несчастных случаев (по ставке 0,2%) - 200 руб.
Доход за услуги по предоставлению персонала (арендная плата) составляет 116 000 руб. Следовательно, минимальный налог (1%) равен 1 160 руб.
Итого налоги и взносы составили 15 360 руб.
При этом расходы фирмы "Альфа" составили 116 000 руб.
Таким образом, во втором случае достигается налоговая экономия в размере 10 840 руб. Общая экономия для ООО "Альфа" составляет 10 200 руб.