САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:5726-04-2024
Пятница

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право"
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации из газеты "Учет Налоги право" N 23, 2005

Дарите и наследуйте!

Роксана АХМЕДОВА

Госдума решила, что граждане не будут платить налог с наследуемого имущества с 1 января 2006 года. Депутаты 15 июня приняли проект, упраздняющий закон о налоге с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования (от 12.12.91 ≤ 2020-1). Заодно были приняты поправки в НК РФ, обязывающие платить НДФЛ с подарков, которые сейчас по формальным признакам не должны облагаться налогом на дарение.

Поясним, о чем идет речь. Закон ≤ 2020-1 предусматривает фактически два вида налога - "дарственный" и "наследственный". Их ставки зависят от стоимости передаваемого имущества и степени родства владельцев с одариваемыми или преемниками. Сумма налога тем меньше, чем дешевле имущество и чем теснее родственные связи.
Законопроект, принятый депутатами, отменяет налог с наследуемого имущества. Документ также освобождает от обязанности платить налог с презентов от близких родственников (определяемых в соответствии с Семейным кодексом). В случае же получения подарков в виде акций, паев, долей и транспортных средств от дальней родни и посторонних лиц гражданину придется заплатить налог на доходы физических лиц.
Казалось бы, проект сделал "дарственные поборы" более приемлемыми. На деле же все получается хитрее. Сейчас нужно облагать налогом подарок стоимостью от 8000 рублей. И пониженные ставки налога предусмотрены для презентов от родителей или детей. Но фактически "дарственный налог" можно вообще не платить. Это позволяет сделать статья 5 закона ≤ 2020-1. Ведь согласно ей, налог платится, если дарственная заверяется у нотариуса. Однако ГК РФ не обязывает нотариально заверять договоры дарения. То есть сейчас подарок, оформленный без подписи нотариуса, под действие закона ≤ 2020-1 не подпадает и формально налог платить не надо.
Так что поправки в законодательство, одобренные депутатами, фактически вводят новый налог с подаренного имущества. И уж его-то придется платить.

****************************************************************************************

НДС на все случаи жизни

Сергей НОВИКОВ

Федеральная налоговая служба на прошлой неделе выпустила в свет своеобразный дайджест, посвященный косвенным налогам. В письме от 17.05.05 ≤ ММ-6-03/404 (опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 23, 2005) "под одной обложкой" собрано более 20 писем на соответствующую тематику. Ситуации подобраны на любой вкус: уплата НДС при лизинге, аренде, банковской деятельности и при оказании оздоровительных услуг, применение электронных счетов-фактур, начисление акцизов на нефть и алкоголь.

Одной из самых актуальных проблем, затронутых в дайджесте, является весьма распространенная ситуация с выставлением счетов-фактур "упрощенцами". Представим, что организация-"упрощенец" продает крупную партию товара покупателю, который применяет общую систему налогообложения. Покупатель соглашается приобрести товар в том случае, если он сможет поставить НДС к вычету. Для этого продавец выставляет покупателю счет-фактуру, так как этот документ является основанием для вычета (п. 1 ст. 172 НК РФ). Покупатель уплачивает за товар сумму с НДС и ставит НДС к вычету. А "упрощенец" после этой операции платит налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Но представители ФНС России категорически не согласны с подобным подходом. Их позиция такова: если продавец-"упрощенец" выставил покупателю счет-фактуру, то продавец обязан заплатить налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ), а вот покупатель ставить налог к вычету не имеет права. По мнению налоговиков, в описанной ситуации счет-фактура выставлен с нарушением порядка, предусмотренного подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В подпункте указано: в счете-фактуре необходимо указать наименование, адрес и ИНН налогоплательщика. Так как "упрощенец" не признается плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), значит, его реквизиты не будут реквизитами налогоплательщика. А если счет-фактура оформлен с нарушениями, следовательно, покупатель не может поставить налог к вычету.
Но есть судебные решения, которые подтверждают, что в описанной ситуации покупатель имеет право на вычет. Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 21.10.04 по делу ≤ А19-5781/04-15-Ф02-4320/ 04-С1 указал на то, что покупателю нельзя отказать в вычете из-за того, что продавец-"упрощенец" указал в счете-фактуре неверные сведения о себе. Суд посчитал: если у покупателя имеются счет-фактура с выделенной суммой НДС и платежные документы, подтверждающие факт уплаты налога, то вычет применен обоснованно.
Кроме того, на наш взгляд, если следовать логике представителей ФНС России, то получится, что не только покупатель лишается права применять вычет, но и "упрощенец", выставивший счет-фактуру, не должен платить налог на добавленную стоимость в бюджет. Налогоплательщиками признаются организации, на которые возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). А раз "упрощенец" не является налогоплательщиком, то и обязанности платить налог даже при выставлении счета-фактуры у него не возникает.

*******************************************************************************************************************

Интернет-игры без налогов

Письмо Минфина России от 27.05.05 ≤ 01-02-03/03-233 "О налогообложении игр на деньги в сети интернет"
(опубликовано в приложении "Официальные документы ≤ 23, 2005)

Е.В. Садовникова, эксперт "УНП"

Владельцам виртуальных тотализаторов и казино повезло. Сам заместитель министра финансов освободил их от уплаты НДС и налога на прибыль! Чтобы поверить в правдоподобность случившегося, достаточно прочитать письмо, оказавшееся недавно в распоряжении редакции "УНП".

В документе, о котором идет речь, рассказано, какие налоги должна платить компания, организовавшая тотализатор в сети интернет. И из письма Минфина следует, что тем, кто проводит виртуальные азартные игры, можно вообще забыть о каком-либо налоговом бремени. Впрочем, обо всем по порядку.

Игорный бизнес или услуга?
Вопрос о налогообложении виртуальных казино возник не на пустом месте. Дело в том, что налоговики упорно не разрешают таким фирмам платить налог на игорный бизнес. Вместо него их обязывают перечислять НДС и налог на прибыль (например, письмо Управления МНС России по Московской области от 29.04.04 ≤ 07-36/84).
Рассуждают налоговики так. В виртуальных игорных заведениях нет объектов по игорному налогу - столов, автоматов и касс тотализаторов. Получается, что глава 29 НК РФ не регулирует налогообложение интернет-игр. Поэтому фирмы, осуществляющие подобную деятельность, должны платить налоги в общеустановленном порядке.
Контролеров не смущают исключения, которые сделаны в главах 21 и 25 НК РФ для представителей игорного бизнеса. Подпункт 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождает от НДС операции по организации тотализаторов и других азартных игр. А пункт 9 статьи 149 НК РФ исключает из расчета налога на прибыль доходы и расходы, которые относятся к игорному бизнесу. Налоговики решили, что интернет-казино к игорному бизнесу не относятся. Поэтому упомянутые нормы не для них.

Бизнес есть, а налогов нет
В Минфине рассуждают иначе. Там согласились лишь с тем, что налог на игорный бизнес платить действительно не нужно. Аргументы следующие.
Игры на деньги в интернете отвечают определению игорного бизнеса, которое дано в статье 364 НК РФ. Одним из объектов налогообложения в пункте 1 статьи 366 НК РФ названа касса тотализатора. Однако под такой кассой понимается "специально оборудованное место , где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате" (ст. 346 НК РФ). А у виртуальных тотализаторов такого места нет. Не говоря уже о столах, игровых автоматах и т. д. Следовательно, данная деятельность вообще не подпадает под действие главы 29 НК РФ и платить игорный налог не нужно.
Затем минфиновцы берутся за анализ понятия "игорный бизнес" в целях НДС и налога на прибыль. И тут пути-дорожки Минфина и ФНС расходятся.
Авторы письма рассуждают так. Что считать игорным бизнесом, ни в главе 21, ни в главе 25 НК РФ не сказано. А раз так, воспользуемся определением из главы 29 "Налог на игорный бизнес". В статье 364 НК РФ сказано, что организации игорного бизнеса извлекают доход "в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари". Никакого исключения для виртуальных игр в этой статье нет. Значит, проведение таких игр - один из видов игорного бизнеса. Поэтому их организаторы вправе не платить НДС (подп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ) и налог на прибыль (п. 9 ст. 149 НК РФ).
Но это еще не все. Применять "упрощенку" интернет-казино тоже не могут. Ведь раз они относятся к игорному бизнесу, то платить налоги по упрощенной системе им запрещает подпункт 9 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.

Знал бы прикуп, жил бы в Сочи
Получается, что, заплатив ЕСН и налог на имущество, владельцы виртуальных тотализаторов могут спать спокойно. Тем более что суммы этих налогов вряд ли отяготят фирму - все ее имущество может быть представлено столом в офисе, а все работники - директором и бухгалтером в одном лице.
Такое положение вещей, конечно, огорчает специалистов Минфина. Ведь сегодня количество казино, тотализаторов и других азартных игр в рунете растет в геометрической прогрессии. Поэтому письмо заканчивается назидательным: "Вопрос, касающийся налогообложения указанной деятельности, заслуживает внимания и необходимости его законодательного урегулирования".
Так что налогоплательщику остается ждать, когда нормативные акты будут доработаны. А на данный момент у него есть все основания не платить налоги. Тем более что к этому призывает главное финансовое ведомство страны.

*********************************************************************************************

Для таможни партия важна

А.В. Илюшечкин, эксперт "УНП"

С марта этого года компании-импортеры могут растаможивать ввезенные товары по упрощенной процедуре. Многие организации с радостью воспользовались таким благом, дарованным государством. Однако, как показал опрос, проведенный корреспондентом "УНП", второпях бухгалтеры таких фирм не обратили внимания на то, что для применения таможенной "упрощенки" нужно вести аналитический учет в особом порядке. В противном случае от штрафных санкций не уйти.

С 29 марта 2005 года импортеры могут значительно упростить таможенное оформление ввозимых товаров. Дело в том, что с этого дня вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 27.01.05 ≤ 9 "Об утверждении Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц".

К сведению
Упрощенное таможенное оформление заключается в следующем. Во-первых, растаможить товар можно у себя на складе. Во-вторых, в отношении таких товаров можно подавать периодическую таможенную декларацию (ст. 136 ТК РФ). В-третьих, допускается предварительное декларирование товаров путем сдачи неполной или неполной периодической таможенной декларации (ст. 135 ТК РФ). В-четвертых, выпустить товары из-под таможенного контроля можно и вовсе до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ). Причем организация может выбрать как одну упрощенную процедуру, так и совместить несколько (п. 3 ст. 68 ТК РФ).
Чтобы оформить ввоз товаров по упрощенной процедуре, нужно обеспечить правильное оформление коммерческой документации. А именно систематизировать должным образом учет полученных товаров.

Партионный учет всему голова
Информацию о товарах нужно собрать по каждой поступившей товарной партии. Такой вывод можно сделать, проанализировав пункт 6 Порядка ведения системы учета коммерческой документации лицами, для которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления (приложение 2 к приказу ≤ 9).
А это значит, что необходим их партионный учет. Он заключается в том, что по каждой товарной партии учет ведется отдельно (п. 242 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 ≤ 119н). Причем как в бухгалтерии, так и на складе. Партией в этом случае являются однородные товары, которые поступили по одному или нескольким документам.
На товары одного наименования заводится отдельная партионная карта, в которой отражаются поступление и выбытие товаров только этой партии. Форма партионной карты ≤ МХ-10 утверждена постановлением Госкомстата России от 09.08.99 ≤ 66. Она заполняется в двух экземплярах: первый - для бухгалтерии, второй - для склада. Расход товаров также отражается отдельно по каждой партии. На складе каждая партия должна храниться обособленно от других товаров. Вот те требования, которые нужно соблюдать при ведении партионного учета.
Как видим, такой метод учета достаточно трудоемкий. Поэтому большинство организаций применяют сортовой метод. Более того, использование партионного метода не предусмотрено в некоторых бухгалтерских программах. Это нам подтвердила и главный бухгалтер оптовой фирмы из Санкт-Петербурга: "В программе, которую я использую для ведения бухучета, нет партионного метода. Поэтому выполнить требования таможенных органов мы не в состоянии".
Однако ведение именно партионного учета позволит импортеру достоверно отразить сведения о ввезенном товаре. Кроме того, использование такого метода дает возможность отследить дальнейший путь импортных товаров. А это как раз то, что нужно проверяющим. Поэтому пренебрегать таким учетом не стоит.

Могут проверить все
Данные партионного учета необходимы для заполнения формуляра внешнеэкономической сделки. Его форма утверждена приказом Минэкономразвития ≤ 9. Формуляр должен содержать полные сведения о внешнеэкономической сделке, а также данные о ввозимых товарах. Он также содержит информацию о том, кому проданы эти товары. А как мы уже отметили, такие данные можно почерпнуть только из партионной карты.
Этот документ таможенные органы могут потребовать при проверке. Но это не означает, что весь контроль "завязан" именно на формуляре внешнеэкономической сделки. Таможенники также могут проверить и состояние учета товаров на основании бухгалтерских и складских документов (п. 4 ст. 363, ст. 366 ТК РФ).
Если обнаружится, что организация недостоверно отразила в учете ввезенные товары, наказание будет строгим. В этом случае можно говорить о недостоверном декларировании импортных товаров. По статье 16.2 КоАП РФ за такое нарушение грозит немалый штраф. Для организаций - от половины до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин и налогов. Для должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ. Кроме того, возможна и конфискация товара. Так что во избежание проблем с проверяющими органами нужно обеспечить партионный учет товаров.