САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 04:3118-04-2024
Четверг

 
С.В. Чиков, зам. генерального директора ЗАО "Аудит БО С"
Материал предоставлен журналом "Бухгалтерский бюллетень"

НДС по операциям с республикой Беларусь в 2005 году. Импорт

Продолжая разговор о новом порядке взимания НДС при осуществлении торговых операций с Республикой Беларусь, перейдем к рассмотрению операций по ввозу белорусских товаров на территорию РФ - импорту.
Построение материала будет таким же, как и в статье, где рассматривались экспортные операции. Но, говоря об импорте товаров, мы уже не будем останавливаться на некоторых вопросах, например, снимем вопрос о дате, с которой изменился порядок уплаты НДС, поскольку мы уже ее определили - 1 января, и дальнейших комментариев по этому вопросу не нужно .

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии НДС уплачивается, также как и при торговле с другими странами, в стране импортера. Однако имеющиеся особенности налогообложения будут нами рассмотрены в данном материале.

Шаг первый - определяем место происхождения товаров
Как мы уже упоминали, в соответствии с Законом ≤ 181-фз Соглашение распространяется исключительно на товары, местом происхождения которых признается территория России или Белоруссии. Местом происхождения товаров считается территория указанных стран, если они соответствуют критериям установленным п.2 статьи 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 года.
Повторим, товары признается происходящими из России или Белоруссии, если они:
- полностью произведены на территории РФ или РБ;
- подверглись обработке на территории РБ с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран. При этом у товаров по сравнению с исходным сырьем должна измениться их принадлежность, определяемая по классификации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, хотя бы по одному из четырех первых знаков;
- произведены с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран, совокупная стоимость которых не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров.
Если указанные условия не соблюдаются, то действие Соглашения не такие товары не распространяется.

Шаг второй - определяем вид товаров и ставку НДС
Согласно статье 3 Соглашения, а также п.7 раздела 1 Положения, при импорте товаров, страной происхождения которых является Белоруссия, на территорию России из РБ, НДС уплачивается в стране импортера. Однако в этом правиле есть исключения - правило не распространяется на следующие товары:
- ввозимые в Россию из Белоруссии для переработки с последующим вывозом продуктов переработки. В тоже время, если продукты переработки ввезенных в Россию товаров были реализованы на ее территории, такая реализация облагается НДС в общем порядке, то есть в соответствии с главой 21 Налогового кодекса;
- перемещаемые транзитом;
- которые согласно законодательству Российской Федерации не облагаются НДС при ввозе.
Сразу отметим, - пунктом 7 раздела 1 Положения установлено, что в случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ осуществлялся без уплаты налога, на иные цели, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение, налог подлежит уплате (по ставке соответственно 10 или 18%) с начислением пени, за весь период, начиная с даты принятия на учет ввезенных товаров до момента фактической уплаты налога.
Перечень товаров, которые не облагаются НДС при ввозе на территорию России, приведен в статье 150 НК РФ. Представим этот перечень в таблице, в которой также укажем коды операций в соответствии с Приказом Минфина РФ ≤ 31н от 3.03. 2005 года "Об утверждении форм налоговых деклараций." (далее Приказ Минфина РФ ≤ 31н), приведенные в Приложении ≤ 4 к Приказу.

≤ п.п.Наименование товара.Код операций в соответствии с Приказом Минфина РФ ≤ 31н.Пункт статьи 150.Прочие статьи 21 главы НК РФ.Дополнительные нормативные документы, связанные с освобождением.
1.Товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 ≤ 95-ФЗ.1010205Пункт 1. Постановления Правительства РФ от 17.09.99 ≤ 1046 и от 04.12.99 ≤ 1335.
2.Важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника. 1010206Пункт 2.Абз.2 п.п.1 п.2 статьи 149.Постановление Правительства РФ от 17.01.2002 ≤ 19, Письмо Минздрава РФ от 25.03.2002 ≤ 2510/2698-02-23, Письмо ФНС РФ от25.11.2004 ≤ 03-1-08/2384/12@, Письмо ГТК РФ от 4.06 2003 ≤ 01-06/22880.
3.Протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним1010206Пункт 2.Абз.3 п.п.1 п.2 статьи 149.Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 ≤ 998, постановление Правительства РФ ≤ 357 от 10.05.2001.
4.Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов 1010206Пункт 2.Абз.4 п.п.1 п.2 статьи 149.Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 ≤ 998, постановление Правительства РФ ≤ 357 от 10.05.2001, Письмо ГТК РФ от 4.06 2003 ≤ 01-06/22880 и Распоряжение ГТК РФ от 6.11.2001 ≤ 1031-р.
5.Очки (кроме солнцезащитных), линзы и оправы для очков (кроме солнцезащитных) 1010206Пункт 2.Абз.5 п.п.1 п.2 статьи 149. Постановление Правительства РФ от 28.03.2001 ≤ 240. Письмо ГТК РФ от 4.06 2003 ≤ 01-06/22880 и Письмо ГТК РФ от 7.05.2002 ≤ 01-06/18104.
6.Материалы для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утвержденному Правительством РФ)1010207Пункт 3. Постановление Правительства РФ от 29.04.2002 ≤ 283. Письмо ГТК РФ от 4.06 2003 ≤ 01-06/22880 и Письмо ГТК РФ от 27.05.2002 ≤ 01-06/20600.
7.Художественные ценности, передаваемые в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ. 1010208Пункт 4. Приказ ГТК ≤ 900 от 23.08.2002.
8.Все виды печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену; произведения кинематографии, ввозимые специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов1010209Пункт 5. Приказ ГТК ≤ 900 от 23.08.2002.
9.Продукция, произведенная в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования России на основании международного договора1010210Пункт 6. Нет.
10.Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимое в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.1010212Пункт 7. Письмо Минфина РФ от 23.04.2004 ≤04-03-08/24.
11.Необработанные природные алмазы1010213Пункт 8. Нет.
12. Товары, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними1010214 Пункт 9. Нет
13.Российская и иностранная валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты, векселя)1010215Пункт 10.   Нет
14.Продукция морского промысла, при условии, что она переработана рыбопромышленными предприятиями России.1010216Пункт 11. Нет.

Итак, товары, ввозимые для переработки с последующим вывозом продуктов переработки, транзитные товары и товары, поименованные в статье 150 НК РФ, при их ввозе на территорию РФ с территории РБ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Все прочие товары при их ввозе на территорию РФ облагаются по ставке 10 % или 18% в общем порядке.

Шаг третий - момент определения налоговой базы
При импорте товаров на территорию РФ с территории РБ налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров, как это предусмотрено в п.2 раздела 1 Положения. Дата принятия на учет определяется как дата отражения ввезенных товаров на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов.

Шаг четвертый - определяем налоговую базу
При определении налоговой базы следует руководствоваться требованиями п.2 раздела 1 Положения. В нем указано, что налоговая база при ввозе товаров в Россию из Белоруссии равна сумме стоимости приобретенных товаров и подлежащих уплате акцизов. Стоимость приобретенных товаров - это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар. Стоимостью продуктов переработки, ввезенных с территории Республики Беларусь в Россию, является стоимость работ (услуг) по переработке товаров.
В стоимость приобретенных товаров (продуктов переработки) также включаются:
- расходы по доставке товара, в том числе на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;
- сумма страховой премии за страхование грузов;
- стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
- стоимость упаковки (в том числе упаковочных материалов и работ по упаковке).
Если какой-либо из этих расходов был включен в цену сделки, то при расчете налоговой базы он уже естественно не учитывается.
В том случае если с территории Республики Беларусь был ввезен товар, стоимость которого выражена в иностранной валюте, налоговая база определяется исходя из курса ЦБ РФ, действующего на дату принятия на учет импортируемого товара.

Шаг пятый - определяем срок уплаты налога
Налог должен быть уплачен в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, когда ввезенные товары были приняты на учет (в момент определения налоговой базы). Об этом сказано в пункте 5 раздела 1 Положения.
В случае неуплаты, неполной уплаты НДС или уплаты НДС в более поздний срок по сравнению с установленным Соглашением, налоговые органы РФ вправе взыскивать налог и пени, а в соответствующих случаях и взыскивать штрафы, в размерах установленных законодательством РФ, т.е. в порядке и размерах установленных Налоговым кодексом РФ. Такой порядок также предусмотрен названным пунктом.

Шаг шестой - определяем срок подачи декларации
Также не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет, организация импортер должна подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС. В противном случае налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа по статье 119 Налогового кодекса. Так, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для подачи декларации, взимается штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате. При этом сумма штрафа составляет не более 30% от суммы налога и не менее 100 руб.
Если же налогоплательщик не подал декларацию по НДС в течение полугода с даты ее представления, штраф увеличивается. В этом случае размер штрафа составляет 30% от суммы налога и 10% от суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня просрочки.

Шаг седьмой - заполняем декларацию
Обратите внимание - налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость и акцизам, уплачиваемым при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, является месяц. При этом, положения пункта 6 статьи 174 НК РФ, предусматривающие для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн. рублей, право на представление налоговых деклараций и уплату налога на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, на ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не распространяются.

При заполнении деклараций за январь и февраль 2005 года, следует руководствоваться Письмом Минфина РФ от 10.02.2005 года ≤ 03-04-08/21. В этом Письме Минфин РФ указал, что до утверждения новых форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, а также порядка их заполнения в налоговые органы следует представлять декларации утвержденные Приказом МНС России от 20 ноября 2003 г. N БГ-3-03/644 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость".
Минфин предлагает следующий порядок заполнения деклараций.
Операции по ввозу товаров на территорию РФ с территории РБ, подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Соглашением, отражаются в отдельной налоговой декларации по НДС в разделе 2.1 "Расчет общей суммы налога" по строке 450, которая переносится в строку 030 раздела 1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" декларации. При этом по строке 010 раздела 1.1 декларации указывается код бюджетной классификации, на который зачисляются суммы налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.
Другие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в данной декларации не отражаются.
Поскольку уплаченный НДС при ввозе с территории РБ подлежит вычету (согласно пункту 8 раздела 1 Положения), суммы налога, подлежащие вычету, отражаются по строке 330 раздела 2.1 декларации, заполняемой в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При заполнении деклараций за март, следует уже руководствоваться Приказом Минфина ≤ 31н от 3.03.2005 года "Об утверждении форм налоговых деклараций по НДС и косвенных налогов (НДС и акцизов) при ввозе товаров на территорию РФ с территории РБ и порядков их заполнения", которым в частности утверждена "налоговая декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории РБ" (приложение ≤ 3 к Приказу). И применяться новая форма должна начиная с декларирования операций за март, на что прямо указано в п.6 Приказа.
При отсутствии операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь декларация в налоговые органы по месту учета налогоплательщика не представляется.
В примере будет рассматриваться порядок заполнения декларации, утвержденной Приказом МФ РФ ≤31н.

Шаг восьмой - формируем пакет документов, для представления в налоговый орган
Вместе с декларацией по НДС импортер должен представить в налоговую инспекцию документы, перечислены в пункте 6 раздела 1 Положения, это:
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату НДС по ввезенным товарам в бюджет;
- договор (его копия), на основании которого товар ввозится в Россию;
- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Белоруссии в Россию;
- товаросопроводительный документ белорусских поставщиков;
- заявление о ввозе товара, с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, расчет налоговой базы и суммы начисленного налога (далее заявление). Форма заявления, как мы уже упоминали, утверждена в Приложении к Письму ФНС РФ от 12.01.2005 года ≤ ММ-6-26/4@. Этим же документом предусмотрена краткая инструкция по заполнению заявления. Приказом Минфина РФ от 20.01.2005 ≤ 3н утвержден Порядок проставления налоговыми органами отметок на Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение ≤ 2 к Порядку).
Коротко прокомментируем названные документы.
Заявление, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета в трех экземплярах одновременно с налоговой декларацией и иными документами, которые указаны выше. Указанные документы могут быть представлены организацией налогоплательщиком самостоятельно или через представителя. Документы также могут быть направлены по почте заказным письмом с описью вложения. В этом случае датой представления в налоговые органы документов считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Проставление на экземплярах Заявления отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), производится структурным подразделением налогового органа, ответственным за проведение камеральных налоговых проверок. Необходимым условием проставление отметок, является соответствие сведений, указанных в Заявлении, сведениям, содержащимся в налоговой декларации и иных представленных документах.
Отметка об уплате косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения) производится посредством проставления на экземплярах Заявления суммы налога на добавленную стоимость, равной итоговому значению графы 15 Заявления, удостоверяемой подписью должностного лица, с указанием даты проставления им отметки, а также руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с указанием даты заверения отметки налогового органа гербовой печатью.
Отметки на заявлении инспекция проставляет в течение 10 рабочих дней с момента его подачи.
Первый экземпляр остается в инспекции. Второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками инспекции, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме, либо с отметкой об освобождении товаров от налогообложения при их ввозе в Россию. При этом третий экземпляр заявления импортер направляет поставщику товара. Это делается для того, чтобы белорусский налогоплательщик мог подать этот экземпляр в налоговый орган по месту своего учета.
Однако налоговый орган вправе отказать в проставлении отметки. Отказ может иметь место в случае установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении, сведениям, содержащимся в прочих представленных документах. В этом случае налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за установленным сроком для проставления отметки, направляет организации письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляров Заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Шаг девятый - производим налоговые вычеты
На основании пункта 8 раздела I Положения суммы НДС, уплаченные в бюджет при ввозе товаров на территорию России из Белоруссии, подлежат вычету, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, т.е. если соблюдаются нормы статей 171 и 172 Налогового кодекса.
Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Статья же 172, указывает, что налогоплательщики вправе уменьшить общую сумму НДС на суммы соответствующих налоговых вычетов при выполнении следующих условий:
1) товары приняты на учет, на основании первичных учетных документов;
2) они используются в операциях, облагаемых НДС;
3) налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Кроме того, при принятии к вычету НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ, с территории РБ, также следует учитывать и особенности Положения. Положением к документам, подтверждающим ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, и уплату косвенных налогов, в частности, относятся - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа, выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам, другие документы.
Отметим, что ФНС РФ выпустило Письмо от 2.03.2005 года ≤ ММ-6-03/167@ "О порядке применения налоговых вычетов по НДС по ввозимым с территории РБ товарам", в котором указала, что перечисленные нами условия являются достаточными для вычета НДС.

Шаг десятый - заполняем книгу покупок

По мнению автора, не смотря на особенности уплаты НДС в бюджет по импортным операциям с товарами, ввезенными с территории РБ, заполнять книгу покупок необходимо. В этом случае в книге покупок необходимо зарегистрировать заявление на ввоз товаров с отметкой налогового органа и платежный документ, подтверждающий фактическую уплату НДС в бюджет по ввезенным товарам.
Напомним, что в книге покупок на ввозимые товары (за исключением товаров ввозимых из Белоруссии) регистрируются таможенная декларация и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу. Это установлено пунктом 10 "Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур.", утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 года ≤ 914. Хотя при ввозе товаров из Белоруссии нет их таможенного оформления, а НДС уплачивается не на таможне, а непосредственно в бюджет, книгу покупок необходимо заполнить с учетом специфики данных операций, для тождества налоговой декларации по НДС и книги покупок. Тем более, что в п.6 Порядка заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (Приложение ≤ 5 к Приказу ≤ 31н), указано на то, что декларация составляется на основании книги покупок и данных регистров бухгалтерского учет а налогоплательщиков.

Пример ≤ 1
ЗАО "Виктория" ввозит в Россию с территории РБ строительные материалы, произведенные в Белоруссии. В апреле 2005 года материалы, ввезены на территорию РФ и оприходованы, что подтверждено первичными документами от 10 апреля.
Общая стоимость ввезенных материалов составляет 600 000 руб., кроме того, в соответствии с договором поставщику оплачивается:
- расходы на перевозку материалов - 50 000 руб.;
- стоимость невозвратной тары - 10 000 руб..
Услуги по страхованию составили 3 000 руб.. Оплата поставщику и страховой компании произведена в российских рублях 20 апреля 2005 года.
НДС по ввезенным материалам уплачен в бюджет 3 мая 2005 года. Налоговая декларация и полный пакет документов, включая заявление о ввозе товара переданы в налоговые органы 11 мая 2005 года.
Материалы подлежат использованию в операциях облагаемых НДС.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:

В апреле.

Дебет10 субсчет "Основные материалы" Кредит 60 - 600 000 руб. - оприходованы материалы, приобретенные по импорту;
Дебет 10 субсчет "Тара и тарные материалы" Кредит 60 - 10 000 руб. - оприходована невозвратная тара;
Дебет 10 субсчет "Основные материалы" Кредит 60 - 50 000 руб. - учтены в стоимости материалов транспортные расходы;
Дебет 20 Кредит 76 - 3 000 руб. - учтены расходы по страхованию;
Дебет 19 субсчет "НДС по импорту с РБ" Кредит 68 - 119 340 руб. ((600 000 + 50 000 + 10 000 + 3 000 =663 000 руб.) х 18%) - начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 60 Кредит 51 - 660 000 руб. - произведена оплата поставщику;
Дебет 76 Кредит 51- 3 000 руб. - оплачены расходы по страхованию.

В мае.

Дебет 68 Кредит 51 - 119 340 - оплачен НДС в бюджет;
Дебет 68 Кредит 19 субсчет "НДС по импорту с РБ" - 119 340 - принят к вычету НДС, уплаченный при ввозе товара с территории РБ.

В "налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории РБ" за апрель указанные операции следует отразить следующим образом.

В разделе 2 "Расчет сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию РФ с территории РБ" заполняются следующие строки:
По строке 010 "Ввоз на территорию РФ с территории РБ товаров подлежащих налогообложению" в графе 4 - 663 000 руб., в графе 6 - 119 340 руб.;
По строке 020 "Всего исчислено" - в графе 4 - 663 000 руб., в графе 6 - 119 340 руб..

Поскольку полный пакет документов собран и НДС уплачен в бюджет, организация имеет право на налоговые вычет, соответственно в "налоговой декларации по НДС" за апрель заполняются следующие строки в разделе 2.1 "Расчет общей суммы налога" подразделе "налоговые вычеты":
По строке 9 (код строки 330) "Сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежащая вычету" - 119 340 руб.;
В том числе по строке 9.2 (код строки 332) "Налоговым органам при ввозе товара с территории РБ" - 119 340 руб..