САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:0220-04-2024
Суббота

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право".
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации газеты "Учет, налоги, право" .24, 2005

Переезд регистрации не помеха

Сергей НОВИКОВ

Хорошую новость для владельцев устаревших моделей контрольно-кассовой техники содержит письмо ФНС России от 20.05.05 ≤ 22-3-11/908, которое на прошлой неделе оказалось в распоряжении редакции. Документ разрешает регистрировать исключенную из госреестра технику при смене местонахождения организации или перемене местожительства предпринимателя.
Напомним, что с 1 июля, 1 сентября и 1 октября 2004 года из госреестра ККТ был исключен ряд устаревших моделей техники. Такие аппараты налоговые органы перестали регистрировать с момента их исключения из реестра (письмо МНС России от 12.05.04 ≤ 33-0-11/327). Правда, устаревшие модели можно эксплуатировать до истечения "нормативного срока амортизации" (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 22.05.03 ≤ 54-ФЗ). При этом, по мнению представителей ФНС России, "нормативный срок амортизации" для ККТ составляет 5-7 лет (постановление Правительства РФ от 01.01.02 ≤ 1).
А теперь представим следующую ситуацию. Организация, использующая устаревшую модель ККТ, переезжает. При этом фирма встает на учет в налоговой инспекции и хочет зарегистрировать там кассовый аппарат, у которого еще не истек нормативный срок амортизации. Возможно ли это? До сих пор официальной позиции главного налогового ведомства по данному вопросу не существовало. Правда, УФНС России по Московской области прямо указывало, что в описанной ситуации следует отказать в регистрации ККТ, так как устаревшие модели не регистрируются (письмо от 22.03.05 ≤ 23-18/105).
Однако в письме ≤ 22-3-11/ 908 представители ФНС России скорректировали подмосковных подчиненных. ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета налогоплательщика (п. 1. ст. 4 закона ≤ 54-ФЗ). Исключенную из госреестра модель ККТ можно использовать до истечения нормативного срока амортизации (п. 5 ст. 3 закона ≤ 54-ФЗ). Процитировав две нормы, федеральные чиновники пришли к выводу: устаревшая модель кассового аппарата, у которого не истек срок амортизации, может быть зарегистрирована в инспекции, где налогоплательщик (организация или предприниматель) после переезда встанет на налоговый учет. Причем специалисты ФНС России подчеркнули, что подобная процедура возможна лишь при сохранении владельца ККТ. То есть поставить на учет на новом месте можно будет лишь ту исключенную из реестра модель, которая была зарегистрирована организацией или предпринимателем до исключения модели из реестра.
В документе представители Федеральной налоговой службы также отметили, что в случае изменения наименования организации или ФИО предпринимателя (при сохранении ИНН) снимать старую технику с учета и регистрировать ее заново не нужно. Достаточно будет перефискализировать аппарат и заменить карточку регистрации.

************************************************************************
Соцстрах дохода не приносит

Илья ВАСИЛЬЕВ

Выплаты пособий работникам и учет доходов - такая тема объединяет два июньских письма главного финансового ведомства*. В письме Минфина России от 21.06.05 ≤ 03-11-04/1/2 чиновники отвечают на вопрос, должны ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывать средства, получаемые от ФСС России, как доходы. А в документе от 01.06.05 ≤ 03-03-02-02/80 ответ на аналогичный вопрос найдут плательщики налога на прибыль и единого сельхозналога.
Письмо, посвященное "упрощенке", начинается с напоминания: предприятия, работающие на спецрежиме, могут в добровольном порядке платить страховые взносы в ФСС в размере 3 процентов от выплат работникам. Тогда пособие по временной нетрудоспособности будет полностью выплачиваться за счет средств соцстраха (ст. 3 Федерального закона от 31.12.02 ≤ 190-ФЗ).
В противном случае за счет Фонда социального страхования работодатель сможет заплатить работнику по "больничному" всего один минимальный размер оплаты труда в месяц (ст. 2 закона ≤ 190-ФЗ).
Далее чиновники указывают, что пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет) выплачиваются за счет Фонда социального страхования полностью.
От описания правил выплат чиновники переходят к описанию процедуры. Все названные пособия работодатель сначала платит работнику из собственных средств, а затем фонд компенсирует работодателю эти суммы.
Основанием для компенсации является расчетная ведомость (утверждена постановлением ФСС России от 22.12.04 ≤ 111), которую организация или предприниматель должны подать в фонд. Письмо ≤ 03-11-04/1/2 представители Минфина заканчивают приятным выводом: средства, которые ФСС перечисляет "упрощенцам" на цели обязательного социального страхования, доходами не являются и при расчете единого налога не учитываются.
Аналогичный вывод сделан в письме Минфина России от 01.06.05 ≤ 03-03-02-02/80 в отношении плательщиков налога на прибыль и единого сельхозналога.
При определении налоговой базы они не должны учитывать в качестве доходов средства, которые Фонд социального страхования перечисляет им для выплаты пособий.
При этом чиновники подчеркивают: в отличие от пользователей спецрежимов работодатели, применяющие общую систему налогообложения, оплачивают первые два дня нетрудоспособности за свой счет. Лишь с третьего дня больничный оплачивается из средств ФСС России (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.04 ≤ 202-ФЗ).
Кроме того, представители Министерства финансов напоминают о том, что для всех категорий плательщиков максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам составляет 12 480 рублей в месяц (п. 2 ст. 8 закона ≤ 202-ФЗ).
Опубликованы в приложении "Официальные документы"

****************************************************************************

Вокруг да около "упрощенки"

Письмо Минфина России от 17.05.05 ≤ 03-07-03-04/20
.О включении в состав расходов платежей за загрязнение окружающей среды при упрощенной системе налогообложения.
Письмо Минфина России от 16.05.05 ≤ 03-04-11/113
.О начислении НДС при продаже недвижимости, приобретенной у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
(опубликованы в приложении "Официальные документы" ≤ 24, 2005)

Е.В. Садовникова, эксперт "УНП"

Два полезных разъяснения вышли из-под пера специалистов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Письма заинтересуют не только тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, но и тех, кто работает с "упрощенцами".
Из первого письма от 17.05.05 ≤ 03-07-03-04/20 можно узнать, учитываются ли при расчете единого налога платежи за загрязнение окружающей среды. Второй документ - от 16.05.05 ≤ 03-04-11/113 - рассказывает о том, как правильно начислить НДС при продаже недвижимости, приобретенной у "упрощенца".
Примечательно, что на этот раз с чиновниками трудно поспорить. Все их выводы абсолютно логичны и прямо следуют из норм Налогового кодекса.

Выбрать нужную статью
Платежи за загрязнение окружающей среды "упрощенцы" могут учесть при расчете единого налога. Такой вывод специалисты Минфина России сделали в письме от 17.05.05 ≤ 03-07-03-04/20.
Налогоплательщиков не должен смущать тот факт, что Конституционный суд РФ признал плату "за грязь" неналоговым платежом (определение от 10.12.02 ≤ 284-О). Дело в том, что списывать ее нужно не как налог, а как материальные расходы. То есть не на основании подпункта 22, а на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Свои выводы чиновники объясняют следующим образом. "Упрощенцы" считают материальные расходы в порядке, который прописан в статье 254 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Среди прочего эта статья относит к материальным расходам платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Так что суммы экологической платы в пределах установленного лимита "упрощенец" вправе учесть в составе расходов.
Заметим, что к подобным выводам минфиновцы приходят не впервые. Так, в письмах от 21.03.03 ≤ 04-07-14/1 и от 09.07.04 ≤ 03-03-05/1/70 Минфин России уже указывал, что плата за загрязнение окружающей среды уменьшает налогооблагаемые доходы "упрощенцев". Но не любая. Платежи за сверхнормативные выбросы не относятся к материальным расходам. Поэтому и при расчете единого налога их учесть нельзя.

НДС начислим сверху
Письмо Минфина России от 16.05.05 ≤ 03-04-11/113 отвечает на следующий вопрос. Как рассчитать налоговую базу по НДС при продаже имущества, приобретенного у "упрощенца"?
Вопрос этот далеко не праздный. Ведь налоговая база по НДС при реализации имущества зависит от того, как продавец учел входной налог.
В обычных случаях реализации (когда налог учтен отдельно и его можно принять к вычету) налоговая база по НДС равна всей продажной стоимости имущества (п. 1 ст. 154 НК РФ). Однако организации не всегда обособленно учитывают входной налог. В некоторых случаях его включают в первоначальную стоимость приобретенных материальных ценностей. И при продаже подобного имущества НДС разрешается считать лишь с межценовой разницы. То есть с разницы между ценой реализации и остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ).
На первый взгляд основное средство, приобретенное у "упрощенца", не подходит ни к первому, ни ко второму случаю. Ведь при покупке такого имущества у организации вообще не возникает входного НДС. Какую же статью применить, если фирма перепродает подобные основные средства?
Отвечая на этот вопрос, минфиновцы высказались не в пользу налогоплательщиков. Они указали, что пункт 3 статьи 154 НК РФ в этом случае применять неправомерно. Так что считать НДС нужно со всей продажной стоимости основного средства. Свою позицию они аргументируют следующим образом.
НДС с межценовой разницы считают те организации, которые учитывают НДС в стоимости основных средств. Фирма, купившая у "упрощенца" имущество, к таким организациям не относится. Ведь, продавая недвижимость, применяющая упрощенную систему налогообложения компания вообще не выставляла НДС.
Получается, что у покупателя этот налог не вошел в первоначальную стоимость основного средства. А раз так, то при его продаже НДС остается начислять лишь по правилам пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса. То есть в качестве налоговой базы брать всю продажную стоимость имущества.
Как это ни печально, выводы специалистов Минфина справедливы. Действительно, глава 21 Налогового кодекса позволяет платить НДС с межценовой разницы лишь в двух случаях:
- если входной НДС вошел в первоначальную стоимость имущества;
- если реализуется сельхозпродукция, приобретенная у населения и входящая в специальный правительственный перечень (п. 4 ст. 154 НК РФ).
Как видим, реализация основного средства, купленного у фирмы, применяющей упрощенную систему налогообложения, к этим случаям не относится. А значит, платить НДС придется как обычно, то есть с полной продажной стоимости.
************************************************************************

Рассказали все что знали

Алексей КРАЙНЕВ

Письмо, скорее похожее на лекцию по применению коэффициента К2, издали 20 мая подмосковные налоговики. Этот коэффициент влияет на сумму ЕНВД, а устанавливают его региональные законодатели.
Письмо ≤ 22-19/4526 напоминает, что менять значение К2 можно только раз в год. При этом диапазон значений К2 составляет от 0,005 до 1.
Далее авторы разъяснили, что при установлении значения К2 можно учитывать ассортимент, сезонность, время работы, величину доходов и место ведения деятельности. Однако подмосковные законодатели выбрали лишь последний критерий. Так, значения К2 зависят от района, в котором работают налогоплательщики, и типа муниципального образования - поселок городского типа, сельское поселение, иная территория (закон от 24.11.04 ≤ 150/2004-ОЗ).
А вот отвечать на вопрос, к какому типу относится та или иная территория, авторы письма отказались. Как сказано в письме, это "не входит в компетенцию налоговых органов". Но это противоречит НК РФ. Ведь налоговики должны информировать плательщиков о порядке уплаты налогов (ст. 32 НК РФ). А для расчета ЕНВД надо знать статус территории.

**************************************************************************

ККТ и кассу проверят по новому порядку

Сергей НОВИКОВ

Работу предпринимателей с наличными деньгами столичные налоговые инспекции будут проверять не по собственной инициативе, а в обязательном порядке. Такое нововведение предусмотрено приказом Управления ФНС России по г. Москве от 02.06.05 ≤ 233. Документ, вступающий в силу 1 июля 2005 года, утверждает порядок организации контроля за оприходованием наличных денег и применением контрольно-кассовой техники, а также устанавливает правила регистрации ККТ.
Одно из главных новшеств приказа ≤ 233 - обязательный плановый контроль за полнотой оприходования выручки предпринимателями. Аналогичный документ, которым налоговики руководствовались прежде (приказ УМНС России по г. Москве от 29.06.04 ≤ 189), предусматривал плановые "кассовые" проверки только для организаций. "То, как предприниматели приходуют наличные деньги, инспекции раньше контролировали исключительно по собственной инициативе - мы не требовали от них проведения таких мероприятий", - сказали нам в отделе оперативного контроля и применения ККТ Управления ФНС России по г. Москве. А новый приказ позволяет включать в план "кассовых" проверок не только любую организацию, состоящую в инспекции на учете, но и любого предпринимателя.
Скорее всего это новшество позволит чуть свободнее вздохнуть организациям - ведь общее количество плановых "кассовых" проверок не увеличилось. Если раньше инспекция должна была проверить не менее 27 организаций в квартал, то теперь норма составляет 25 организаций и предпринимателей в квартал. Норма для межрайонных инспекций ≤ 45, 47, 48, 50 составит 3 проверки. А специализирующаяся на "кассовых" проверках и контроле за применением ККТ столичная ИФНС ≤ 49 должна будет проверять не менее 60 организаций и ПБОЮЛ. При этом одно заметное новшество введено в регламент контроля за полнотой оприходования наличности: предприниматель или организация, которые откажутся представить документы, попадают в план выездных налоговых проверок.
А вот регламент контрольных мероприятий за применением ККТ существенных изменений не претерпел. Количество же соответствующих проверок должно уменьшиться. Вместо 45 визитов к владельцам ККТ инспекции будут обязаны нанести всего 30 визитов в месяц. Кроме того, приказ ≤ 233 вводит нормы для межрайонных инспекций ≤ 45, 47, 48, 50 (не менее 5 выездов в месяц) и для специализированной инспекции ≤ 49 (не менее 100 мероприятий в месяц). Как сообщили нам в профильном отделе столичного налогового управления, предполагается, что инспекция ≤ 49 будет работать на всей территории Москвы; межрайонные инспекции проверят владельцев техники, которые состоят в них на учете. А все остальные подразделения будут контролировать тех, кто находится на подведомственной им территории.
Также отметим важное изменение, внесенное в порядок регистрации ККТ. Теперь представитель предпринимателя, занимающийся регистрационными процедурами, должен будет иметь нотариально заверенную доверенность. Она понадобится при регистрации ККТ, при снятии ее с учета, а также при регистрации журнала кассира-операциониста.

**************************************************************************

Правовой вакуум до реестра не доведет

Екатерина СЕМЕНОВА

На прошлой неделе в Петербурге прошла традиционная, девятая по счету, Российская практическая конференция работников ЦТО и заводов-изготовителей ККТ по теме ²Особенности работы ЦТО в современных условиях, внедрение ЭКЛЗ и новой ККТ⌡. Организовал мероприятие, на котором порядка 300 участников со всей России обсуждали общие проблемы и искали пути решения, Центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы России.
Среди множества проблем самой главной был назван правовой вакуум, возникший после принятия Федерального закона от 22.05.03 ≤ 54-ФЗ. По мнению Владимира Коротяева, заместителя начальника управления налогообложения малого бизнеса ФНС России, отсутствие подзаконной нормативной базы существенно осложняет работу как пользователей ККТ, так и проверяющих. Ведь все вынуждены руководствоваться нормативной базой, которая была разработана для применения старого закона о ККМ. Это значит, что подзаконные акты не учитывают особенностей Закона о ККТ и его отличия от Закона о ККМ. Так, Закон о ККМ распространялся только на наличные расчеты с физическими лицами, а Закон о ККТ . и на расчеты с юридическими лицами; к расчетам наличными средствами прибавили расчеты по пластиковым картам; понятие контрольно-кассовая машина заменили на более широкое . контрольно-кассовая техника. Все это препятствует и применению ККТ, и контрольной работе.
Сейчас на согласовании в соответствующих инстанциях находятся проекты постановлений Правительства РФ об утверждении порядка ведения госреестра ККТ, а также о требованиях к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями. Все участники конференции были единодушны в том, что эти акты следует принять как можно быстрее.
Константин Пармененков, генеральный директор некоммерческого партнерства ²Саморегулируемая организация .ТЕХКАССЭКСПЕРТИЗА.⌡, считает, что в целом за последний год ситуация на рынке ККТ ухудшилась. Кроме отсутствия подзаконной нормативной базы он обратил внимание слушателей на отсутствие официально утвержденного госреестра ККТ (не путайте с реестром ККМ). Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) была уполномочена вносить в реестр коррективы только до вступления в силу Закона ≤ 54-ФЗ. Поэтому на данный момент эти функции возложены на Федеральное агентство по промышленности России (ФАП), которое до сих пор реестром не занимается. Таким образом, получается, что вся применяемая сейчас контрольно-кассовая техника находится вне закона.
Почему же сложилась такая неопределенность? Для этого есть множество причин, и самая главная, по словам Константина Пармененкова, . бестолковая административная реформа. ФАП должно вести госреестр, но он самостоятельно даже не может выйти в Правительство РФ с предложением о том, как он будет это делать. Только через определенные ведомства. С Федеральной налоговой службой России такая же ситуация. Полномочия вносить предложения в Правительство РФ есть только у Минфина России, точка зрения которого порой диаметрально противоположна мнению налоговой службы. И если этот административный беспорядок в ближайшее время не будет ликвидирован, вряд ли участники рынка дождутся и нормативных актов по применению ККТ, и госреестра. Но, несмотря на такую плачевную ситуацию, Константин Пармененков сделал довольно оптимистичный прогноз на открытие реестра ККТ . конец этого года.
Также участники конференции обсуждали вопрос о сбоях в работе электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ). Заявления в налоговые инспекции ставят под сомнения решение ГМЭК о своевременности введения ЭКЛЗ, так как на практике предприниматели столкнулись с множеством проблем. Виталий Савченко, заместитель начальника отдела контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции и применения ККТ УФНС России по Ленобласти, считает, что надежность и устойчивость работы ККТ с ЭКЛЗ снижена. Многие версии вообще выходят из строя, а ремонт реально не укладывается в отведенное для него законодательством время. Дороговизна блока ЭКЛЗ (от 120 до 200 долларов) существенно увеличивает стоимость ККТ. Учитывая, что блок ЭКЛЗ может закончиться в середине года или прийти в негодность, приходится покупать новый. Однако не всем по карману такие расходы, особенно на периферии.
Оптимизм Константина Пармененкова распространился не только на принятие реестра ККТ, но и на ситуацию с ЭКЛЗ. По его мнению, кризис постепенно разрешается. Производители ККТ совместно с производителями ЭКЛЗ проделали серьезную работу по доводке машин и ЭКЛЗ, которая положительно отразилась на их качестве. Таким образом, качество ЭКЛЗ достигло приемлемого уровня.
Конференция прошла в дискуссионном режиме. Участники высказывались по наболевшим проблемам, которых, как оказалось, накопилось великое множество. Естественно, что каждому хотелось поднять на обсуждение и получить ответ на свой вопрос. И таких вопросов действительно было озвучено немало. Ответы на их большую часть пока так и не получены...

****************************************************************************

Налог на прибыль: на старт, внимание...

Алексей КОВАЛЕВ

Несмотря на то что до 28 июля - крайнего срока представления декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2005 года - остается еще достаточно времени, бухгалтеры многих сибирских организаций уже начали готовить отчетность. Местные налоговые органы помогают учетным работникам методическим материалом. В конце мая - начале июня фискалы выпустили ряд информационных сообщений на тему исчисления налога на прибыль.
Особой "результативностью" отличилось Управление ФНС России по Томской области, которое издало сразу три документа. В информационном сообщении от 06.06.05 фискалы рассмотрели ситуацию, когда организация перечисляет деньги за строительство квартир для своих сотрудников в соответствии с условиями коллективного договора. Можно ли такие расходы учесть при определении налогооблагаемой прибыли при том условии, что квартиры оформляются в собственность работникам? Томские областные фискалы считают, что нельзя.
Да, статья 255 Налогового кодекса гласит, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные нормами российского законодательства, трудовыми и (или) коллективными договорами. Однако в пункте 29 статьи 270 Налогового кодекса указано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы "на оплату товаров для личного потребления работников". Квартиры сотрудникам оформляются в собственность, то есть как раз для личного "потребления". Поэтому средства, перечисленные на строительство жилья, базу по налогу на прибыль не уменьшают.
В информационном сообщении от 25.05.05 томское областное УФНС разъяснило порядок учета средств, потраченных на покупку трудовых книжек. Фискалы указали, что если организация приобрела трудовые книжки за свой счет, то такие затраты в состав расходов не включаются. Основание - пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса. В случае неправильного первичного заполнения книжки стоимость дубликата тоже нельзя списать в расходы, потому что такие траты не являются экономически оправданными. Зато при утрате трудовых книжек в результате чрезвычайных ситуаций (техногенные катастрофы, стихийные бедствия и пр.) стоимость дубликатов относится к внереализационным расходам.
Затраты по оплате услуг вневедомственной охраны тоже нельзя списать в состав расходов. На этот факт томские областные фискалы обратили внимание в информационном сообщении от 23.05.05. Дело в том, что Президиум Высшего арбитражного суда в постановлении от 21.10.03 ≤ 5953/03 решил, что оплата услуг вневедомственной охраны носит целевой характер. А согласно пункту 17 статьи 270 Налогового кодекса, при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы "в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования".
Разъяснения, которые пригодятся страховым организациям, выпустило Управление ФНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам. Фискалы в информационном сообщении от 21.06.05 ответили на вопрос, уменьшают ли базу по налогу на прибыль суммы страховых выплат по договорам страхования, если страховая премия была оплачена векселем.
Вообще прибыль страховщиков уменьшается на сумму страховых выплат (ст. 294 НК РФ). При этом, согласно пункту 1 статьи 11 Закона РФ от 27.11.92 ≤ 4015-1, страховая премия уплачивается в рублях. Если премия оплачена векселем, то сделка между страховщиком и страхователем на основании статьи 168 Гражданского кодекса признается ничтожной (недействительной). А суммы страховых выплат по таким сделкам нельзя учесть в составе расходов.