САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 01:2329-03-2024
Пятница

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты".
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 29.06.05

Условия капвложений в чужое имущество изменились

Т. А. Васильева, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Существенные поправки, внесенные Законом от 6 июня 2005 г. ≤ 58-ФЗ, в Налоговый кодекс, облегчат участь арендаторов. В частности, будет проще решить проблему налогового учета расходов на неотделимые улучшения арендованного имущества.Подробно об этом рассказали эксперты журнала "Практическая бухгалтерия"

Улучшать арендованное имущество сейчас не очень выгодно
Не секрет, что очень часто в аренду предприятиям сдаются помещения, которые нуждаются если не в полном переоборудовании, то по меньшей мере в серьезном ремонте. Далеко не всегда арендодатели заинтересованы в восстановлении таких объектов, поэтому бремя расходов обычно ложится на арендаторов.
Как правило, приведение арендованного имущества в порядок носит характер так называемых "неотделимых улучшений". Проще говоря, силами арендатора здание или помещение изменяется так, что придать ему первоначальный вид, не разрушив и не повредив объект, невозможно.
В современных условиях расходы на переустройство арендованных объектов очень значительны. Причем чаще всего их экономическая обоснованность сомнений не вызывает. Тем не менее, увязывая воедино нормы налогового и гражданского законодательства, ФНС, а теперь и Минфин приходят к выводу, что при налогообложении прибыли арендаторы не вправе учитывать затраты, связанные с неотделимыми улучшениями арендованного имущества. В последний раз подобная точка зрения была отражена в письме Минфина от 4 мая 2005 г. ≤ 03-03-01-04/2/74.
Цепочка рассуждений, которую выстраивают авторы письма, такова. Расходы, связанные с неотделимыми улучшениями, не являются текущими. Они носят характер капитальных вложений в виде модернизации, реконструкции и т. п. В свою очередь капитальные вложения увеличивают стоимость основных средств, а единственно возможным способом списания подобных затрат на издержки является амортизация. Но начислять амортизацию могут только собственники имущества. Арендаторы собственниками не являются. Для них качественное изменение характеристик объекта является вложением в чужое имущество. И получается, что стоимость неотделимых улучшений учесть при расчете налога на прибыль нельзя.

Главное . согласие арендодателя
В настоящее время опровергнуть выводы, сделанные Минфином, довольно трудно. А учитывая, что представители налоговой службы занимают такую же позицию, отстаивать противоположную точку зрения наверняка придется в суде.
В принципе возможны два варианта. Во-первых . доказать, что произведенные улучшения стали результатом не модернизации (реконструкции), а капитального ремонта. Правда, в этом случае судей нужно будет убедить в том, что затраты, понесенные арендатором, обоснованны, а технико-экономические показатели деятельности фирмы не изменились. Кроме того, договор аренды должен возлагать на арендатора обязанности по проведению капитального ремонта и не должен предусматривать возмещение таких издержек арендодателем. Если все эти условия выполняются, то затраты, связанные с неотделимыми улучшениями, можно попытаться квалифицировать как расходы на капитальный ремонт и списать в текущем режиме в соответствии с пунктом 2 статьи 260 Налогового кодекса.
Второй вариант . согласиться с тем, что выполненные работы носят характер капитальных вложений. Тогда стоимость неотделимых улучшений следует отразить как расходы, связанные с модернизацией арендованного имущества. А поскольку по гражданскому законодательству неотделимые улучшения признаются собственностью арендодателя (ст. 623 ГК РФ), то одновременно с завершением работ (или по окончании срока аренды) их стоимость придется признать доходами. Соответственно величину этих доходов при расчете налога на прибыль можно будет уменьшить на сумму расходов. Единственное "но" в такой ситуации: в договоре аренды должно быть четко прописано, что арендодатель согласен на неотделимые улучшения и на возмещение связанных с ними затрат.

Если есть возможность . подождите
Со следующего года проблемы, связанные с налоговым учетом неотделимых улучшений, решить будет проще. Дело в том, что Федеральный закон от 6 июня 2005 г. ≤ 58-ФЗ внес в статьи 256 (амортизируемое имущество), 258 (амортизационные группы) и 259 (порядок расчета амортизации) существенные поправки.
Через полгода капитальные вложения в арендованное имущество в форме неотделимых улучшений, произведенных с согласия арендодателя, станут самостоятельным видом амортизируемого имущества.
Амортизацию можно будет начислять с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Причем такое право получат и арендаторы, и арендодатели. А чтобы сумма амортизационных отчислений не задваивалась, в кодексе прописаны дополнительные ограничения. Если договором предусмотрено возмещение стоимости капитальных вложений арендатора, то арендодатель сможет начислять амортизацию только после того, как рассчитается с ним. Если возмещение не предусмотрено, то в течение всего срока действия договора аренды амортизировать свои затраты на неотделимые улучшения будет арендатор. При этом право продолжать начисление амортизации по окончании договора к арендодателю не переходит.
Новый порядок вступит в силу 1 января 2006 года. Поэтому, если у арендаторов есть возможность на время отложить переоборудование арендованных объектов, то лучше немного подождать. Через полгода заниматься улучшением чужих основных средств будет гораздо выгоднее.

*****************************************************************

Актив фирму бережет

Д. Попов, эксперт журнала "Московский бухгалтер"

На практике очень небольшой процент бухгалтеров регулярно рассчитывает чистые активы. Однако делать это необходимо учетному работнику каждой фирмы.

Один из показателей, за которым бухгалтеру необходимо постоянно следить, . размер чистых активов организации. В общем виде чистые активы представляют собой балансовую стоимость имущества фирмы за вычетом обязательств. Этот показатель демонстрирует, насколько оборотные или внеоборотные активы организации обеспечены ее собственными средствами. Последние, в свою очередь, состоят из вкладов учредителей и прибыли фирмы.
Размер чистых активов позволяет пользователям отчетности получить представление о финансовой стабильности организации, выяснить, сможет ли она рассчитаться по обязательствам перед кредиторами.
Если чистые активы фирмы уменьшатся, банки и деловые партнеры компании могут решить, что она испытывает не лучшие времена. Кроме того, если их стоимость будет меньше уставного капитала организации, она потеряет право выплачивать дивиденды. От размера чистых активов зависит и стоимость доли участника, который решил покинуть общество с ограниченной ответственностью.
Существуют и более опасные последствия уменьшения чистых активов. Об этом, а также о том, как бухгалтеру нужно рассчитывать этот показатель, мы расскажем в статье.

Бухгалтер и отследит величину актива.
Чистые активы фирмы не должны быть меньше ее уставного капитала. По окончании подготовки годового отчета бухгалтеру нужно проверить, соблюдено ли это условие. Такое требование имеет отношение к счетным работникам как акционерных обществ (п. 4 ст. 99 ГК), так и обществ с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 ГК), начиная со второго года их работы.
Возникает закономерный вопрос: что делать бухгалтеру в случае если оценка чистых активов оказалась меньше размера уставного капитала? Все очень просто. Уставный капитал нужно будет уменьшить до величины "чистой" стоимости. Сделать это нужно проводкой по дебету счета 80 в корреспонденции с кредитом счета 84 на сумму уменьшения уставного капитала. Главное . не забыть предварительно уведомить всех кредиторов общества с ограниченной ответственностью о новом размере уставного капитала (п. 5 ст. 90 ГК).
Обратите внимание: уставный капитал нельзя уменьшать бесконечно. Ведь его минимальный размер для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ установлен законодательно и не может быть меньше 10 000 рублей. А уставный капитал открытых акционерных обществ должен составлять как минимум 100 000 рублей. Если в хозяйственной жизни фирмы создалась ситуация, когда чистые активы оказались меньше этих сумм, налоговая инспекция как регистрирующий орган может обратиться в суд с требованием ликвидировать организацию. В качестве примера можно привести постановления ФАС Московского округа от 3 февраля 2004 г. ≤ КГ-А40/11405-03, от 19 декабря 2002 г. ≤ КГ-А40/8103-02.
Особенно важно постоянно отслеживать величину чистых активов для бухгалтеров малых фирм. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство из них имеют "серый" оборот, который не попадает в бухгалтерские и налоговые регистры. Очень часто директор, преследуя цель максимально сэкономить на налогах, приказывает главбуху проводить "по-белому" только избранные им операции. Разумеется, о достоверности учетных данных речь в таких организациях не идет. А из-за сложных налоговых схем может получиться, что чистые активы фирмы незаметно окажутся меньше минимально допустимых значений.

.и рассчитает
Порядок расчета чистых активов прописан в совместном приказе Минфина и ФКЦБ от 29 января 2003 г. ≤ 10н/03-6/пз. Сразу оговоримся, что этот документ адресован только акционерным обществам. Но пользоваться им могут и бухгалтеры ООО. Ведь Министерство финансов в своем письме от 10 марта 2000 г. ≤ 04-02-05/3 дает такое разрешение.
Чтобы посчитать размер чистых активов, нужно из активов, которые принимаются к расчету, вычесть стоимость пассивов (п. 1 Порядка). Оба значения берутся из годового бухгалтерского баланса.
Сначала об активах, которые будут участвовать в расчете. Это все внеоборотные активы (НМА, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы) и часть оборотных (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы). Из последних нужно вычесть фактические затраты на выкуп акций и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал.
Обратимся к пассивам. Они для расчета чистых активов будут состоять из долгосрочных и краткосрочных обязательств фирмы (займов, кредитов), резервов предстоящих расходов, сумм, причитающихся учредителям, кредиторской и прочей задолженности за минусом доходов будущих периодов.
Формулу расчета чистых активов можно свести к строкам баланса. Тогда получится следующее выражение:
Чистые активы = активы (стр. 300 . задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал . собственные акции, выкупленные у акционеров) . пассивы (стр. 590 + стр. 690 . стр. 640).
Обратите внимание: расчет чистых активов бухгалтеру нужно вести с учетом отложенных налоговых активов (ПБУ 18/02). Их учетный работник должен включить в состав прочих внеоборотных активов.
Заметим, что большинство бухгалтерских программ способны посчитать чистые активы в автоматическом режиме.

Добровольно или принудительно?
Минфин и ФКЦБ в своем совместном приказе от 29 января 2003 г. ≤ 10н/03-6/пз рекомендуют фирмам подсчитывать чистые активы по итогам каждого квартала . по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря отчетного года. Однако уставный капитал организации счетный работник обязан сравнивать с этим показателем только по итогам года. Так сказано в пункте 4 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах".
Сведения о чистых активах предприятия надо отразить в форме ≤ 3 "Отчет об изменениях капитала". Она входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. Кроме того, компании могут сдавать ее по своему желанию ежеквартально.
Сумму чистых активов на начало и конец года нужно показать по строке 200 справки отчета об изменениях капитала. Если при определении суммы чистых активов получен отрицательный результат, его следует указать в круглых скобках.

Пример
Бухгалтер ЗАО "Норд" решил рассчитать чистые активы общества по состоянию на 31 декабря 2004 года. В бухгалтерском балансе ЗАО "Норд" на эту дату показаны такие суммы:
. основные средства (стр. 120) . 100 000 руб.;
. долгосрочные финансовые вложения (стр. 140) . 85 000 руб.
. запасы (стр. 210) . 50 000 руб.;
. долгосрочная дебиторская задолженность (стр. 230) . 35 000 руб.;
. краткосрочные финансовые вложения (стр. 250) . 15 000 руб.;
. денежные средства (стр. 260) . 20 000 руб.;
. задолженность учредителей по взносам в уставный капитал . 3000 руб.
При расчете активов не учитывается задолженность учредителей (3000 руб.). Сумма активов, принимаемых к расчету, равна: 100 000 руб. + 85 000 руб. + 50 000 руб. + 35 000 руб. + 15 000 руб. + 20 000 руб. . 3000 руб. = 302 000 руб.
Пассивы ЗАО "Норд" на 31 декабря 2004 г. таковы:
. уставный капитал (стр. 410) . 20 000 руб.;
. долгосрочные займы и кредиты (стр. 510) . 115 000 руб.;
. прочие долгосрочные обязательства (стр. 520) . 25 000 руб.;
. краткосрочные займы и кредиты (стр. 610) . 35 000 руб.;
. доходы будущих периодов (стр. 640) . 1000 руб.;
. прочие краткосрочные обязательства (стр. 660) . 109 000 руб.
В подсчет пассивов не войдут доходы будущих периодов (1000 руб.). Сумма пассивов для расчета: 115 000 руб. + 25 000 руб. + 35 000 руб. + 109 000 руб. . 1000 руб. = 283 000 руб.
Чистые активы компании на 31 декабря 2004 г. составили: 302 000 руб. . 283 000 руб. = 19 000 руб.
Чистые активы ЗАО "Норд" на 31 декабря 2004 г. меньше уставного капитала общества на 1000 руб. (20 000 руб. . 19 000 руб.). На эту сумму фирме придется уменьшить свой уставный капитал. После регистрации изменений в учредительных документах бухгалтеру ЗАО "Норд" нужно будет сделать проводку:
Дебет 80 Кредит 84 . 1000 руб. . отражено уменьшение уставного капитала до величины чистых активов.
В отчете об изменениях капитала за 2004 год (форма ≤ 3) бухгалтеру нужно показать остаток чистых активов на конец отчетного периода по строке 200.
Если бы учетный работник рассчитал чистые активы по состоянию, например, за первый квартал 2005 года и они оказались меньше уставного капитала, уменьшать последний не потребовалось бы.