САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 00:3427-04-2024
Суббота

 
Н.В.Бухвалова
Материал предоставлен Консалтинговым агенством "Экон-Профи".

Игорный бизнес: все ли так безоблачно?

Легальный игорный бизнес обрел свое существование в нашей стране совсем недавно. Как вид законного предпринимательства он возник на рубеже 1997-1998 г.г. с принятием ряда нормативных актов, регулирующих игорную деятельность. И учитывая российскую обстановку в послеперестроечные период игорный бизнес в России никак нельзя назвать цивилизованным даже сейчас, спустя несколько лет. Появилось огромное множество игорных заведение, работающих без лицензии, без необходимого налогового учета, без документов, в общем, без должного оформления указанной деятельности.
Но все же следует отметить стремление ряда организаций игорного бизнеса вывести свой бизнес на самый законный путь. Звучит, конечно, неправдоподобно.
Но, тем не менее, это подтверждается наблюдениями специалистов "Экон-Профи". Работая на протяжении уже не одного года с игорными заведениями, мы видим их стремление построить легальный бизнес в широком смысле этого слова. Если раньше вопросы, адресованные нам, звучали непристойно - как заплатить меньше налогов, как сдать в аренду лицензию, то сейчас поступают в основном вопросы, исходящие от "правосознания" вопрошающих: как правильно заплатить налоги, как правильно рассчитать заработную плату, в общем, что нужно делать, чтобы не нарушать закон. Как вести себя в отношениях с контролирующими органами, что могут и чего не могут проверить государственные инспекторы различных ведомств, а также и то, как защитить свои права.
Такие тенденции радуют не только нас, но и самих предпринимателей. Ведь большинство из них . люди образованные, стремящиеся поставить свой бизнес на цивилизованную ступень и повысить правовую культуру.
Но, к сожалению, большинство игорных заведений даже не знает, какие требования предъявляются к игорному бизнесу со стороны государства, кто и что может проверить в игровом зале, казино.
Даже если организация игорного бизнеса не первый год в игорном бизнесе, она не всегда может похвастаться, что знает об игорном бизнесе все. Ведь требования к игорному бизнесу ежедневно меняются. Меняются и иные отрасти законодательство, начиная с норм УК РФ и АПК РФ, заканчивая местными требованиями местных эпидемиологических органов. Никто не знает наверняка, когда придут и что потребуют очередные проверяющие.
Кто-то скажет, что все не так страшно, если вовремя оплатить "товарищеский" долг налоговым инспекторам, милиции, иным представителям законной и незаконной власти.
Но такой путь всегда опасен и грозит не только большими денежными проблемами, но и административным и уголовным преследованием. Это . выход для тех, кто не заботится о репутации и будущем "фирмы".
Мы же поговорим о тех предпринимателях, занятых в игорном бизнесе, кто желает долго и стабильно заниматься данным видом деятельности.

< ALIGN="center">Государство зрит в оба
Игорный бизнес контролируют все: и органы общего надзора (правоохранительные, налоговые) и "экзотические" (в частности, Финразведка).

< ALIGN="center">Общий надзор
Игорный бизнес контролируют органы общего надзора, юрисдикция которых распространяется на круг подконтрольных лиц, не ограниченный видом или спецификой деятельности.

< ALIGN="center">Налоговый контроль
Налоговые проверки держат пальму первенства.
Именно с налоговыми органами всегда больше всего споров, именно их всегда боятся. А стоит ли?
А бояться стоит. Но не в силу какого-то правонарушения, а в силу их упорства. Независимо от того, 10 раз или 100 раз суд скажет, что организация игорного бизнеса не является налоговым агентом по отношении к игрокам, получающим выигрыши, налоговики будут утверждать обратное.
Что же проверяют налоговые органы?
Контролируют они в первую очередь правильность постановки на учет объектов налогообложения (сроки, количество). А как мы знаем и с этим не все так просто, несмотря на простоту процедуры. Надо быть гением, чтобы установить игровой автомат и при этом не нарушить ст. 366 НК РФ. Благо, иногда на это просто закрывают глаза, понимая абсурдность требований НК РФ к постановке на учет объектов налогообложения. А ведь штраф за нарушение правил постановки объектов на учет . не маленький (как минимум трехкратная ставка налога по соответствующему объекту налогообложения).
Проверяют и количество объектов налогообложения. Сущее наказание для тех . у кого столбики или рулетки, ведь такие споры всегда заканчиваются судами. Для совершенных новичков поясняем, что налоговые органы рассматривают игровые автоматы с несколькими местами как несколько объектов налогообложения. И спорам этим нет конца, несмотря на то, что суды все же встают на сторону налогоплательщиков.
Практически бедой для организаций оборачивается наличие обособленных подразделений, имеющих разные КПП. Ведь налоговые органы твердят одно и то же, что сдавать декларации и уплачивать налоги необходимо по каждому обособленному, даже если такие подразделения находятся на территории, подведомственной одной налоговой инспекции.
Не будем разбирать правоту требований налоговиков. Мы не раз уже рассматривали данные вопросы в наших публикациях и в частных консультациях. Ведь каждая из тем заслуживает особого внимания и глубокого анализа.
В последнее время участились проверки игорных заведений со стороны органов Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии России (далее органы Ростехрегулирования или метрологической службы).

< ALIGN="center">Метрологическая служба
Наверное, самую большую головную боль игорному бизнесу доставляют сейчас вопросы по сертификатам и актам первичного контроля на игровые автоматы. Если ранее о них мало кто чего знал, то сейчас и представители метрологического надзора (иные контролирующие органы) и сами предприниматели осознают важность и необходимость указанных документов. Следует пояснить, что сертификат соответствия типу игрового автомата утверждает определенный тип игрового автомата (то есть группу одинаковых по конструкции и техническим показателям игровых автоматов). При этом все игровые автоматы, находящиеся в обладании игорного заведения, должны соответствовать утвержденному типу игровых автоматов. В отличие от сертификата об утверждении типа акт контроля (первичного, периодического внеочередного . в зависимости от ситуации) выдается на каждый конкретный игровой автомат, используемый игорным заведением, и служит доказательством того, что этот игровой автомат прошел испытания на соответствие утвержденному типу игровых автоматов и соответствует всем характеристикам, которые свойственны типу. Отметим, что сертификат об утверждении типа выдает Госстандарт России, в то время как акт контроля может исходить от любого аккредитованного Центра испытания игровых автоматов.
В общем . один автомат . сто бумажек. А проверяют наличие рассматриваемых документов как органы государственной метрологической службы, так и органы милиции в лице УБЭП.
В ситуации, когда проверка исходит от органов метрологической службы, следствием отсутствия сертификата об утверждении типа и актов контроля может стать штраф в размере от 5 000 до 30 000 руб. (ч. 2 и ч.3 ст. 19.19 КоАП РФ).
А если проверяющим выступает орган милиции в лице УБЭП и по итогам проверки сотрудниками УБЭП будет выявлено отсутствие сертификатов об утверждении типа, актов контроля на каждый игровой автомат, то беды игорному заведению не избежать. По мнению сотрудников УБЭП, данное обстоятельство является достаточным основанием для возбуждения против руководства игорного заведения уголовного дела по ст. 171 УК РФ за ведение деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Свою позицию сотрудники милиции объяснят ссылкой на Постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 г. ≤ 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений". Насколько обоснованы такие требования конечно установит суд. Но итогом может стать лишение руководства игорного заведения свободы на срок до 5 лет.

Эпидемиологи
В последнее время очень полюбили игорный бизнес санитары.
К игровым автоматам вообще существуют повышенные требования как к объектам, основанным на работе ПЭВМ. Данные требования закреплены в в санПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Одним из санитарных требований к игровым залам является требование к метражу игрового зала. Несмотря на спорность вопроса о том, что на каждый игровой автомат должны приходиться 6 (4) м.2 площади, такое требование существует. Просто одни организации решают данный вопрос посредством расширения, а иные дожидаются визита медработников (милиции), сопровождающегося замерами, спорами и решаемого посредством "спонсорской помощи" или суда.
А знали ли Вы, что санитарно-эпидемиологические нормы не допускают размещения игорных заведений на первых этажах жилых зданий? А они это знают и в нужный момент узрят нарушение.
Проверяют эпидемиологи и другие, более общие требования, такие как наличие медицинских книжек у работников, санитарное состояние кондиционеров и т. д. В общем, поводов придраться у санитаров предостаточно.

Очень широкий список контролеров
Прийти в гости к игорному заведению вправе любые контрольные органы. Существует множество (именно множество) контролеров, готовых в любой момент постучаться к Вам в дверь. Это и государственный пожарный надзор, и трудовые инспекции, и представители центров квотирования, различного рода комитеты и комиссии, службы защиты прав потребителей, ФСЭНП, УБЭП, милиция. Так, правоохранительные органы проверить могут абсолютно все (только в некоторых случаях самостоятельно, а в некоторых случаях . совместно с другими органами (например, налоговыми).
А в игорном заведении есть, что проверять, начиная с наличия лицензии и соблюдения лицензионных требований и заканчивая содержанием рекламной информации.

Специальный надзор
Страшнее же всех для игорного бизнеса в настоящее время Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ России), которая следит за отмыванием черных доходов на территории Росси и контролирует строгий перечень субъектов.
И организации игорного бизнеса . первые в списке проверяемых. Ведь изначально рассматриваемый вид деятельности у всех ассоциируется с преступными доходами, с черным капиталом.

Осторожно! Финразведка
Не секрет, что в России уже не первый год действует Федеральный закон "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Суть данного закона заключается в возложении на определенных субъектов обязанностей совершать действия по контролю за финансовыми операциями своих клиентов, направленные на придание денежным средствам, полученным незаконным путем, статуса денег, приобретенных из законных источников (например, обмен преступно нажитых денег в кассе казино на фишки и последующий размен фишек на деньги).
Для целей контроля за исполнением обязанностей, предусмотренных законом, в частности со стороны игорных заведений, была создана специальная государственная служба - Федеральная служба по финансовому мониторингу России (ФСФМ России).
Прежде всего, ФСФМ России требует, чтобы каждая организация игорного бизнеса разработала правила внутреннего контроля (внутренний документ, в котором организация сама для себя устанавливает правила выявления "сомнительных сделок", направленных на легализацию мафиозного капитала"), утвердила их в ФСФМ России и там же встала на учет. Необходимо назначить и должное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля (к такому лицу предъявляются особые требования).
А если игорное заведение игнорирует положения закона и требования ФСФМ России, оно автоматически попадает в поле зрения финразведки. Данное обстоятельство влечет за собой проверки, санкции, к числу которых относится привлечение все того же руководства к административной (ст. 15.27 КоАП РФ) или уголовной ответственности (по ст. 171 УК РФ или ст. 174.1 УК РФ, предусматривающих лишение свободы вплоть до 8 лет).
Следует отметить, что достаточно строго относятся финансовые разведчики к исполнению организациями игорного бизнеса обязанностей по идентификации своих клиентов и выгодоприобретателей (тех, кто в конечном итоге получает что-либо имеющее ценность). Вот и приходится игорным заведениям требовать предъявления игроком паспорта каждый раз при входе его в казино или игровой зал (если они конечно решатся на это).

Материал опубликован в журнале "Интерслот" ≤ 2 за 2005 г