САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 10:2925-04-2024
Четверг

 
А.В. Стегно, эксперт "Московского налогового курьера"
Материал предоставлен газетой "Московский налоговый курьер"

Поговорим о рекламе.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.95 ≤ 108-ФЗ "О рекламе" рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
На сегодняшний день довольно сложно найти организацию, которая бы не рекламировала свои товары, работы или услуги. Поэтому вопросы налогообложения операций, связанных с размещением и распространением рекламы, а также с проведением рекламных мероприятий, остаются одними из самых интересных и актуальных.

Налог на добавленную стоимость
Нередко организации в ходе рекламных акций бесплатно распространяют свою сувенирную продукцию. При этом у бухгалтеров этих фирм возникает вполне резонный вопрос: следует ли исчислять налог на добавленную стоимость с суммы реализованных сувениров?

За ответом обратимся к письму УФНС России по г. Москве от 01.03.2005 ≤ 19-11/12349 ("Московский налоговый курьер", 2005, ≤ 10, с. 63. - Примеч. ред.).
Как известно, объектом налогообложения по НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146 НК РФ). А реализацией товаров (работ, услуг) в целях налогообложения НДС в том числе считается передача права собственности на товары и результаты выполненных работ, а также оказание услуг на безвозмездной основе.
Следовательно, товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, являются объектом налогообложения по НДС. Причем суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), которые использовались для изготовления сувениров, безвозмездно передаваемых в рекламных целях, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Кстати, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
А возникает ли объект налогообложения по НДС, если российская организация оказывает рекламные услуги иностранной компании?
В письме УМНС России по г. Москве от 10.12.2004 ≤ 24-11/81560 ("Московский налоговый курьер", 2005, ≤ 7, с. 27. - Примеч. ред.) указано, что если иностранная компания имеет представительство на территории России и рекламные услуги предназначены для использования именно представительством иностранной организации - заказчика, то местом реализации таких услуг признается РФ. В этом случае оказание иностранной компании рекламных услуг облагается НДС в общеустановленном порядке. Причем не имеет значения, является стороной договора на оказание услуг сама иностранная организация или ее российское представительство.

Налог на прибыль
Немало вопросов возникает у налогоплательщиков по поводу того, какие затраты можно включать в расходы на рекламу и в каком порядке признаются рекламные расходы для целей исчисления налога на прибыль.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений, установленных пунктом 4 указанной статьи.
Расходы на рекламу бывают нормируемые и ненормируемые. При этом ненормируемые расходы признаются для целей налогообложения прибыли в полном объеме. Их перечень приведен в пункте 4 статьи 264 НК РФ.
Итак, к ненормируемым расходам на рекламу относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все остальные виды расходов на рекламу, в том числе на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей этих призов во время проведения массовых рекламных кампаний, нормируются. То есть могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Многие торговые организации заключают договоры возмездного оказания услуг, предметом которых является поиск для них покупателей. Такой договор может предусматривать как выплату фиксированного вознаграждения исполнителям независимо от результатов их деятельности, так и выплату процентов от реализации.
В этой ситуации не забывайте, что расходы в виде процентов от реализации, начисленные исполнителю по факту продажи товаров, работ или услуг по договору возмездного оказания услуг, не относятся к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли.
Кроме того, учтите: если результат деятельности исполнителя по указанному договору отрицательный или отсутствует, расходы в виде фиксированного вознаграждения контрагента также не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. А обоснование простое: такие расходы не являются экономически оправданными, и значит, не удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Подобные выводы содержит письмо УМНС России по г. Москве от 13.10.2004 ≤ 26-12/66024 ("Московский налоговый курьер", 2005, ≤ 1-2, с. 71. - Примеч. ред.).

Организациям, занимающимся производством или реализацией спиртных напитков, будут интересны письма УМНС России от 19.11.2004 ≤ 26-12/74944 и от 29.09.2004 ≤ 26-12/62976 ("Московский налоговый курьер", 2005, ≤ 9, с. 45 и ≤ 1-2, с. 68. - Примеч. ред.). В них рассмотрена ситуация, когда фирмы в рекламных целях проводят дегустацию спиртных напитков в магазинах. Так, затраты организации, связанные с проведением подобной рекламной кампании, относятся в целях налогообложения прибыли к расходам на рекламу.
А вот торговые организации, предоставляющие услуги по нанесению на реализуемый товар логотипов организаций-покупателей или подарочных надписей, должны учитывать следующий момент. Если в цену реализуемых покупателям товаров уже включены затраты по нанесению подарочной надписи, то есть товар приобретается с изначально нанесенной надписью, расходы по ее нанесению относятся к материальным расходам. Если же торговая организация оказывает услуги по нанесению логотипов и подарочных надписей на ранее приобретенный покупателем товар, то распределение расходов на прямые и косвенные осуществляется в соответствии со статьями 254 и 318 НК РФ.

Подобная позиция изложена в письме УМНС России по г. Москве от 25.08.2004 ≤ 26-12/55219 ("Московский налоговый курьер", 2005, ≤ 4, с. 33. - Примеч. ред.).

Для справки: логотип представляет собой специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы).

Упрощенная система налогообложения
В пункте 1 статьи 346.16 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, на которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систему с объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, вправе уменьшить налоговую базу по единому налогу.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака или знака обслуживания относятся к расходам в целях исчисления единого налога. Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе учесть в составе расходов указанные расходы на рекламу. При этом необходимо учитывать порядок, установленный статьей 264 Налогового кодекса.
Обратите внимание: сведения о производимых (приобретенных) или реализуемых товарах (работах, услугах), которые организации размещают в собственных изданиях, являются рекламной информацией. Следовательно, затраты на рекламу подобного рода учитываются при исчислении единого налога. Такой вывод делают специалисты столичного управления в письме от 26.10.2004 ≤ 21-09/69398 ("Московский налоговый курьер", 2005, ≤ 1-2, с. 102. - Примеч. ред.).