САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 15:1828-03-2024
Четверг

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право"
Материалы газеты "Учет, налоги, право"

Публикации из газеты "Учет Налоги право" .25, 2005 г

Откуда услуги?
Павел БАРЫШЕВ

Российские банки не должны исчислять НДС при оплате сопутствующих услуг иностранного банка, связанных с предоставлением кредита. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 13.07.05 ≤ 03-04-08/189.
Собственно говоря, при предоставлении иностранным банком межбанковского кредита российскому партнеру важно определить место реализации услуг. Ведь, согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ, объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России.
Местом осуществления деятельности юрлица признается территория РФ в случае фактического присутствия организации в стране на основе государственной регистрации (п. 2 ст. 148 НК РФ). Услуги по предоставлению российскому банку зарубежного кредита оказываются вне России, замечают авторы письма. Соответственно реализация таких услуг не признается объектом обложения НДС.
Что же касается сопутствующих услуг (юридическое сопровождение кредита, расходы на печать и рассылку документов), то Минфин опирается на пункт 3 статьи 148 НК РФ. А там сказано, что местом реализации вспомогательных услуг признается место реализации основных услуг. Таким образом, сопутствующие услуги, связанные с предоставлением кредита иностранным банком, НДС не облагаются.

********************************************************************************************************************************************

Дышите на рынке друг другу в затылки
Оксана ИГОРЕВА

Остепенить нарушителей антимонопольного законодательства поможет новый закон о защите конкуренции на рынке. Об этом заявил на пресс-конференции 12 июля руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. По словам чиновника, таким законом станет проект, принятый Госдумой в первом чтении 8 июля.
Документ принципиально отличается от двух действующих законов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и товарных рынках (соответственно Федеральный закон от 23.06.99 ≤ 117-ФЗ и Закон РСФСР от 22.03.91 ≤ 948-1). Проект направлен на ужесточение антимонопольного законодательства. Это, как подчеркнул Артемьев, необходимо для добросовестной состязательности на рынке. "Реальная конкуренция заключается в том, что все друг другу дышат в затылок. Предприниматель должен понимать, что у него есть конкурент, и не один!" - заявил глава ФАС России.
Прежде всего закон коснется тех организаций, чье положение на рынке может быть признано доминирующим. Причем под это определение по замыслу авторов должны попасть те предприятия, чья доля на рынке определенного товара превышает 50 процентов (сейчас этот порог установлен на уровне 65 процентов). Для борьбы с демпингом несознательных монополистов авторы проекта предлагают дополнить законодательство новой терминологией. Так, вводятся понятия монопольно низкой и высокой цены. И ФАС будет вешать эти "ярлыки" исходя из реалий рынка.
Кроме того, законопроект запрещает компаниям-лидерам сокращать объемы производства, "навязывать контрагенту невыгодные условия договора" и т. д. Проект также налагает табу на соглашения, которые ограничивают конкуренцию. Под это определение попадает, к примеру, ситуация, когда в короткий промежуток времени несколько крупных бизнесменов заявляют о повышении цен на свою продукцию.
По мнению Игоря Юрьевича, новый закон заработает во втором квартале 2006 года. И примерно в эти же сроки будут внесены поправки в КоАП РФ, ужесточающие наказание за нарушение антимонопольного законодательства. "Штрафы будут соизмеримы с ущербом и могут увеличиться примерно в тысячу раз. Тогда предприниматели перестанут смеяться над работой антимонопольного органа", - не без радости сообщил Игорь Артемьев.

**************************************************************************************

Бизнес и власть пришли к концессии
Александр ШАХОВ

Воспользоваться государственным имуществом предприниматели смогут по совершенно новой форме договора. За считанные дни Госдума совершила то, что не сумела сделать за десять лет - приняла законопроект о концессионных соглашениях. Во втором чтении многострадальный документ, внесенный в нижнюю палату парламента в 1995 году, был принят 1 июля, а уже 8 июля - в третьем. Совет Федерации одобрил документ в среду на прошлой неделе.
Речь идет о частном управлении объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по принципу "бери старое - владей, совершенствуй и отдавай новое". От аренды или доверительного управления концессия отличается двумя аспектами. Во-первых, имущество нужно вернуть собственнику в усовершенствованном виде. Во-вторых, срок действия договора концессии законодательно не ограничен. Отметим, что в первоначальном виде проект предлагал установить максимальный срок действия договора 50 лет с последующим продлением еще на 20 лет. Однако ко второму чтению законопроект изменился в лучшую сторону: предприниматели успеют не только "отбить" инвестиции, но и получать доход, работая на реконструированном объекте.
В концессию на конкурсной основе могут передаваться автодороги, аэродромы, объекты жилищно-коммунального хозяйства, гидротехнические сооружения, поликлиники, больницы, школы, музеи, курорты и т. д. Причем проект предполагает равные условия для участия в концессиях для индивидуальных предпринимателей, иностранных и российских организаций. По договору, заключаемому с победителем конкурса, собственником остается государство. Концессионер же получает право пользования и владения этим имуществом без возможности его закладывать. А земельный участок под предметом концессии передается коммерсанту в аренду.
В проекте четко определены обязанности, права и ответственность сторон соглашения. Концессионер, к примеру, должен вести "учет объектов концессионного соглашения на отдельном балансе и производить начисление амортизации этих объектов". Стороны полюбовно могут решить, как расплачиваться за концессию. Так, платой может быть не только твердая сумма, но и доля продукции (доходов), полученных концессионером. Государство к тому же имеет полное право обязать бизнесмена застраховать имущество, передаваемое в концессию. Ведь предприниматель будет отвечать за него, как говорится, головой - нести все риски случайной гибели имущества или нанесения ему повреждений. И если концессионер привлечет к работе третьих лиц, за их действия несет ответственность тоже он.

**************************************************************************************

Мелким не наливать!
Инга ГОЛОВАНОВА

Продукцию на основе этилового спирта должны производить и продавать только крупные предприниматели. Именно это подразумевают два проекта, которые Совет Федерации одобрил 13 июля.
Первый документ меняет закон о госконтроле за оборотом алкогольной продукции (от 22.11.95 ≤ 171-ФЗ). Основные поправки утверждают минимальный размер уставного капитала, позволяющий заниматься продажей и производством горячительных напитков, на уровне 10 млн рублей. А для производителей водки этот минимум составит 50 млн рублей.
Второй проект продолжает курс на выдавливание мелких предпринимателей из оборота спирта. С 1 января 2006 года документ меняет порядок уплаты сборов за выдачу лицензии (Федеральный закон от 08.01.98 ≤ 5-ФЗ). Сейчас за лицензию приходится платить ежегодно в течение срока ее действия. В перспективе же сбор за выдачу разрешений будет взиматься один раз и за него придется сразу выложить кругленькую сумму. Лицензия на производство, хранение и поставки алкогольной продукции (за исключением вина) оценивается в 3 млн рублей.
Судя по свежим заявлениям правительства и президента, этими проектами "алкогольное дело" не ограничится. Скорее всего производители спиртсодержащей продукции будут покупать спирт только у государственных компаний. К осени чиновники собираются подготовить предложения о государственной монополии на производство и оптовый оборот этилового спирта.

**************************************************************************************

Штраф возьмут без суда
Илья ВАСИЛЬЕВ

Идея взыскивать мелкие налоговые штрафы без участия суда на прошлой неделе обрела конкретные очертания. В понедельник 11 июля Президент РФ внес в Госдуму законопроект, который позволит налоговикам взыскивать с организаций штрафы до 50 тыс. рублей по каждому налогу, а с предпринимателей - до 5 тыс. рублей по каждому налогу.
Механизм взыскания выглядит так. Если санкции меньше названных сумм, налоговый орган предлагает налогоплательщику заплатить добровольно, а после истечения срока, указанного в требовании об уплате, взыскивает штраф принудительно. Однако исполнение взыскания может быть приостановлено, если налогоплательщик обжалует решение инспекции в региональном Управлении ФНС России или в арбитражном суде. Причем в случае подачи жалобы в управление организация или предприниматель будут обязаны направить копию жалобы в инспекцию, которая их оштрафовала.
Аналогичная процедура предусмотрена и для взыскания штрафов за неуплату взносов в Пенсионный фонд. Если штраф, наложенный на организацию, меньше 50 тыс. рублей, а на предпринимателя - меньше 5 тыс. рублей, территориальный орган ПФР предлагает страхователю заплатить штраф добровольно и при отказе применяет принудительное взыскание. Соответственно при обжаловании решения взыскание приостанавливается.

**************************************************************************************

Комментарии

ФСС о "несчастном" страховании

А.В. Илюшечкин, эксперт "УНП"

Письмо ФСС России от 27.06.05 ≤ 02-18/06-5674
"Обзор вопросов по применению Федерального закона от 24.07.98 ≤ 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"" (опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 25, 2005)
Фонд социального страхования в письме от 27.06.05 ≤ 02-18/06-5674 собрал ответы на наиболее часто возникающие вопросы, связанные со страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Мы остановимся на двух из них, на наш взгляд, наиболее важных для организаций.

Руководитель не хуже других
Первый вопрос связан со страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний руководителя организации, являющегося одновременно ее единственным учредителем. Нужно ли с его заработной платы начислять взносы?
Для ответа на этот вопрос специалисты ФСС России предлагают обратиться к статье 5 Федерального закона от 24.07.98 ≤ 125-ФЗ. Именно в ней содержится перечень лиц, подлежащих обязательному страхованию. Во-первых, это физические лица, заключившие трудовой договор с организацией. Во-вторых, это граждане, работающие по гражданско-правовому договору. За них также нужно платить страховые взносы, если такая обязанность работодателя предусмотрена в договоре.
Поэтому нужно определить, попадает ли под эти категории тот самый единовластный руководитель организации. Иными словами, заключается ли с ним трудовой или гражданско-правовой договор? Авторы письма считают, что нет. По статье 273 ТК РФ руководителем организации может быть физическое лицо, которое на основании закона или учредительных документов осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. В этом случае трудовой договор с ним заключается на срок, установленный учредительными документами организации или по соглашению сторон (ст. 275 ТК РФ). А когда руководитель является единственным учредителем, положения главы 43 ТК РФ, в которой установлены особенности регулирования труда руководителя организации, для него не действуют (ст. 273 ТК РФ). Отсюда специалисты фонда делают вывод, что такой случай Трудовым кодексом не регулируется. Следовательно, трудовой договор с руководителем организации, являющимся ее учредителем, заключать не надо. Гражданско-правовой договор с ним также не заключается. Значит, взносы тоже платить не надо.
Но, по нашему мнению, приведенные выше нормы вовсе не означают, что не нужно заключать трудовой договор с таким руководителем и платить страховые взносы. Если особенности регулирования труда для руководителя не действуют, трудовой договор с ним заключается по общим правилам. Иначе у организации не будет никаких оснований для того, чтобы платить ему зарплату и учитывать ее в составе расходов. Поэтому страховые взносы за руководителя, который является еще и единственным учредителем, придется платить.

Отпуск нужно посчитать
Следующий вопрос, на котором мы остановимся, связан с определением размера ежемесячной страховой выплаты, когда работник получил травму на производстве. По пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.98 ≤ 125-ФЗ такая выплата рассчитывается на основе среднемесячного заработка сотрудника с учетом степени утраты им трудоспособности. А в пункте 3 этой же статьи установлен порядок расчета среднемесячного заработка. Для этого нужно сложить все выплаты работнику за 12 месяцев до момента наступления несчастного случая на производстве или установления диагноза профзаболевания и разделить полученную сумму на 12.
Как видите, такая формулировка довольно расплывчата. Поэтому возникает вопрос о включении времени отпуска и суммы отпускных в расчетный период для исчисления средней зарплаты.
Специалисты Фонда социального страхования считают, что время, когда работник находился на отдыхе, и выплаты за этот период не учитываются при расчете среднего заработка. Такой вывод они делают из статьи 114 ТК РФ. В ней сказано, что на время отпуска за сотрудником сохраняется средний заработок и место работы. По мнению авторов письма, из этого следует, что период отпуска не является тем временем, когда застрахованный фактически работал. А раз так, то такое время и все начисления за него в расчетный период не входят.
Однако, на наш взгляд, с такой позицией можно не согласиться. И для этого есть веские аргументы. Дело в том, что порядок расчета среднего заработка для определения ежемесячной страховой выплаты четко прописан в пункте 2 статьи 12 Федерального закона ≤ 125-ФЗ. В расчет включаются все выплаты, на которые начисляются страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. А на отпускные такие взносы начисляются.
Чтобы понять, на какие выплаты взносы начисляются, нужно обратиться к Правилам начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 ≤ 184. Пункт 4 Правил дает ссылку на Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России (постановление Правительства РФ от 07.07.99 ≤ 765). В этом Перечне отпускные не указаны. Следовательно, ежемесячная страховая выплата определяется на основании среднего заработка с учетом времени отпуска и начисленных отпускных.