САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:5429-03-2024
Пятница

 
Светлана БАЙКАЛОВА
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер"

Когда переполнены чаши бухгалтерских весов

Многие московские бухгалтеры считают, что их профессия, не связанная ни с каким физическим трудом, тяжела морально. Часто на фирмах существует атмосфера скрытого или явного противостояния бухгалтерии и других подразделений предприятия. Учетные специалисты сетуют на то, что работники фирмы воспринимают их требования "в штыки", а бухгалтерия как будто бы отгорожена от всего остального коллектива. Такая ситуация казалась мне неразрешимой. До тех пор, пока однажды на семинаре для кадровых работников я не услышала точно такой же крик души, раздавшийся по другую сторону "баррикад".

"А возможно ли вообще как-то мотивировать бухгалтеров?!" К вопросу, драматично прозвучавшему из уст молоденькой HR-менеджера (специалиста по кадрам), неожиданно присоединились почти все присутствовавшие на том семинаре коллеги. Причем вопросы посыпались на волне явного негатива. Ведь для большинства HR-менеджеров бухгалтерия - это самое трудное подразделение фирмы. Даже на уровне руководителей кадровых служб все еще существует негласное предположение, что "эти бухгалтеры, если что, и зарплату могут задержать". Что уж говорить об отделах продаж, отдельные специалисты которых просто долгом своим считают огрызнуться с бухгалтером в ответ на его требование получить от клиента определенный документ.
По велению сердца
Ситуацию противостояния бухгалтеров и "всего остального мира" бизнес-тренер Павел Пискарев прокомментировал своеобразно: "Бухгалтеры - это именно те работники, которые могут создать теплую, открытую атмосферу на предприятии!" Дело в том, что везде, в любой фирме работают обычные люди, а значит, для них жизненно важен дух доверия и сотрудничества. С последним утверждением трудно не согласиться. Но почему же тогда на фирмах, из которых дух доверия и сотрудничества уже давно и безвозвратно исчез (а таких немало), так непросто бывает создать его вновь? Да и у штатных зачинателей "духовных" преобразований - кадровых менеджеров - руки, как правило, опускаются довольно быстро. Все дело в том, что когда с такой инициативой выступает HR-менеджер, сказал г-н Пискарев, то понятно, что это идет не от сердца, а по служебной необходимости. Вот почему такие усилия приносят мало пользы.
Романтика какая-то, подумалось мне. А уж она сейчас совсем ни к чему простым счетным труженикам "капиталистического труда" московских фирм. Но такой необычный комментарий ситуации меня впечатлил и вызвал новые вопросы. За ответами предстояло пойти на тренинг с интригующим названием "Дзэн-Ресурс 100%", о ведущем которого - Павле Пискареве - я знала только то, что он уже более десяти лет занимался восточными духовными практиками. Однако все мои ожидания и предположения обернулись целой чередой неожиданностей. И начались они с самых первых слов, которыми ведущий открыл тренинг: "Здравствуйте! Меня зовут Бо".
Мобильные телефоны просьба не выключать
Причем следующие слова Бо еще сильнее озадачили пришедших на тренинг руководителей и специалистов московских фирм. "А знаете что, - сказал он, - мы можем провести весь сегодняшний день так. Сейчас замолкаем и до вечера занимаемся в полном молчании. Это будет отличный тренинг дзэн! Хотите?"
Полное молчание тут же накрыло собравшихся в зале участников. Они недоуменно посмотрели друг на друга, потом на мой работающий диктофон и... дружно рассмеялись. Все-таки современные деловые люди едва ли способны учиться, усваивать новую информацию иначе чем через объяснение и толкование. Поэтому Бо охотно согласился работать с участниками более привычным для них способом.
Но прежде чем начать урок, учитель сделал еще одно необычное объявление. Он разрешил собравшимся свободно пользоваться мобильными телефонами, правда, так, чтобы не мешать другим людям. Древняя формула "здесь и сейчас" - это суть практики дзэн, которая вовсе не требует от деловых людей быть отрезанными от повседневных дел, пояснил Бо. Можно сказать, что дзэн - это очень социальная духовная практика.
Пользуясь такой необычной для тренинга свободой, некоторые участники поначалу активно отвечали на телефонные вызовы. Но потом звонки почему-то сами собой прекратились, и включенные мобильники больше никого не отвлекали.
Это удивительное занятие состояло из последовательных динамических, то есть двигательных медитаций. И после очередной из них Бо беседовал с каждым участником тренинга. Один из них, Константин, сравнил свои ощущения с теми, что возникают после нескольких часов, проведенных на дискотеке. Однако с той разницей, что на тренинге человеку не нужно демонстрировать себя другим. Здесь он просто встречается с самим собой.
Другая участница, Ольга, поделилась ощущениями, которые были у нее во время медитации. У нее возникало огромное множество мелких мыслей, переживаний, а потом из этого как бы "выпадало" что-то одно, крупное. Например, "с детьми надо больше быть" - большая мысль. Однако это лишь мысли, заметил Бо. Эмоции и чувства "поймать" труднее.
Не слишком напрягайте себя дисциплиной
Эмоцию, которая возникает "здесь и сейчас", современный человек, как правило, не осознает. Часто он проявляет свои эмоции только тогда, когда они уже вырываются наружу: неожиданный приступ гнева, мокрая от слез подушка... Причем человеку бывает трудно даже просто понять свои чувства. "Мне плохо" - это все, что у него получается в такие моменты.
А между тем ежесекундно у каждого человека есть какая-то эмоция, объяснил Бо. Но современный западный, в том числе российский, человек, к несчастью, не умеет их осознавать. Просто это не стало частью культуры нашего социума, которому, можно сказать, вообще нет никакого дела до человеческих чувств. Обществу нужно, чтобы люди четко выполняли в нем свои функции. И вот человек становится словно бы "упакованным" в свои обязанности, должностные инструкции, ответственность. Тем не менее существуем-то мы только лишь благодаря нашим постоянным эмоциональным переживаниям, сказал Бо. Именно поэтому и в больших, и в малых компаниях просто необходима теплая атмосфера доверия и сотрудничества.
И еще один момент, особенно касающийся бухгалтеров. Работа рядового счетного работника довольно рутинна и однообразна. А монотонный труд - это стрессовая ситуация, и современные психологи с этим согласны. Поэтому естественно, что у человека возникает сопротивление к ситуации, вызывающей стресс. Оно проявляется очень просто - это вновь и вновь повторяющиеся ошибки работника, на что часто жалуются многие главные бухгалтеры. И практика дзэн в этом случае - отличный способ внести свежесть в повседневную рутину однообразных действий, считает Бо. А опыт "дзэнских" стран, в которых достигают высокой производительности труда, - хорошее тому подтверждение.
"Тотальная" ответственность
Но самой необычной, парадоксальной оказалась для участников тренинга информация, которую ведущий в то же время выделил как самую важную. Абсолютно все, что происходит с человеком на работе или в личной жизни, есть исполнение его собственных желаний, объяснил Бо. Просто свои желания, как и эмоции, многие люди не умеют осознавать и поэтому воспринимают свершившийся в их жизни факт как стечение обстоятельств. На самом же деле каждый человек полностью ответствен за все то, что с ним происходит. Услышав это, многие участники тренинга недоумевали. Некоторые отказывались верить.
К ситуации противостояния и конфликтов между бухгалтерами и работниками других отделов фирмы тоже нужно подходить с этой точки зрения, считает Бо. Руководитель, главный бухгалтер или другой сотрудник, которого не устраивает такое положение дел, должен прежде всего спросить себя: "А действительно ли я хочу, чтобы было по-другому?" Не поставив такой вопрос и не получив на него правдивый ответ, невозможно сдвинуться с мертвой точки.
"Что ж получается? Например, бухгалтер случайно допустил серьезную ошибку в учете, не заметил ее, а потом пришел контролер и выставил фирме огромный штраф. В результате бухгалтер на грани позорного увольнения и нервного срыва. Это что - его собственное желание?" - спросила я. "Да, - последовал ответ Бо. - Это именно его желание".
- А меня с работы уволили...
- А меня партнер обокрал...
- А от меня муж ушел...
- Мы что, сами этого хотели?
- Получается, что хотели, - спокойно ответил Бо.
- Но это же не так!
- А как?
- ...
Сознание вечно, как и... бухгалтерский учет
Прощаясь, Бо сложил руки в почтительном жесте так, как это принято на Востоке, и теплым взглядом проводил каждого "ученика".
Прежние мои вопросы уступили место ответам, однако за ними тотчас последовали вопросы новые. Но, к счастью, бизнес-тренер Павел Пискарев был открыт для сотрудничества и предложил поддержку в будущем всем участникам тренинга. А у меня на волне впечатлений родилась забавная ассоциация.
Древний символ бухгалтерской профессии - уравновешенные весы. Какому бухгалтеру не знакомо это приятное замирание сердца, когда баланс наконец сведен! Костяшки ли старых счетов или быстрота "1С" были тому подмогой - неважно: чаши весов уравновесились.
А на Востоке чаша - это еще и символ человеческой личности, ее духовной составляющей. Поэтому про бухгалтера можно сказать, что свои весы он также носит и внутри себя. И только ли к равновесию следует стремиться современному счетному работнику? Чаша, полная до краев, - это сознание, отягощенное устаревшими взглядами и убеждениями. Поэтому, чтобы развиваться и двигаться вперед, бухгалтеру, как и любому ключевому специалисту на предприятии, необходимо время от времени пересматривать свои старые взгляды и обращаться к новым источникам знаний.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компанию "Тренинг-Бутик" (www.tboutique.ru) - организатора семинаров и тренингов по управлению бизнесом.

Справочно
Что такое дзэн
Корни учения дзэн были заложены в Китае Бодхидхармой, который в VI веке пришел в эти земли из Индии. Затем, в XII столетии, философия дзэн проникла в Японию. О дзэн говорят так: "Это особое учение без священных текстов. Оно вне слов и букв, но объясняет саму сущность человеческого разума, проникая прямо в его природу".
Дзэн - это в большей степени духовная практика и опыт, чем религия. Его еще называют внутренним искусством жителей Востока.

Кстати
Притча дзэн
К мастеру дзэн пришел университетский профессор, захотевший узнать, что такое дзэн. Мастер пригласил его отведать чаю. Когда он наливал напиток гостю, чашка наполнилась доверху, но Мастер продолжал наливать. Профессор, следивший за тем, как жидкость потекла через край, наконец, не выдержал: "Но чашка же переполнена. Больше не входит!"
"Так же как эта чашка, - ответил Мастер, - вы полны ваших собственных взглядов и убеждений. Как же я смогу показать вам дзэн, если вы сначала не опустошите вашу чашу?"