САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 00:5526-04-2024
Пятница

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты".
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 21.07.05

Зарубежный счет открываем с соблюдением нового порядка

Т. Н. Семизорова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

С 19 июня текущего года начался третий этап вступления в силу Закона от 10 декабря 2003 г. ≤ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Начал действовать новый порядок открытия и использования счетов в зарубежных банках резидентами, организациями и предпринимателями.

Главный тезис нормативных изменений . российским предприятиям и частным предпринимателям без ограничений разрешено открывать банковские счета за рубежом. Однако применять новые нормы необходимо с некоторыми оговорками. Детально о данной ситуации рассказал начальник Управления валютного контроля и сопровождения документарных операций С. Л. Федотов. Его статья опубликована в журнале "Нормативные акты для бухгалтера".

Старые правила
Банк России, являясь органом валютного регулирования, постоянно держал в сфере своего контроля вопросы порядка открытия и использования счетов за рубежом. Так, с 1992 года резиденты могли иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации (часть 2 ст. 5 Закона от 9 октября 1992 г. ≤ 3615-1). На практике открытие счетов допускалось на основании индивидуальных разрешений Банка России. Как правило, разрешение выдавалось на право открытия двух счетов. Первый . для целей обслуживания зарубежных филиалов и представительств, в СКВ и в валюте страны, где открывался счет. Второй . в ограниченно конвертируемой валюте . для расчетов по договорам международного строительного подряда. При этом Банк России контролировал соблюдение условий выданных разрешений, анализируя отчеты российских предприятий о движении по указанным счетам.
С июля 2001 года резидентам разрешено было иметь в зарубежных банках счета в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой. Использовать их можно было для расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенным с субподрядчиками, выполняющими отдельные виды работ (услуг), расчетов, связанных с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров товаров, и расчетов с командированными специалистами. При этом резиденты обязаны были уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии указанных счетов на основании договоров и ежемесячно отчитываться перед налоговой службой о движении денежных средств на этих счетах с приложением банковских выписок по ним (п. 2 ст. 1 Закона от 31 мая 2001 г. ≤ 72-ФЗ).
В октябре 2002 года Банк России принял два очень важных документа: положения от 16 октября 2002 г. ≤ 200-П и ≤ 201-П. И хотя открытие счета в СКВ для расчетов по договорам международного строительного подряда по-прежнему возможно было лишь после получения индивидуального разрешения Банка России, все вопросы, связанные с открытием и использованием счетов за рубежом, стали четко регламентированными. В частности, отчет о движении средств по счетам за рубежом предприятия должны были представлять в налоговую инспекцию и территориальное учреждение Банка России по строго определенной форме.

Новый порядок
С 19 июня 2005 года организации и предприниматели вправе открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Перечень таких государств приведен в приложении 1 к инструкции Банка России от 29 августа 2001 г. ≤ 100-И. При открытии или закрытии валютных счетов необходимо уведомить инспекцию не позднее одного месяца со дня заключения договора об открытии счета (вклада).
Открывать счета в банках государств, не входящих в ОЭСР/ФАТФ, а также счета в рублях в любых банках за рубежом допускается только после предварительной регистрации открываемого счета (счетов) в налоговой службе по месту своего учета в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (Указание ЦБ РФ от 4 мая 2005 г. ≤ 1574-У). Однако на данный момент этот порядок еще не утвержден.

Операции по счетам за рубежом
С 19 июня 2005 г. организации и предприниматели могут переводить на свои счета (во вклады) в банках за пределами страны средства со своих счетов (вкладов) в российском банке или за рубежом. Однако Указанием Банка России от 6 мая 2005 г. ≤ 1577-У установлена экономическая мера (валютное ограничение) в виде предварительного резервирования 25 процентов суммы предполагаемого перевода на срок 15 календарных дней до дня перевода. Требование о резервировании не применяется при осуществлении юридическим лицом - резидентом перевода средств на свой счет за рубежом со своего счета (вклада) в Банке для выполнения функций представительства подразделением фирмы, не являющимся юридическим лицом и расположенным вне места нахождения фирмы-резидента за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с требованием Закона ≤ 173-ФЗ банк примет заявление фирмы на перевод средств на свои счета (во вклады) за рубежом только если сотруднику банка будет предъявлено уведомление об открытии счета (вклада) с отметкой налоговой инспекции по месту учета организации. Это не является обязательным только при переводах, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия счетов (вкладов) за рубежом. Если счет (вклад) открыт в банке государства, не входящего в ОЭСР/ФАТФ, то, как это отмечалось ранее, вам необходимо предъявить сотруднику банка при первом переводе также и регистрационный документ.
На зарубежные счета организации и предприниматели могут также зачислять средства в случаях, установленных пунктами 1.3 части 2 статьи 19 Закона ≤ 173-ФЗ. Однако в таких случаях, чтобы не нарушить валютное законодательство, желательно консультироваться со специалистами банка, так как учет валютных операций и информационный обмен с банком несколько иной, чем обычно. В частности, для оформления "Ведомости банковского контроля" требуется заполнение и представление в банк справки о расчетах через зарубежные счета. Также существуют особенности составления Паспорта сделки, а в некоторых случаях требуется оформление данного документа в территориальном учреждении Банка России.
Вы можете без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета за рубежом, кроме валютных операций между резидентами.

О рублевых счетах за рубежом
Банк России наконец-то рассмотрел вопрос о счетах, открываемых за рубежом в рублях. Это в первую очередь относится к территории стран СНГ, где рубль является более сильной валютой, чем национальная, и поэтому есть интерес к расчетам в российских рублях. В этих странах многие российские предприятия имеют филиалы и представительства. Как построить расчеты, чтобы филиал имел возможность проводить расчеты в рублях. До 19 июня 2005 года вопрос оставался неурегулированным, так как действовавшая до этого момента часть 2 статьи 5 Закона от 9 октября 1992 г. ≤ 3615-1 гласила об открытии счетов за рубежом только в иностранной валюте. Все операции, проведение которых прямо не разрешено законом или актами органов валютного регулирования, проводились только на основании индивидуального разрешения Банка России. Однако в тексте актов Банка России, регламентировавших процесс получения разрешений, нет ни слова о счетах за рубежом в рублях. Теперь для открытия счета в рублях необходима будет его предварительная регистрация в инспекции в соответствии с Указанием Банка России ≤ 1574-У. При переводе средств на рублевый счет за рубеж для выполнения функций представительства в соответствии с пунктом 2 Указания Банка России от 6 мая 2005 г. ≤ 1577-У требование о резервировании не применяется.

Отчеты перед налоговыми инспекциями
Резиденты, за исключением физических лиц, представляют в инспекцию отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. Порядок данной процедуры устанавливается правительством по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, но на данный момент он еще не разработан.
Следует отметить, что с 1 января 2007 года это четвертый . и последний . этап вступления в силу закона) будет отменено требование о предварительной регистрации счета, открываемого в банках государств, не входящих в ОЭСР/ФАТФ, а также счета в рублях в любых банках за рубежом. Также будет отменен и вводимый сейчас порядок использования счетов за рубежом, включая требование о резервировании и обязанность предъявления банку уведомления налогового органа (часть 3 ст. 26 Закона от 10 декабря 2003 г. ≤ 173-ФЗ). А вот сама обязанность уведомления налоговиков об открытии (закрытии) счета (вклада) за рубежом сохранится, причем независимо от того, в банке какой страны открыт этот счет.

*********************************************************************************

Платить за инвалидов фирмам больше не нужно
М. И. Кулькова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Резервирование рабочих мест для инвалидов, оплата пресловутой "компенсационной стоимости рабочих мест", сдача отчетности... Все это долгое время было для фирм дополнительной головной болью и вызывало массу споров. В этом году ситуация немного прояснилась. Об изменениях рассказали эксперты журнала "Расчет".

Понятие "квотирование" впервые появилось в Законе от 19 января 1991 г. ≤ 1032-1 "О занятости населения". Однако более подробно законодатели расшифровали его в Законе от 24 ноября 1995 г. ≤ 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее . Закон ≤ 181-ФЗ). С тех пор этот документ неоднократно претерпевал изменения. Последнее из них чиновники внесли в конце 2004 года. Несмотря на то, что с тех пор прошло достаточно времени, проблемы с применением квотирования в 2005 году не утряслись до сих пор. Итак, каковы правила работы с инвалидами на сегодняшний день?
Компании, в которых работает более 100 человек, должны быть готовы принять на работают нескольких инвалидов. Заметим, что раньше под эту "повинность" попадало больше фирм. В 2004 году для этого было достаточно, чтобы на предприятии числилось более 30 человек.
Количество мест, которое фирма должна "зарезервировать" для инвалидов, в каждом регионе разное. Размер квоты региональные власти устанавливают отдельными нормативными актами. Однако делают они это в пределах лимита. Как и раньше, он составляет не менее двух и не более четырех процентов от среднесписочной численности работников.
Понятие "квотирование" подразумевает, что работодатель обязан "создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов" (п. 1 ст. 24 Закона "О социальной защите инвалидов"). Это не значит, что фирма должна самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов и принимать их на работу. Как правило, с просьбой трудоустроить инвалида в компании обращаются общественные организации или местные власти, в обязанности которых входит забота о людях с ограниченными возможностями. Если "квотируемые" рабочие места на фирме не заняты, отказать инвалиду в приеме на работу нельзя.

Компенсация ищет лазейки
В жизни часто случается так: компания готова устроить на работу нужное количество инвалидов, однако ни они, ни их попечители на предприятие не обращаются. Раньше в таких случаях нужно было ежемесячно уплачивать в бюджет обязательную "пошлину" за каждого нетрудоустроенного инвалида.
Суть этого платежа долгое время оставалась для всех загадкой. Чиновники объясняли ее так. Обязательная плата . это компенсационная стоимость рабочего места инвалида. Фирмы, которые не выполняют квоту, должны перечислять ее в бюджет чтобы государство могло самостоятельно создать рабочие места для инвалидов.
У юристов было другое мнение. Некоторые из них вообще считали обязательную плату незаконной. Ведь ни в Налоговом кодексе, ни в действующем раньше Законе "О налоговой системе" такой платеж предусмотрен не был.
Налоговые инспекторы трактовали обязательную плату по-своему. Так, УМНС по г. Москве утверждало, что она является не чем иным, как "санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования" (письмо от 27 апреля 2002 г. ≤ 26-12/20483).
С 1 января 2005 года все споры остались позади. Дело в том, что требования перечислять обязательную плату при невыполнении квоты в последней редакции Закона ≤ 181-ФЗ больше нет. Соответственно, платить в бюджет за нетрудоустроенных инвалидов теперь не нужно. Этот факт нам подтвердила Наталья Яковлева, советник аппарата Комитета по социальной политике Совета Федерации:
"Действительно, часть статьи 21 Закона "О социальной защите инвалидов" с этого года утратила силу, . пояснила она. Поэтому фирмы, которые не выполняют квоту, больше не должны перечислять в бюджет компенсационную стоимость рабочих мест".
Большинство регионов уже привели свои нормативные акты о квотировании в соответствие с этим изменением. Некоторые сделали это в конце прошлого года (Москва и Подмосковье, Владимирская область, Астраханская область и др.) а некоторые . только в начале этого (Республика Мордовия, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.). Но обратите внимание: даже если в вашем региональном законе условие об обязательной плате еще присутствует, перечислять ее с 1 января 2005 года не нужно. Ведь региональное законодательство не может противоречить федеральным законам.
Казалось бы, теперь все стало понятно и вопросы о необходимости обязательной платы должны отпасть. Но не тут-то было. Например, власти Москвы подкинули столичным фирмам еще одну головоломку. Дело в том, что в новом Законе г. Москвы от 22 декабря 2004 г. ≤ 90 "О квотировании рабочих мест" взамен отмененного требования об обязательной плате появилась новая интересная формулировка: "выполнением квоты. (наряду с трудоустройством работника) считается ежемесячная уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места". Установлена и сумма платежа . в размере прожиточного минимума. Заметим, что сумма обязательной платы, которую фирмы должны были перечислять до 2005 года, была установлена в том же размере. Что бы это значило? По-видимому, московские власти не устраивает отмена обязательной платы. Поэтому они попытались оставить ее в законе "под другим соусом". Однако есть ли у них на это законные основания?
"Возможность уплатить компенсационную стоимость рабочего места вместо того, чтобы принять на работу инвалида, Законом "О социальной защите инвалидов" не предусмотрена", . комментирует юрист Геннадий Велехов. . Поэтому выполнять дополнительные требования московского закона фирмы не обязаны". К тому же делать это не имеет смысла еще и потому, что никакой ответственности за невыполнение квоты (и уж тем более за неуплату несуществующей больше компенсационной стоимости) в законодательстве не предусмотрено.

Не прогоняйте инвалида
Единственный повод для санкций за нарушение "инвалидного" законодательства . это отказ в трудоустройстве инвалида. За такой поступок руководителя фирмы могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 рублей (ст. 5.42 КоАП).
Ситуация, в которой это может произойти, будет выглядеть примерно так. Допустим, служба занятости выдала состоящему у нее на учете инвалиду направление на трудоустройство в вашу фирму. Однако когда он пришел в организацию, вы его не трудоустроили. В этом случае в бланке направления придется сделать отметку. В ней вы укажете день явки инвалида и причину отказа (ст. 25 Закона "О занятости населения").
"Отмеченное" направление будет служить доказательством того, что вы не соблюдаете закон. За это вас вполне могут оштрафовать. Протокол за это нарушение составляет инспекция по труду (п. 1 ст. 23.1 КоАП). Однако окончательное решение о том, "достойны ли вы наказания", будет принимать суд ( подп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП).
Заметим, что в регионах могут быть установлены и другие меры ответственности за нарушение условий квотирования. Например, московские фирмы, которые не выполняют отказываются создавать или выделять рабочие места для инвалидов рискуют "нарваться" на штраф в сумме 50 000 рублей, а руководители этих фирм могут потерять 5 000 тысяч рублей (Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест").

Кому сдавать отчеты по квотированию
Теперь перейдем к вопросам отчетности. В Законе "О занятости населения" по этому поводу сказано, что фирмы должны ежемесячно отчитываться перед учреждениями занятости "о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов" (п. 3 ст. 25 Закона "О занятости населения"). Никаких пояснений о том, на каких бланках нужно составлять отчеты и какие именно сведения в них указывать, в законе нет. Поэтому большинство фирм сдает отчеты по квотированию по тем правилам, которые установлены в региональном законодательстве. А они в каждом регионе абсолютно разные. Например, в Москве территориальные отделы Центра квотирования хотят видеть информацию о выполнении предприятиями квоты не ежемесячно, а ежеквартально. Составлять отчет нужно на специальном бланке.
В Алтайском крае фирмам приходится сдавать целых три бумажки:
. о среднесписочной численности работников . на начало каждого календарного года;
. о выполнении фирмой квоты . ежемесячно;
. о движении квотируемых рабочих мест . не позднее трех дней после того как на фирме появилось вакантное место для инвалида или когда такое ликвидировали.
А что будет, если фирма не отчитывается по квотированию? Ответственности за это ни в Законе "О социальной защите инвалидов", ни в Законе "О занятости населения" не предусмотрено. Подходящая статья для этого проступка есть только в Кодексе об административных правонарушениях, . это статья 19.7. В соответствии с ней фирму и ее руководителя могут оштрафовать за то, что они не предоставили государству сведения, предусмотренные законом. Сумма штрафа для фирмы . от 3000 тысяч до 5000 тысяч рублей, для руководителя . от 300 до 500 рублей. Протоколы за нарушение по статье 19.7 КоАП теоретически должна составлять милиция, а выносить окончательное решение о штрафе обязаны судьи (подп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП). Однако на практике шанс встретить милиционера, проверяющего отчетность по квотированию, равна нулю.