САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:3005-12-2021
Воскресенье

 
Т. А. Васильева
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Нотариальные расходы учитываем правильно

Фирмам нередко приходится прибегать к услугам нотариуса. Однако налоговый учет затрат на такую услугу имеет ряд проблем. Большинство бухгалтеров находят способы их преодолеть. О вариантах решения рассказали эксперты журнала "Практическая бухгалтерия".

Если превышены тарифы
Расходы на оплату услуг нотариусов уменьшают налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК). Но не в полной сумме, а только в пределах установленных тарифов. Их значения найти несложно. Размер государственной пошлины за обязательное нотариальное оформление установлен статьей 333.24 Налогового кодекса. Причем ее обязаны придерживаться как государственные, так и частные нотариусы. Если же обязательная нотариальная форма по закону не требуется, вы можете по собственной инициативе заверить какой-либо документ или подпись. Для этого случая с 1 января 2005 года также установлены четкие расценки. С ними можно ознакомиться в статье 22.1 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. ≤ 4462-1.
Однако ни для кого не секрет, что большинство нотариусов берет плату выше государственных ставок. На каком основании это делается и как оформлятся? На самом деле в стоимость работ нотариусы включают якобы оказанные юридические или технические услуги. Причем они имеют на это полное право. В статье 23 Основ законодательства о нотариате сказано: "Источником финансирования деятельности нотариуса... являются денежные средства, полученные им за... оказание услуг правового и технического характера". Этим стоит воспользоваться и вам, их клиентам, чтобы отнести всю сумму "нотариальных" затрат в состав налоговых расходов.
Статья 264 Налогового кодекса в состав прочих расходов разрешает включать затраты на юридические, информационные и консультационные услуги. Таким образом, сверхлимитные суммы можно провести как расходы, скажем, на юридическую консультацию. И все, что надо сделать . сказать нотариусу, чтобы в выдаваемой справке стоимость своих услуг он разбил на две составляющие: плату за нотариальное заверение согласно установленным тарифам и плату за информационные услуги (либо за выполнение технической работы).

"Самодельная" справка тоже документ
Главой 25 Налогового кодекса установлен единый принцип признания расходов: затраты должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны.
Подтвердить нотариальные затраты документами не представит большого труда. Здесь вам будет достаточно справки от нотариуса с указанием перечня оказанных услуг и их стоимости (письмо Минфина России от 24 октября 2003 г. ≤ 16-00-24/45). Справка не имеет унифицированной формы, и каждый нотариус разрабатывает ее самостоятельно. Однако проследите, чтобы она содержала все обязательные реквизиты для первичных документов, приведенные в Законе о бухучете, и стоимость услуг. Чтобы доказать факт оплаты в наличной форме, кассовый чек или бланк строгой отчетности не потребуются. Ведь нотариусы не подпадают под Закон о применении ККТ. Об этом сказано в письме МНС России от 14 апреля 2004 г. ≤ 33-0-11/285.
Проблему экономической обоснованности расходов надо рассматривать с такой позиции. В статье 264 Налогового кодекса нет условия о том, что нотариальное оформление должно носить обязательный характер. Иными словами, в затраты можно включить оплату услуг нотариуса, даже если организация заверяет документы добровольно. Однако инспекторы не всегда соглашаются с такой позицией. В ответ вы можете сослаться на то, что заверенные копии документов необходимы фирме в случае возникновения споров с партнерами по бизнесу или государственными службами.

Форма ≤2-НДФЛ: сдавать или не сдавать?
У фирм, которые прибегают к услугам нотариусов появляется еще одна забота. Инспекторы требуют, чтобы до 1 апреля организация подавала сведения о выплатах нотариусу по форме ≤ 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК). Иначе ее ждет штраф по статье 126 Налогового кодекса. Но аргумент против инспекции у вас есть. Дело в том, что по статусу нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям, а не к физическим лицам. На это прямо указано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса. То есть вносят налог на доходы и сдают отчетность нотариусы самостоятельно.
Но знайте: этот довод дотошный инспектор может опровергнуть другим. Так, пункт 2 статьи 230 Налогового кодекса гласит: ".не предоставляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям. если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей. и постановку на учет в налоговых органах". Иначе говоря, если предприниматель не представил вам свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, придется на него заполнять форму ≤ 2-НДФЛ. Но вся проблема в том, что нотариусы не подлежат госрегистрации в качестве ПБОЮЛ. Поэтому, следуя приведенной цитате, подавать сведения на нотариусов бухгалтер должен в любом случае. Разумеется, это делают далеко не все. В основном фирмы предпочитают использовать аргумент, который мы изложили выше.

"Нотариальный" НДС
Одно из последних веяний нотариальной деятельности . то, что нотариусы начали в стоимость своих услуг включать НДС. При этом они поясняют: налог не берется за действия, перечисленные в главе 25.3 Налогового кодекса "Государственная пошлина" (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК). Остальные же действия налогом должны облагаться в обычном порядке. А поскольку, как мы уже отметили, статус нотариусов совпадает со статусом индивидуального предпринимателя, налог надо исчислить.
Если фирма заплатила НДС в составе платы, она, само собой, захочет поставить его к вычету. Тут возникает "небольшая" сложность: никаких счетов-фактур от нотариусов получить невозможно. Что ж, особо смелым бухгалтерам придется делать вычет НДС на основании справок, в которых сумма налога должна быть выделена отдельно. А остальным можно порекомендовать относить всю сумму затрат (с НДС) на расходы. Ведь зачесть НДС не получится и по другой причине. Нотариуса нельзя отнести к плательщикам НДС. Как сказано в статье 1 Основ законодательства о нотариате, ".нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует целей извлечения прибыли". Соответственно никакой добавленной стоимости не может быть в принципе.