САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 11:5825-04-2024
Четверг

 
Журнал "Спутник главбуха"
Издательский дом "Главбух"

Аудиту тоже нужны реформы?

К реформе бухгалтерского учета уже все привыкли. Однако наши законодатели не забыли и об аудите. В январе 2005 года Правительство РФ утвердило поправки в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Именно они вызвали трепет и замешательство со стороны как аудиторов, так и со стороны бухгалтеров и руководителей организаций. Есть ли надежда на то, что в результате реформы качество аудита улучшится? На эти вопросы ответила Барматина Лия Валерьевна, аудитор

Досье "Спутника Главбуха"
Образование: высшее, в 1999 году окончила Павлодарский государственный университет, специальность "Бухгалтерский учет, анализ и аудит",
в 2001 году - Новосибирскую государственную академию экономики и управления, специальность "Магистр экономики",
в настоящее время аспирант кафедры бухгалтерского учета Новосибирского государственного университета экономики и управления.
Опыт работы: 7 лет.
Хобби: рисование, графика.

- Лия Валерьевна, последние изменения, внесенные в Закон об аудиторской деятельности, как никогда взволновали новосибирских аудиторов. Что нового предложили законодатели?
- Если кратко, суть внесенных изменений - замена лицензирования аудиторской деятельности членством в саморегулируемых организациях (СРО), а также введение с 1 января 2009 года единого квалификационного аттестата аудитора. Изменения значительные и, соответственно, мнения о них подчас складываются абсолютно противоречивые. Некоторые новосибирские аудиторы относятся к нововведениям лояльно и поддерживают их, другие же высказывают негативное мнение. Но так как мы все-таки являемся не законотворцами, а исполнителями, то, с моей точки зрения, необходимо понимать причины перемен и их следствия. Кроме того, уже сейчас необходимо каждому попытаться оценить свои действия в сложившейся ситуации, будь это индивидуальный аудитор или директор аудиторской организации.

- Как Вы думаете, с чем связаны эти изменения?
- Если проанализировать те материалы, которые были озвучены директором Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Российской Федерации Л.З. Шнейдманом, то становится понятно, что одной из причин реформирования аудиторской деятельности является несовершенное состояние аудиторского рынка. Об этом говорят и некачественные аудиторские услуги, с которыми, не секрет, можно столкнуться и в Новосибирске. В результате - ограничение доверия к аудиторской профессии со стороны организаций. А то, что Минфин часть своих полномочий передает аудиторским объединениям (СРО), есть не что иное, как развитие института общественного профессионального контроля и минимизация вмешательства государства в регулирование аудиторской деятельности.

- А какие функции будут выполнять эти объединения?
- Одной из самых важных обязанностей саморегулируемых организаций будет контроль качества работы своих членов - аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности определено одно из направлений повышения достоверности данных, формируемых в рамках системы бухгалтерского финансового учета - это усиление контроля качества бухгалтерской отчетности. И аудит является одним из инструментов выполнения поставленной задачи. Но чтобы стать по-настоящему действенным инструментом, он сам должен отвечать высоким требованиям, с чем и связано пристальное внимание к вопросам качества аудита. Помимо озвученной функции СРО также будет заниматься вопросами, связанными с организацией повышения квалификации, вести Единый реестр аудитов.

- Не повлечет ли передача полномочий СРО снижение качества аудита?
- Можно однозначно сказать, что нет, так как СРО по нормам обновленного Закона будут контролировать деятельность своих членов не реже одного раза в три года, но и не чаще одного раза в год. Это, конечно же, на мой взгляд, будет "стимулировать" аудиторов работать качественнее. Сейчас проверять ежегодно недопустимо. Опасения есть в другом. Они в основном связаны с тем, что СРО могут установить непомерно высокие членские взносы или самостоятельно, без решения суда будут исключать компании из своих рядов. В такой ситуации, по Закону, даже приостановление членства фирмы в СРО фактически лишает ее возможности работать на рынке. Еще одна сторона: в результате всего сказанного, конечно, следует ждать и увеличения стоимости аудиторской проверки.

- Что нужно сделать, чтобы стать членом СРО?
- Повторюсь, что с 2006 года вступать в СРО нужно будет в обязательном порядке. Членом СРО может стать не только фирма, но и аудитор - индивидуальный предприниматель. Для этого необходимо будет подать в саморегулируемую организацию нотариально заверенные копии квалификационного аттестата и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Также потребуются рекомендации не менее трех специалистов, включенных в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций, которые подтвердят безупречную деловую репутацию претендента. Аудиторской же организации нужно будет предоставить нотариально заверенные копии учредительных документов, а также справку из налоговой, подтверждающую внесение записи в Единый реестр юридических лиц. Также компания должна предоставить письменное обязательство осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и соблюдать нормы профессиональной этики. А еще - документы, регламентирующие контроль за работой ее сотрудников.

- В новой редакции Закона изменены требования к аттестату аудитора. Уточните, пожалуйста, какие именно?
- Я уже говорила, что новым Законом планируется введение единого квалификационного аттестата аудитора, который требует полной переподготовки сегодняшнего аудитора.

- И что, аудиторов ожидают какие-то трудности в переподготовке?
- Ситуация, связанная с переподготовкой аудиторов, влечет за собой две проблемы. Во-первых, возникают дополнительные расходы, связанные с получением новых аттестатов. А во-вторых, возрастают требования к объему знаний, необходимых для получения нового аттестата. Если в настоящее время действуют четыре вида аттестатов, то в последующем предполагается, что аттестат нового образца будет объединять все существующие на сегодняшний день аудиторские аттестаты: по общему аудиту, аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аудиту страховщиков и банковскому аудиту. Представляете, каким объемом знаний должен будет обладать специалист, претендующий на получение подобного аттестата?

- А, может быть, кого-то из аудиторов это порадовало. Ведь получается, что человек считается специалистом в совершенно разных областях?
- Конечно, можно согласиться с подобным новшеством, хотя бы в силу того, что сам статус аудитора, как лица, контролирующего других и выносящего решение, требует очень глубоких и разносторонних знаний. К тому же не секрет, что численность аудиторов стремительно пополняется. Поэтому новые требования к уровню знаний могут выступать как некий ограничивающий фактор, который будет повышать престиж лица, получившего подобный аттестат, и одновременно престиж фирмы, где такой аудитор будет работать.
Могу сказать, что по данному вопросу есть и противоположные мнения, с которыми достаточно трудно спорить. Например, возможно ли быть специалистом в четырех областях одновременно? Есть повод для дискуссии. Хочется обратить внимание, что, скорее всего, неудачно выбран механизм внедрения данного новшества. Слишком радикально и не "рыночно". Нужно, чтобы аудиторы захотели получить такой аттестат не потому, что им вменяют в обязанность сделать это в определенный срок. А только лишь потому, что данный аттестат обеспечивает преимущество на рынке аудиторских услуг.

- И когда у аудиторов должны быть новые аттестаты?
- Нынешние аудиторские аттестаты действительны до 2009 года. Соответственно, пройти переподготовку по новым программам и получить уже новые аттестаты нужно до 2009 года. Иначе, сами понимаете, если в аудиторской организации возникнет "межлицензионный период", когда не будет выполняться требование законодательства о наличии в штате не менее пяти аудиторов, она окажется в очень затруднительном положении.

- К чему в результате нововведений должны быть готовы руководители и бухгалтеры новосибирских организаций, желающих провести у себя аудит?
- Определенно, количество новосибирских аудиторских фирм сократится. Во-первых, членство в СРО потребует внесения членских взносов, а это будет под силу не каждой организации. Во-вторых, какие требования установит СРО к количеству аттестованных аудиторов и как будет отслеживаться их "реальность", а не наличие "мертвых душ" (не секрет, что в Новосибирске некоторые фирмы показывают в штате аттестованных аудиторов формально), пока никто не знает. В-третьих, сможет ли фирма соответствовать тем требованиям, которые СРО установит в рамках контроля качества аудита, сохранится ли количество штатных аудиторов в аудиторской организации при наступлении 1 января 2009 года - все это тоже пока остается загадкой. Но уже сегодня никто не исключает возможность, что все нововведения негативно скажутся на деятельности мелких аудиторских фирм, то есть попросту приведут к их самоликвидации. А если сократится количество аудиторских фирм, то естественно предположить, что стоимость их услуг возрастет.

- Что бы Вы порекомендовали организациям, желающим провести у себя аудит?
- Очень важно, кто принимает решение о выборе аудитора: собственник, директор, бухгалтер. Ведь каждый видит по-своему того, кто должен проводить аудит, и с какой целью это делается. Несмотря на то, что в Законе об аудиторской деятельности достаточно четко указана цель аудита, аудируемая организация на практике может видеть эту цель с некоторыми нюансами. Например, предприятие может подойти формально к наличию аудиторского заключения, минимизируя затраты на проведение аудита. Однако нужно понимать, что такой подход увеличивает налоговые, бухгалтерские риски, а также риски хозяйственной деятельности данного предприятия. А в следующем году организациям можно посоветовать в первую очередь проверить у аудиторской фирмы наличие свидетельства о членстве в СРО. И кроме этого, наличие у аудиторской организации документа от СРО, свидетельствующего об успешном прохождении контроля за качеством аудиторской деятельности и соблюдением профессиональной этики.