САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 15:0524-04-2024
Среда

 
Е. Семенова
Материал предоставлен журналом "Спутник главбуха"

Затяжной прыжок "вмененки" окончен?

Длительный процесс "доведения до ума" Закона Санкт-Петербурга о едином налоге на вмененный доход в очередной раз завершен. 1 июля начала действовать обновленная версия. О том, удалось ли законодателям приблизить питерскую "вмененку" к потребностям малого бизнеса, мы беседовали с Александром Александровичем МИШИНЫМ, заместителем председателя Совета Санкт-Петербургского регионального отделения "ОПОРА России"

- Александр Александрович, насколько, по Вашим оценкам, адекватны потребностям бизнеса принятые поправки в закон о ЕНВД?
- О потребностях малого бизнеса и учете его интересов власть города не задумывается: нет данных ни по количеству организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, ни по величине налоговых платежей, ни по реальному количеству тех, кто подпадает под "вмененку". Известно только общее количество платежей по единому налогу. Более того, если в 2004 году данные для обоснования величины К2 собирали заинтересованные общественные организации и сами предприниматели, то в 2005 году эти сведения не понадобились.
Одобрение любых законодательных инициатив власть получает через Общественный Совет по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга. А собственно малый бизнес представлен в нем от силы четвертью членов, большинство же к малому бизнесу никакого отношения не имеет.
С сожалением приходится констатировать, что все решения относительно величины налогообложения продиктованы одним желанием - собрать как можно больше денег. Городские чиновники считают, что чем выше налог, тем внушительнее будут поступления в бюджет. О том же, что через два-три года такой налоговой политики собирать налоги будет не с кого, так как весь малый бизнес города, а это, отмечу, основа формирования среднего класса и гарантия стабильности экономического развития региона, будет попросту уничтожен, никого почему-то не волнует.

- Может, сами предприниматели должны активнее отстаивать свои интересы, а не надеяться только на общественные организации?
- Естественно, надо активнее заявлять свою позицию и отстаивать ее. Но без помощи общественных организаций это сделать не удастся: неорганизованные протесты никто не услышит. Только нужно разбираться, кто действительно защищает интересы предпринимателей, а кто только делает вид. Причем проблемы следует решать на региональном, и на федеральном уровне. В том случае, если власть не прислушивается к мнению бизнес-сообщества (как это часто происходит в Санкт-Петербурге), можно и нужно проводить акции протеста - митинги, пикеты, демонстрации. Одиночкам, даже очень энергичным, это не под силу.

- Беседуя с Вами в прошлый раз**, мы пришли к выводу, что К2 должен быть уменьшен в полтора раза по всем видам деятельности. После знакомства с принятыми правками становится понятно, что К2 снизили немногим, а кому и снизили, то уж не в полтора раза точно. Получается, что к мнению представителей бизнеса законодатели опять не прислушались?
- Принятые изменения в питерский закон по ЕНВД облегчили положение тем, кто оказывает бытовые услуги населению; специализированным магазинам, торгующим хлебобулочными изделиями, молочными продуктами и детским питанием (их по городу очень мало); комиссионной торговле. Для всех остальных видов деятельности по сравнению с 2004 годом узаконено увеличение налогообложения в 1,35-1,5 раза. Была принята только одна поправка, предложенная депутатом Еременко, о снижении величины К2 для торговли молоком из цистерн в два раза по городу и в полтора - по пригородам. Хотя предприниматели, занятые этим видом деятельности, нигде и никак не озвучивали своего мнения по поводу величины налога. Чем вызвано принятие именно этой поправки, можно лишь догадываться.
В особенно тяжелом положении оказались стационарная торговля и ветеринарные услуги. Для платных автостоянок налог увеличился до шести раз. В новой редакции Закона не предусмотрено сохранение налоговой нагрузки для организаций инвалидов и тех, кто работает в военных городках. Сезонная скидка по налоговым платежам не коснулась магазинов, работающих в пригородах. Между тем они находятся в очень сложной ситуации, потому что на них значительно сильнее, чем на рынке, сказывается сезонный спад покупательской активности.
Вывод очевиден - принятие поправок к закону по ЕНВД не имеет ничего общего с заботой о развитии малого бизнеса. Просто на федеральном уровне вновь заговорили о необходимости развивать малый бизнес, поэтому в Санкт-Петербурге тут же дали ход законопроекту, который до этого несколько месяцев лежал без движения.

b>- Все хорошо помнят, что представители внутридворовой розницы так и не смогли воспользоваться льготным К2, предоставленным в конце мая 2004 года, потому что законодатели не определили, кто к таковой относится. Формулировку изменили, но и новая довольно обтекаема. Как Вы считаете, это не создаст дополнительные трудности для бизнеса?
- Положение о внутридворовой территории в новой редакции закона прописано недостаточно четко. Злоупотребления со стороны чиновников при его трактовке весьма вероятны. В спорных случаях предпринимателям необходимо отстаивать свои интересы в судебном порядке. И опираться при этом на бесспорные правоустанавливающие документы: СНиПы, ГОСТы, договоры аренды, утвержденные Комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ), и прочие.

- Рекламный рынок пока вздохнул с облегчением, поскольку этот вид деятельности не ввели под "вмененку". Какие перспективы у рекламистов на ближайшее будущее?
- Перспектива с включением в закон о "вмененке" наружной рекламы неясна. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) считает, что для этого вида деятельности возможен К2 не выше 0,07, "иначе мы порушим рынок рекламных услуг". Между тем на слушаниях в комиссиях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга сами представители рекламного рынка неоднократно заявляли, что их вполне устроит К2, равный 0,5.
Исполнительная же власть города приравнивает рекламу к комиссионным магазинам, которых в городе не так уж и много. А ведь реклама - далеко не самый убыточный вид предпринимательской деятельности. На наш взгляд, К2 в диапазоне от 0,5 до 0,7 вполне для нее приемлем. В любом случае, чтобы установить объективную величину К2, необходимо проанализировать статистические данные, а Городской центр размещения рекламы их не дает.
Здесь имеет место случай недобросовестного лоббирования интересов отдельного вида деятельности. Возможно, что рекламу не включат в закон о ЕНВД и в 2006 году. Намного проще увеличивать налоговую нагрузку на торговлю, ветеранов, инвалидов - их мнение можно в расчет не принимать.

- Планируете ли Вы дальше вести работу по улучшению питерского закона о "вмененке"?
- Нынешняя власть города отказывается слушать малый бизнес, явно делается ставка на крупные торговые компании. Но несмотря на это и другие сложности мы будем продолжать работу по реальному улучшению питерской "вмененки", добиваться рассмотрения и принятия наших предложений. Для этого надо объединять все здоровые силы предпринимательского сообщества, сотрудничать с партийными фракциями и отдельными депутатами городского Законодательного Собрания. И при этом широко освещать результаты через СМИ. Мы имеем поддержку и на федеральном уровне, и среди депутатов органов местного самоуправления. Думаю, что нам удастся добиться реальных результатов.