САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 05:4320-04-2024
Суббота

 
Олеся ПЕРЕЖОГИНА
Материал предоставлен журналом "Спутник главбуха" (Москва и Московская область) N 8, 2005

Платить за загрязнение природы должны все фирмы столицы

Далеко не все фирмы столицы вносят экологическую плату и отчитываются по ней. Кто-то полагает, что его предприятие не является плательщиком этого сбора. А кто-то, признавая формальную обязанность, считает, что за ее нарушение ничего не будет. Однако чиновники грозят усилить контроль в этой сфере. Кого будут проверять в первую очередь и как избежать претензий со стороны экологических контролеров, читайте в нашем интервью с Кавинской Валентиной Николаевной, главным специалистом отдела нормирования и администрирования платежей Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по г. Москве.

- С начала этого года все функции по администрированию экологической платы перешли Ростехнадзору. Что изменилось для плательщиков?
- Действительно, с нового, 2005 года Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по г. Москве как территориальному органу федеральной службы передали все функции по контролю над правильностью исчисления экологического платежа, полнотой и своевременностью его уплаты. Кроме того, наша служба принимает решения о возврате излишне уплаченных платежей, начисляет пени и штрафы. Ранее в столице все эти функции были закреплены за двумя ведомствами - налоговой и природоохранной службами. Поэтому плательщикам приходилось согласовывать платежи и отчитываться по ним в разных структурах. Сейчас же московские фирмы могут по всем вопросам обращаться в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по г. Москве.

- Долгое время в судах рассматривались дела о законности платы за загрязнение окружающей среды...
- В законности платежа не может быть сомнений. Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. ≤ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Споры же возникли вокруг нормативов, которые установило Минприроды. Дело в том, что с выходом закона "Об охране окружающей среды" право определять нормативы вредного воздействия перешло к правительству. Но оно более года их не устанавливало. Сейчас же это недоразумение устранено - постановлением от 12 июля 2003 г. ≤ 344 Правительство РФ определило нормативы платы за загрязнение окружающей среды и коэффициенты экологической ситуации. Кстати, недавно по некоторым видам загрязнений они были изменены (постановление от 1 июля 2005 г. ≤ 410).

- Валентина Николаевна, хотелось бы задать простой, но один из самых спорных вопросов: кто является плательщиком сбора за загрязнение окружающей среды?
- В законе об охране окружающей среды сказано, что платить за загрязнение должны все хозяйствующие субъекты, которые своей деятельностью оказывают негативное воздействие на экологию. Что касается столицы, то, по сути, вредное воздействие на природу оказывают все фирмы Москвы, поэтому все они и должны платить за загрязнение.

- Понятно, что промышленные предприятия оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Но какой может быть спрос с обычной фирмы, которая располагается в офисе и не имеет производства?
- В постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. ≤ 344 нормативы для расчета суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены для четырех видов загрязнений. Это выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками; выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов производства и потребления.
Теперь давайте разберемся. Во-первых, почти у каждой фирмы есть автомобили, а это выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками. Во-вторых, в любом офисе есть отходы: бумага, перегоревшие люминесцентные лампы, использованные картриджи для оргтехники и т. п. За размещение отходов тоже предусмотрена плата.

- Но, как правило, фирмы, работающие в офисах, заключают с определенными организациями договоры на вывоз мусора на свалки. Сами они отходы не размещают.
- Вот тут не нужно путать. Заключая договор на вывоз мусора с фирмой-посредником, вы только оплачиваете услугу. Экологическая плата тут ни при чем.
Единственная возможность не платить самостоятельно этот платеж - заключить правильный договор аренды (если фирма арендует офис). В договоре нужно прописать, например, что экологическую плату за вас будет вносить арендодатель. Однако при этом не нужно забывать, что у арендодателя должна быть разрешительная документация, устанавливающая нормативы образования отходов.

- Скажите, что должен сделать плательщик, чтобы со стороны Ростехнадзора к нему не было претензий?
- Для начала нужно обратиться в отдел нормирования разрешений для согласования и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. После утверждения и оформления разрешительной документации плательщик должен рассчитать предполагаемую сумму платежей и размер ежеквартальных авансовых платежей фирмы. Как это сделать, написано в упомянутых мной Инструктивно-методических указаниях от 24 марта 1993 г. ≤ 190. Эти расчеты необходимо согласовать с нами.
В начале года плательщик должен рассчитать фактическое загрязнение за прошлый год, скорректировать плату и доплатить, если это необходимо. Потом нужно заполнить отчетность по форме 2ТП. Эту форму необходимо согласовать с нами, а затем сдать в службу статистики.

- А если фактическое загрязнение было меньше предполагаемого, как вернуть переплату по авансам?
- В случае если природопользователи хотят вернуть переплаченные средства, нужно отправить нам письменное обращение с указанием реквизитов счета, куда следует направить средства. В настоящее время механизм возврата находится в стадии разработки.
Переплата может быть зачтена и в счет будущих платежей. Правда, сейчас с зачетом тоже есть проблема - Управление ФНС России по г. Москве пока не передало нам сальдовые остатки по экологическому платежу. Это очень затрудняет нашу работу, потому что мы не можем проверить данные предприятия. Соответственно страдают и фирмы, потому что наши инспекторы не могут зачесть излишне уплаченные суммы, пока у них не будет информации о состоянии расчетов с бюджетом по этому платежу. Но надеюсь, в ближайшем будущем налоговая служба все-таки передаст нам необходимые акты сверки и неудобства переходного периода уйдут в прошлое.

- Валентина Николаевна, плательщики жалуются, что со сроками сдачи отчетности полная неразбериха. Объясните, в какие сроки нужно платить авансы и когда отчитываться?
- Авансовые платежи нужно делать до 20-го числа последнего месяца квартала. Эта норма закреплена в постановлении Правительства РФ от 28 августа 1992 г. ≤ 632. А вот фактические платежи нужно производить до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетный квартал по экологическому платежу - четвертый. Поэтому до 20 января необходимо отчитаться и доплатить, если нужно, сумму платежа по фактическому загрязнению.
Но, на наш взгляд, это слишком смелый срок, ведь фирмы могут рассчитать платеж только по итогам года, а до 20 января у них остается очень мало времени на это. До 2005 года предприятия отчитывались по плате за загрязнение окружающей среды в налоговые инспекции до 1 апреля вместе с годовым бухгалтерским балансом. Поэтому и в этом году мы тоже ждали отчетность до этого времени. В будущем мы планируем выйти с законодательной инициативой, чтобы сдвинуть срок представления отчетности до 1 апреля.

- Какие ошибки чаще всего допускают плательщики в расчетах платы за загрязнение?
- Довольно часто плательщики забывают учесть коэффициент экологической ситуации. Этот показатель у каждого региона свой. Например, для Центрального района России он равен 1,9. Но при этом каждый плательщик, находящийся в столице, должен умножать свои показатели еще на 1,2. Этот коэффициент в отличие от сельских должны учитывать все городские предприятия России.

- За что ваша служба может оштрафовать плательщика?
- За все нарушения природоохранного законодательства мы можем налагать штрафы и начислять пени. Как правило, мы штрафуем те предприятия, у которых нет разрешительной документации, которые не согласовали нормы и, конечно, тех, кто не платит вообще. Это позволяет нам сделать статья 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По этой статье для предприятий предусмотрен штраф от 50 до 100 МРОТ (5000-10 000 руб.).

- Если плательщик неправильно начислит платежи, ошибется в расчетах, штрафуете?
- Нет, никогда. Если наш инспектор находит ошибку в расчетах, то он, как правило, указывает на это плательщику и объясняет, в чем ошибка. Бывает, плательщики переделывают расчеты платы и вновь приезжают на согласование. Но чаще всего мы сами вносим исправления.

- И последний, чисто бухгалтерский вопрос: можно ли плату за загрязнение окружающей среды включить в расходы в целях налогообложения прибыли?
- Да, законодательством предусмотрена такая возможность. Только бухгалтеры должны помнить, что за счет себестоимости продукции осуществляются платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов. А вот платежи за их превышение нужно производить за счет прибыли.

Полезная информация для плательщиков экологического платежа
Адрес Управления по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по г. Москве: 119019, г. Москва, ул. Волхонка, д. 11, стр. 5. Приемные дни: вторник, среда, четверг. Часы приема: с 9.00 до 17.00. Перерыв на обед: 12.30-13.15.
Контактные телефоны: 298-25-72 - приемная руководителя; 298-25-59, 298-25-51 - отдел нормирования и администрирования платежей; 298-25-70 - отдел контроля.
Внимание! У большинства юристов и судей другое, отличное от Ростехнадзора мнение по спорным вопросам взимания платы за землю. О том, что можно противопоставить доводам чиновников, читайте в ближайших номерах журнала "Главбух".