САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 18:0829-03-2024
Пятница

 
Александра Баязитова
Материал предоставлен журналом "Главбух"

Поправки к НДС повредят и фирмам, и гражданам

"Поспешишь - людей насмешишь". Судя по всему, депутаты забыли эту народную мудрость. В срочном порядке они снабдили главу "НДС" скандальными поправками и как только получили положительную резолюцию президента - на каникулы! Но уже ясно, что закон вышел далеко не совершенным. И вернувшиеся с отдыха думцы начнут вновь серьезно корректировать главу 21. Вот только бухгалтерам, вопреки пословице, спешка депутатов смешной не кажется... Поэтому мы и обратились за разъяснениями к Сергею Ивановичу Шторгину, заместителю председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ

- Сергей Иванович, пожалуй, самый громкий закон, который приняли депутаты, - это изменения в главу 21 Налогового кодекса. Честно говоря, никто не ожидал от депутатов такой оперативности - новая редакция принята буквально за несколько недель...
- Да, осень для бухгалтеров будет жаркой: им надо будет прочитать, а главное осмыслить то, что мы напринимали в весеннюю сессию. Ну а потом схватиться за голову и думать, что же делать дальше. Мы ведь всегда подходили к НДС очень щепетильно и старались максимально оградить налог от изменений, дабы не навредить, так как он очень важен для бюджета. А тут пришлось принимать такой важный документ практически в срочном порядке.

- Почему в срочном? Ведь Минфин уже давно планировал перевести все фирмы на "отгрузку"...
- На самом деле этот законопроект был внесен правительством еще два года назад и, за исключением нескольких технических уточнений, представлял собой всего лишь проект снижения ставки НДС. А вот в этом году чиновники решили этот документ полностью переработать. Вот и переработали, как могли. Сразу оговорюсь - я не являлся и не являюсь сторонником этих скоропалительных новшеств. На мой взгляд, те концептуальные нормы, которые реализованы в этом законе, должны были стать предметом отдельного законопроекта и приниматься только после его широкого обсуждения в обществе. Правительству было необходимо просчитать все возможные последствия, представить нам соответствующее финансово-экономическое обоснование. Этого сделано не было. Так что я думаю, закон будет иметь серьезные негативные результаты для экономики.

- Да, многие предприниматели жалуются, что с нового года им придется отвлекать серьезные средства из оборота.
- Конечно, считайте сами: сейчас задолженность российских предприятий составляет более триллиона рублей. И с этой суммы им в течение двух лет придется заплатить налог. Представляете, сколько денег будет изъято из экономики? Но речь не только об этом. Серьезные последствия ждут также и весь наш многострадальный комплекс жилищно-коммунального хозяйства. Они-то тоже будут должны платить налог с начисленных сумм коммунальных платежей. А так как сейчас в субъектах федерации все больше становится тех, которые либо вообще не платят за квартиру, либо платят крайне нерегулярно, то проблемы у ЖКХ будут. Причем проблемы большие. А это аукнется всем гражданам. Кстати, когда принималась глава 21, мы не переходили на "отгрузку" в первую очередь именно потому, что в то время у предприятий ЖКХ была большая кредиторская задолженность и мы бы их просто разорили и прикончили. Сейчас почему-то правительство придерживается другой точки зрения, хотя ситуация изменилась несильно.

- А ведь кроме того, даже невооруженным глазом видно, что закон сыроват - многие вопросы не проработаны до конца, в тексте встречаются опечатки и даже орфографические ошибки.
- К сожалению, это уже устоявшаяся традиция - каждую весеннюю сессию мы вынуждены бегом-бегом принимать налоговые законы. Дело в том, что правительство вносит их в Госдуму с большим опозданием. А ведь изменения нужно было принять до парламентских каникул, чтобы учесть эти изменения в Законе о бюджете. Так что когда 4 июля мы обсуждали его на комитете, я уже тогда мог точно сказать, что в сентябре мы будем вносить в него изменения. Потому что очень сложно за небольшое время безупречно подготовить 25 страниц сложного экономического текста и провести его экспертизу на должном уровне. В нашем правовом управлении просто закрыли на все глаза и написали заключение, что претензий по качеству нет. Конечно, можно было просто продлить сессию на две недели, но руководство Думы на это не согласилось. Так что пришлось сдать такой некорректный, грязный текст.

- То есть осенью в главу 21 опять будут вноситься изменения? Стоит ли ожидать, например, давно обещанного снижения ставки, отмены налогообложения авансов...
- Я думаю, что нет. Скорее всего в сентябре по НДС будут обсуждаться только технические поправки.

- Но ведь само правительство предлагало сделать единую ставку НДС.
- Отменить льготную ставку НДС, снизив обычную, - означает поднять цены на товары первой необходимости. Не думаю, что правительство пойдет на такой шаг до президентских выборов 2008 года. Да и какой цели оно этим добьется? Ну может быть, администрировать налог станет немного проще. Однако простые решения в налоговом законодательстве не всегда правильные - они, как правило, примитивны и ущербны для экономики. Иначе весь мир ими бы пользовался.

- Говорят, эти изменения по НДС депутаты приняли в обмен на гарантии, что правительство смягчит свой одиозный проект по налоговым проверкам. Это правда?
- Я думаю, это блеф. Официальных гарантий, что правительство пойдет на уступки, никто не делал и делать не будет. А если и были частные обещания представителей Минфина, то цену таких гарантий я знаю - она копеечная.

- А каких изменений стоит ждать в этом проекте?
- Дискуссия по этому документу еще впереди. Правительственный вариант вызывает множество вопросов, и мы считаем, что эти предложения могут создать много проблем не только налогоплательщикам, но и налоговым органам. Поэтому в сентябре мы проведем парламентские слушания, на которых попытаемся учесть все варианты.

- Кстати, ИД "Главбух" подготовил и свои предложения: мы считаем, что процедура проверок должна быть не просто прописана в инструкциях для налоговых органов, но и жестко ограничена отдельным законом.
- Предложения дельные. Мне кажется, что все это надо прописать в первой части Налогового кодекса. Ну и пусть он станет гораздо толще, чем сейчас. Я думаю, что это не страшно. Главное, чтобы он работал.