САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:0118-04-2024
Четверг

 
Т. Н. Глазкова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

По следам июньских изменений

Cущественные изменения в 25-й главе Налогового кодекса по прежнему вызывают у бухгалтеров немало проблем, связанных в основном, с применением новых норм. За разъяснениями по некоторым вопросам редакция журнала ²Нормативные акты для бухгалтера⌡ обратилась к заместителю начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Минфина России Полежаровой Людмиле Владимировне.

 -  До изменений, внесенных Законом от 6 июня 2005 г. ≤ 58-ФЗ (далее  -  Закон ≤ 58-ФЗ), организации списывали взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме в текущем отчетном периоде, как косвенные расходы. Теперь такие затраты упомянуты среди тех, которые могут быть отнесены к прямым расходам. Эта поправка вступила в силу задним числом с 1 января 2005 года. А имеют ли фирмы право продолжать списывать их, как и раньше, в составе косвенных расходов?
 -  Действительно, согласно изменениям, внесенным Законом ≤ 58-ФЗ в пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса, к суммам прямых расходов теперь могут быть отнесены, в частности, расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) налогоплательщик определяет самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
В этой связи логично предположить, что формулировка пункта 1 статьи 318 кодекса в редакции Закона ≤ 58-ФЗ означает именно право налогоплательщика отнести указанные в ней расходы к прямым.

 -  С 2006 года организации, имеющие на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений смогут не распределять прибыль по каждому такому подразделению, а определять сумму налога исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений. Платить налог в бюджет субъекта можно будет через любое подразделение организации по выбору. Правда, налоговые инспекции, в которых состоят на учете подразделения, фирме следует уведомить о принятом решении. Какая форма уведомления предусмотрена в этом случае, и в какие сроки организация обязана это сделать?
 -  Пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса (в редакции Закона ≤ 58-ФЗ) не содержит указания, что уведомление направляется по форме, утверждаемой ФНС России либо Минфином России. В этой связи представляется, что уведомление может направляться в произвольной форме после того, как организация выберет обособленное подразделение, через которое она будет платить налог в бюджет субъекта Российской Федерации.

 -  А как при этом представлять декларации? Можно ли не отчитываться по местонахождению всех подразделений, а подать декларацию только в инспекцию по месту учета подразделения, через которое был уплачен налог?
 -  Поскольку в данном случае нормами Налогового кодекса определение налоговой базы и, соответственно, расчет налога на прибыль по каждому обособленному подразделению не предусмотрены, то организации должны представлять налоговые декларации по месту учета головной организации, а также в инспекции по месту нахождения обособленного подразделения, через которое платят налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации.

 -  Сейчас организации могут списывать безрезультатные затраты на НИОКР на расходы равномерно в течение трех лет в размере лишь 70 процентов фактически осуществленных расходов. Со следующего года 70-процентное ограничение снимается. Могут ли фирмы, которые уже начали, например, с 1 января 2005 года списывать часть таких расходов, начиная с 1 января 2006 года списать их уже полностью?
 -  Специальных переходных положений кодекс не предусматривает. Поэтому организации в такой ситуации вправе, начиная с 1 января 2006 года списать полную сумму затрат на НИОКР, которые не дали положительного результата. При этом сумму ежемесячного расхода следует рассчитать исходя из величины недосписанных в течение 2005 года затрат на безрезультатные НИОКР и количества месяцев периода возможного списания (в рассмотренной ситуации расходы можно будет равномерно списывать в течение 24 месяцев в 2006-2007 годах).

 -  Еще один вопрос, связанный с расходами на НИОКР. Допустим, организация с 1 февраля 2005 года начала ежемесячно списывать на расходы затраты на НИОКР, результаты которых использует в производстве, в размере 1/36 произведенных расходов. В следующем году срок, в течение которого организация может списать понесенные расходы, уменьшается с трех до двух лет. Скажите, можно ли в данном случае в 2006 году пересчитать суммы ежемесячно списываемых расходов и списать расходы в течение всего двух лет, то есть до 1 февраля 2007 года?
 -  Действительно, с 1 января 2006 года статья 262 Налогового кодекса будет позволять включать затраты на НИОКР в состав прочих расходов в течение двух лет, а не трех, как сейчас. Данные расходы списываются равномерно в составе прочих расходов, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). При условии, конечно, что указанные исследования и разработки используются в производстве и (или) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг). Таким образом, налогоплательщики с 1 января 2006 года получат возможность более быстро списывать инновационные расходы.
В рассматриваемом случае организация сможет пересчитать суммы ежемесячно списываемых расходов, начиная с 1 января 2006 года, и полностью списать затраты в течение двух лет.

 -  В каких пределах организации вправе будут в следующем году относить на расходы убытки прошлых лет? С одной стороны Закон 58-ФЗ предусматривает, что в 2006 году перенос убытка прошлых лет осуществляется в пределах 50 процентов налоговой базы. Однако, с другой стороны, действующее положение в пункте 2 статьи 283 Налогового кодекса о 30-процентном ограничении переносимого убытка будет отменено лишь через год, то есть продолжает действовать в 2006 году.
 -  С 1 января 2007 года ограничение по сумме переносимого убытка, уменьшающего налоговую базу текущего налогового периода, отменяется совсем (п. 32 ст. 1, п. 3 ст. 8 Закона ≤ 58-ФЗ). А в 2006 году его необходимо учитывать в размере, установленном статьей 5 Закона ≤ 58-ФЗ. То есть сумма переносимого убытка прошлых лет не может превышать именно 50-ти, а не 30-ти процентов налоговой базы, рассчитанной в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса.

 -  В пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса внесена поправка, позволяющая подтверждать расходы не только документами, составленными по правилам российского законодательства, но и оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Только расходы, произведенные за границей, можно подтверждать ²косвенными⌡ документами, или же это в полной мере относится и к российским затратам?
 -  Изменения, внесенные Законом ≤ 58-ФЗ, касающиеся документального подтверждения расходов, существенно либерализуют действующий порядок документирования расходов, признаваемых в целях расчета налога на прибыль, приводят его в соответствие с обычаями делового оборота. Данная поправка вступит в силу с 1 января 2006 года.
Однако необходимо учитывать, что возможность подтверждения расходов документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (например, таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) распространяется на случаи подтверждения затрат, понесенных за границей. Расходы же, которые были произведены на территории нашей страны, следует подтверждать документами, оформленными в соответствии с российским законодательством.

 -  В результате внесенных поправок в следующем году фирмы смогут единовременно списывать 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК). Как отражать в учете эти суммы: как амортизацию или же как прочие расходы?
 -  Дополнение, внесенное Законом ≤ 58-ФЗ в статью 259 Налогового кодекса, которое вводит так называемую ²амортизационную премию⌡, продиктовано принципом экономической целесообразности ускорения амортизации. Принимая во внимание, что эта поправка внесена в статью, которая устанавливает методы и порядок расчета сумм амортизации, указанные суммы следует отражать как амортизацию.

 -  С 1 января 2006 года организации смогут также единовременно относить на расходы 10 процентов затрат, например, на достройку, дооборудование, модернизацию. А можно ли в таком же порядке списывать расходы на реконструкцию?
 -  Действительно, пункт 1.1 статьи 259 Налогового кодекса позволяет списывать единовременно не только часть первоначальной стоимости основных средств, но и 10 процентов расходов, связанных с достройкой, дооборудованием, модернизацией, техническим перевооружением, частичной ликвидацией основных средств. Расходы же, возникшие в связи с реконструкцией основных средств в данном пункте, вводимом Законом ≤ 58-ФЗ с 1 января 2006 года, не указаны.
Таким образом, следуя букве закона, 10 процентов затрат организации на реконструкцию единовременно списывать на расходы нельзя.

 -  ФНС России в письме от 25 января 2005 г. ≤ 02-1-08/8 разъяснила, что если по условиям договора предоставление скидки приводит к снижению цены, организация должна внести изменения в документы и подать уточненные декларации. С 1 января 2006 года к числу внереализационных расходов будут относиться скидки, предоставленные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора. Означает ли это, что продавец, по условиям договора снизивший цену на товары, приобретенные покупателем, поскольку объем покупок последнего по итогам месяца превысил определенный размер, должен будет просто включить скидку в состав внереализационных расходов, в периоде ее предоставления, а не исправлять документы и подавать уточненные декларации?
 -  Закон ≤ 58-ФЗ дополнил перечень внереализационных расходов, предусмотренный статьей 265 Налогового кодекса, подпунктом 19.1, который позволяет организациям с 1 января 2006 года учитывать в их составе скидки (премии), предоставленные (выплаченные) продавцом покупателю, который выполнил определенные условия договора, например, в отношении объема покупок. Данная мера направлена на стимулирование покупателей - контрагентов организации в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества выпускаемой фирмой продукции.
Таким образом, начиная с 1 января 2006 года, в силу вновь введенной специальной нормы кодекса, продавец, снизивший по условиям договора цену на товары, приобретенные покупателем, вследствие, например, превышения последним определенного объема покупок, включает скидку в состав внереализационных расходов в периоде ее представления.