САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:0429-03-2024
Пятница

 
Журнал "Главбух"
Издательский дом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении. "Главбух" . 17, 2005

Новый МРОТ и расчет больничных
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. ≤ 198-ФЗ установил новый размер "минималки". С 1 сентября 2005 года МРОТ составляет 800 руб. Такую сумму обязательно надо выплачивать сотруднику, который отработал полный месяц.
Изменение МРОТ повлияет на расчет больничных и пособий по беременности и родам для того, кто за последние 12 календарных месяцев перед болезнью отработал меньше трех месяцев. В этом случае пособие рассчитывают исходя из МРОТ за каждый полный календарный месяц. Такой порядок установлен статьей 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. ≤ 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год". Действие этой статьи было продлено и на 2005 год (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. ≤ 202-ФЗ).
Кроме того, повышение "минималки" коснется тех фирм и предпринимателей, которые работают на упрощенной системе налогообложения или переведены на уплату ЕНВД. Они выплачивают больничные за счет соцстраха также исходя из 1 МРОТ за полный календарный месяц. Конечно, при условии, что организация или ПБОЮЛ не перечисляют взносы в ФСС России добровольно. Такой порядок прописан в статье 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. ≤ 190-ФЗ.
Предположим, болезнь сотрудника пришлась на август.сентябрь. При расчете сентябрьской суммы максимального пособия, которое можно выплатить за счет средств ФСС России, нужно применять новый МРОТ . 800 руб.
Приведем пример.
Пример
Сотрудник принят на должность менеджера 4 июля 2005 года. До этого он нигде не работал. Пять рабочих дней с 29 августа по 2 сентября 2005 года менеджер проболел. В августе . 23 рабочих дня, в сентябре . 22.
Прежде всего, надо определить, может ли сотрудник претендовать на то, чтобы пособие ему рассчитывали исходя из средней зарплаты. Для этого нужно посмотреть, сколько он трудился за последние 12 календарных месяцев перед тем, как заболеть. Менеджер перед месяцем болезни отработал 28 календарных дней.
Получается, что в расчетном периоде работник трудился меньше трех месяцев. Поэтому пособие, рассчитанное исходя из средней зарплаты, ему не положено. В этом случае больничные, начисленные за счет соцстраха, не должны превышать 1 МРОТ за полный календарный месяц.
Сумма дневного пособия, рассчитанного исходя из МРОТ, в августе:
720 руб. : 23 дн. = 31,30 руб.
Сотрудник проболел в этом месяце три рабочих дня. Из них первые два дня оплачивает организация. То есть сумма пособия, которую организация учтет при налогообложении прибыли, составит:
31,30 руб. x 2 дн. = 62,6 руб.
Пособие за оставшиеся дни болезни выплачивается за счет средств ФСС России. Это еще 31,30 руб. (31,3 руб. x 1 дн.).
В сентябре размер "минималки" увеличился до 800 руб. В этом месяце сумма дневного пособия, рассчитанного исходя из МРОТ, будет такой:
800 руб. : 22 дн. = 36,36 руб.
Следовательно, за два сентябрьских дня нетрудоспособности менеджер получит 72,72 руб. (36,36 руб.x 2 дн.).
Таким образом, за все время болезни ему выплатят 166,62 руб. (62,60 + 31,30 + 72,72). Из них 62,60 руб. из средств фирмы, а 104,02 руб. . за счет соцстраха.

************************************************************************************************************************

Счета-фактуры . раз в месяц
Недавно в письме ≤ 03-04-11/166 чиновники Минфина России разъяснили, с какой периодичностью продавец может выставлять счета-фактуры. Фирма, которая регулярно отгружает крупные партии товара в рамках одного долгосрочного договора, вправе оформлять счета-фактуры ежемесячно, но не позднее 5-го числа следующего месяца. Минфиновцы считают это крайним сроком, когда поставщик может предъявить покупателю сумму НДС по товарам, отгруженным в прошедшем месяце.
Так, чиновники подтвердили, что позиция МНС России, изложенная в письме от 21 мая 2001 г. ≤ ВГ-6-03/404, до сих пор правомерна.
Разъяснения финансистов, без сомнения, упростят работу в бухгалтерии фирмы-поставщика. Крупные организации за месяц отправляют десятки, а то и сотни партий товаров. И составлять счет-фактуру на каждую весьма обременительно. А когда следует выписывать счета на коммунальные услуги, если электроснабжение осуществляется непрерывно, и вовсе непонятно. Теперь же счета-фактуры можно без опаски выставлять раз в месяц. Ведь поступать так рекомендует Минфин России, а именно он сейчас уполномочен разъяснять налоговое законодательство.

***********************************************************************************************************************

Когда ЕНВД платить не придется
С 2006 года единый налог на вмененный доход будет вводиться не законами субъектов РФ, а местными властями . представительными органами муниципальных районов и городских округов, а также органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга. Такие изменения внесены в главу 26.3 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29 июля 2004 г. ≤ 95-ФЗ. Минфин России в письме от 3 августа 2005 г. ≤ 03-06-02-02/57 напомнил, что местные власти должны принять и официально опубликовать нормативный акт о введении ЕНВД на подведомственной им территории до 1 декабря 2005 года. Иначе ЕНВД в I квартале 2006 года взимать не удастся.
Напоминание Минфина России совершенно справедливо. Ведь пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ гласит, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу через месяц после их официальной публикации и не раньше очередного налогового периода по соответствующему налогу. У ЕНВД налоговый период равен кварталу. Поэтому местные власти, не успевшие опубликовать нормативный акт о ЕНВД до 1 декабря 2005 года, смогут взимать этот налог в лучшем случае со II квартала 2006 года.
В нормативных актах о ЕНВД местные власти должны определить виды деятельности, которые облагаются этим налогом, и значение коэффициента К2.
Обратите внимание: также до 1 декабря 2005 года местные власти должны принять и официально опубликовать нормативные акты о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц. Если такие документы будут опубликованы позже, указанные налоги в 2006 году на территории соответствующего района или городского округа платить вообще не придется.

********************************************************************************************************************

Налог на имущество: сужен список льготных объектов
В пункте 6 статьи 381 Налогового кодекса РФ сказано, что налогом на имущество не облагаются объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), которые полностью или частично содержатся на средства региональных и местных бюджетов. Минфин России в письме от 21 октября 2004 г. ≤ 03-06-01-04/75 разъяснил, что эта льгота распространяется на все основные средства организаций, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Теперь мнение чиновников изменилось. В новом письме от 16 августа 2005 г. ≤ 03-06-01-02/27 Минфин России заявил, что налог на имущество не уплачивается только по тем основным средствам, которые включены в состав объектов инженерной структуры ЖКК и используются при оказании жилищно-коммунальных услуг.
В новых разъяснениях Минфина России также указаны документы, из которых можно узнать, какие объекты относятся к инженерной инфраструктуре ЖКК. Назовем их.

Во-первых, сведения о таких объектах должны включаться в Градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Во-вторых, некоторые объекты инженерной инфраструктуры ЖКК, подпадающие под льготу по налогу на имущество, упомянуты в пункте 13 раздела 3.1.5 Инструкции, которая утверждена приказом Госстроя России от 29 октября 2002 г. ≤ 150. В частности, там сказано, что к таким объектам относятся водопровод, канализация, системы теплоснабжения и газоснабжения.

В-третьих, перечень объектов инженерной инфраструктуры ЖКК дан в статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. ≤ 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Но обратите внимание: этот документ вступает в силу только с 1 января 2006 года.

В-четвертых, в инженерную инфраструктуру ЖКК следует включать объекты коммунально-бытового назначения. Их перечень дан в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. ≤ 235. Там среди прочего названы котельные, электросети цеха, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для техобслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства.

И наконец, в-пятых, Минфин России рекомендует использовать для уточнения конкретного состава объектов инженерной инфраструктуры Классификатор работ и услуг в ЖКК. Он утвержден постановлением Госстроя России от 25 мая 2000 г. ≤ 51.

****************************************************************************************************************

Минфин о передаче игрового автомата в филиал
Плательщиков налога на игорный бизнес заинтересует новое письмо Минфина России от 16 августа 2005 г. ≤ 03-06-05-07/20. Там рассмотрена распространенная на практике, но не урегулированная законодательно ситуация. Допустим, фирма передает игровой автомат в подразделение, расположенное на территории, которую курирует другая налоговая инспекция. Так вот, если игровой автомат сняли с регистрации и установили на другой территории в течение первых 15 дней календарного месяца, то платить налог нужно уже в новой ИФНС. То же касается и других объектов налогообложения: игровых столов, касс тотализаторов и букмекерских контор.
Порядку исчисления налога на игорный бизнес посвящена статья 370 Налогового кодекса РФ. Но в ней оговорена лишь установка нового объекта налогообложения, а также выбытие старого. Здесь нужно отметить, и это признают налоговики, что при передаче объекта из одного филиала в другой о выбытии речи не идет.
Поэтому в письме ≤ 03-06-05-07/20 сотрудники финансового ведомства рассказали, как поступать в ситуации, которая до сих пор была неясной. При этом из самого письма следует, что чиновники лишь выразили свое мнение по данному вопросу и предложили свой вариант. Это означает, что если раньше фирма поступала иначе (например, платила налог по прежнему месту регистрации объекта), то делать перерасчет не нужно. Однако в будущем рекомендации Минфина России лучше учесть. Ведь эти разъяснения были даны на официальный запрос ФНС России. А потому налоговые инспекторы наверняка станут придерживаться именно такой точки зрения.