САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 07:3827-04-2024
Суббота

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты".
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 06.09.05

Декларация по упрощенке: ищем ошибки

Светлана Блинова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Казалось бы, что может быть проще, чем рассчитать единый налог по упрощенке. Однако и здесь можно сделать кучу ошибок. Как искать "промахи" бухгалтеров в новой декларации (утвержденной приказом Минфина от 3 марта 2005 г. ≤ 30н) расказала своим подчиненным ФНС. Для этого она выпустила методичку "для служебного пользования" ≤ ГИ-14-22/154дсп, где подробно расписала все контрольные соотношения показателей декларации. Если они нарушены, ждите уведомления из налоговой инспекции.

Платим налог с доходов
1. Начнем проверку со 2 раздела Декларации. Именно в нем и рассчитывается единый налог. В строке 010 раздела 2 вы должны указать сумму полученных фирмой доходов (ст. 346.15 НК). При расчете единого налога по ставке 6%, расходы принимать во внимание не имеет смысла. Поэтому сумма полученных доходов, указанная в строке 040 раздела 2 должна быть равна сумме в строке 010 раздела 2.
2. Чтобы посчитать налог, нужно умножить налоговую базу на ставку налога. А значит, строка 080 раздела 2 должна быть равна произведению строк 060 и 070 раздела 2.
3. Для тех, кто считает налоговую базу, как доходы, и за отчетный, и за налоговый период строка 040 должна быть равна строке 060 раздела 2.
4. Единый налог можно уменьшить на сумму пенсионных взносов. Но не более, чем на 50% (ст. 346.21 НК). И если сумма страховых пенсионных взносов (строка 110 раздела 2) меньше либо равна 50% от суммы исчисленного единого налога (строка 080 раздела 2), то строка 120 равна строке 110 раздела 2. Если больше, то уменьшить единый налог можно только наполовину, и строка 120 равна 50% от суммы в строке 080.
5. Далее нужно найти сумму единого налога к уплате (строка 150 раздела 2). Она считается, как сумма исчисленного единого налога (строка 080 раздела 2) минус сумма пенсионных взносов по строке 120, минус сумма больничных, выплаченных фирмой из своих средств (строка 140 раздела 2). Если такая разность больше нуля, то это и будет сумма налога. Если меньше или равна нулю, то сумма налога к уплате равна нулю.
6. В строке 160 нужно указать сумму налога за предыдущие отчетные периоды. Она должна быть равна сумме по строкам 170 минус суммы по строкам 180 за предыдущие отчетные периоды.
7. Итак, осталось посчитать конечный налог к уплате в бюджет. Если в отчетном периоде сумма налога к уплате (строка 150 раздела 2) больше, чем в предыдущие отчетные периоды (строка 160 раздела 2), значит, налог к уплате за отчетный период (строка 170 раздела 2) будет равен разности строк 150 и 160 раздела 2. Если же сумма в строке 150 меньше, чем в строке 160, то разницу строк 160 и 150 раздела 2 нужно записать в строку 180 раздела 2.
8. Теперь проверьте, правильно ли вы указали сумму единого налога к уплате. Строка 030 раздела 1 должна быть равна строке 170 раздела 2, как по ежеквартальным, так и по годовому отчету.
9. Если по итогам отчетного периода, вам остался должен бюджет, проверьте сумму налога к уменьшению. Строка 060 раздела 1 должна быть равна строке 180 раздела 2.

Налог по ставке 15%
1. Проверку также начнем с раздела 2. В строках 010 и 020 нужно показать доходы и расходы фирмы. Строка 030 раздела 2 за отчетный период должна быть равна 0. Эту строку нужно заполнять только по итогам года. То же самое можно сказать и об убытке предыдущих лет (строка 050 раздела 2). Уменьшить налоговую базу на него также можно только по итогам года. Если в отчете за квартал, полугодие или девять месяцев там будет стоять какая-либо сумма, отличная от нуля, инспектор должен направить фирме уведомление для дачи пояснений. Сумма убытков прошлых лет, на которые можно уменьшить налоговую базу, пишется в двух местах, так что строки 050 разделов 2 и 2.1 должны быть равны.
2. Строка 030 раздела 2 в отчете за год должна быть равна разнице строк 190 и 080 раздела 2 за предыдущий год.
3. Если сумма полученных доходов (строка 010 раздела 2) больше, чем сумма произведенных расходов (строка 020 раздела 2), то в отчетном периоде строка 040 раздела 2 должна быть равна разнице строки 010 и строки 020 раздела 2. Если же, наоборот, расходы выше доходов, то разницу строк 020 и 010 нужно записать в строку 041 раздела 2.
4. В годовом же отчете нужно принять во внимание еще и строку 030 раздела 2 "Сумма разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога за предыдущий налоговый период".
5. За отчетный период строка 040 должна быть равна строке 060 раздела 2. В годовом же отчете налоговая база по строке 060 должна быть равна разнице строк 040 и 050 раздела 2.
6. Чтобы посчитать налог, нужно умножить налоговую базу на ставку налога. А значит, строка 080 раздела 2 должна быть равна произведению строк 060 и 070 раздела 2.
7. Минимальный налог считается только за год, поэтому в отчетных периодах строка 100 раздела 2 должна быть равна нулю. В годовом же отчете, если у фирмы убытки, и она считает налоговую базу по методу "доходы минус расходы", минимальный налог рассчитывается, как произведение суммы полученных доходов на ставку минимального налога (1%). Или строка 100 раздела 2 равна произведению строк 010 и 090 раздела 2.
8. При выборе объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" сумму налога нельзя уменьшать на пенсионные взносы и больничные. Следовательно, сумма в строке 150 графы 4 раздела 2 должна быть равна сумме в строке 080 графы 4 раздела 2.
9. В строке 160 нужно указать налог, начисленный за предыдущие отчетные периоды. Его сумма должна быть равна сумме строк 170 минус сумма строк 180 за предыдущие отчетные периоды.
10. Если в отчетном периоде сумма налога к уплате (строка 150 раздела 2) больше, чем в предыдущие отчетные периоды (строка 160 раздела 2), значит, налог к уплате за отчетный период (строка 170 раздела 2) будет равен разности строк 150 и 160 раздела 2. Если же сумма в строке 150 меньше, чем в строке 160, то разницу строк 160 и 150 раздела 2 нужно записать в строку 180 раздела 2.
11. Как было сказано выше, минимальный налог нужно рассчитывать только по итогам года, поэтому в отчетных периодах сумма по строке 190 должна быть равна нулю.
12. Если за год минимальный налог (строка 100) получился больше единого (строка 080), то в строку 190 переносим значение из строки 100 раздела 2.
13. Теперь проверьте, правильно ли вы указали сумму единого налога к уплате. Строка 030 раздела 1 должна быть равна строке 170 раздела 2, как по ежеквартальным, так и по годовому отчету. Либо строке 190 раздела 2 по итогам года, если ваша фирма платит минимальный налог.
14. Если по итогам отчетного периода, вам остался должен бюджет, проверьте сумму налога к уменьшению. Строка 060 раздела 1 должна быть равна строке 180 раздела 2.
Но даже если все контрольные соотношения у вас в порядке, не стоит расслабляться. При проведении камеральной проверки инспектор может обратиться к данным и других отчетов. Сумму пенсионных взносов он может проверить, взяв данные из вашего пенсионного расчета, а также сверить данные декларации по единому налогу с карточками лицевых счетов.

***************************************************************

Налоговые поблажки приводят к новым проблемам
Н.В. Горшенина, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"

Одна из липецких инспекций не признала убытки, понесенные организацией в прошлом периоде. Принимая такое решение, ревизоры руководствовались якобы устным указанием "из области". Какова подоплека подобной "установки", читайте в статье.

Серая схема от инспектора
Липецкая фирма в декларации за 2004 год показала уменьшение налоговой базы на сумму убытка за 2003 год. Налоговые инспекторы для камеральной проверки декларации потребовали принести всю первичку фирмы за 2004 год. Но, как выяснилось позднее, ревизоров интересовали в основном те документы, где проходили крупные суммы. Проверка прошла без проблем, за исключением одного момента: контролеры не признали только уменьшение прибыли на сумму убытка, полученного за 2003 год. Представитель инспекции мотивировала это тем, что, согласно статье 252 Налогового кодекса, сформировавшие убыток расходы являются экономически необоснованными, так как не принесли дохода. На замечание бухгалтера фирмы, что так можно не признавать любой убыток, инспектор сказала: "Нам пришло устное указание "из области" не признавать со ссылкой на статью 252 никакие убытки прошлых лет, кроме экспортных".
Организация представила в налоговую свои возражения. Через две недели на них пришел своеобразный ответ с приглашением бухгалтера на приватную беседу с начальником отдела камеральных проверок. Она предложила фирме забрать свои возражения и сдать две уточненные декларации по налогу на прибыль. Одну - за 2003 год, при этом сумму убытка необходимо отнести на 97-й счет как расходы будущих периодов. Другую . за 2004 год, там убыток следует не показывать отдельной строкой, а списать его как расходы. Соответственно на лицевом счете организации инспекция доначисленный за 2004 год на сумму убытка налог убирает, пени не начисляет, а штраф снимает. Начальник отдела камеральных проверок предупредила: если фирма откажется от предложения и пойдет в суд, то к ним приедет уже выездная проверка, и тогда, по выражению инспектора, будут "ломать копья".
Произошедшее в Липецкой области журнал "Расчет" попросил прокомментировать начальника налогообложения прибыли Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Валентину Буланцеву. "Не может быть такого указания", . убежденно сказала она. Однако, немного помедлив, предположила, что это, возможно, самостоятельные "защитные реакции" субъектов Российской Федерации на грядущие изменения.

Удар по регионам.
В следующем году благодаря статье 5 Федерального закона от 6 июня 2005 г. ≤ 58-ФЗ (Далее - Закон ≤ 58) размер переносимого убытка будет ограничен уже не 30, как сейчас, а 50 процентами налогооблагаемой прибыли. А в 2007 году это ограничение из статьи 283 Налогового кодекса исчезнет вовсе. То есть на покрытие убытка можно будет направить всю текущую налогооблагаемую прибыль.
Тем временем основная часть налога на прибыль идет в региональные бюджеты, которые от этой поблажки фирмам, безусловно, пострадают. Это не понравилось депутатам и сенаторам еще на стадии проекта. Депутаты сказали: мы же тогда не соберем в бюджеты ничего. Несмотря на то что поправка вступит в силу только в следующем году, губернаторы уже сейчас озабочены тем, что потеряют бюджетообразующие доходы, и просят вообще отменить льготу по переносу убытка на будущее без ограничения. Это приведет к перераспределению налога на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов.
Ну а пока этого не произошло, убытки, которые фирмы скоро будут переносить на будущее без ограничений, могут стать для региональных бюджетов "непереносимыми" . в прямом смысле этого слова. Отсюда и "защитные реакции", как назвала то, что творится в Липецкой области, Валентина Буланцева. От подобного не застрахованы и фирмы в других регионах. Расчет понятен: авось кто-то предпочтет не нарываться на неприятности от "своей" инспекции и заплатит доначисленное . вот и бюджетам подмога.

.и новые трудности для фирм
Уже в следующем году у инспекторов появится повод утверждать, что расходы можно признавать только тогда, когда они принесут доход. По крайней мере, именно так в ФНС воспринимают положение, которым 1 января 2006 года благодаря Закону ≤ 58-ФЗ пополнится второй абзац пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса. Сейчас он гласит: "Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок". Дополнение таково: "Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно".
"Эту фразу можно трактовать как увязку между получением доходов и расходами, - объясняла на одном из недавних семинаров зам руководителя Управления налогообложения прибыли ФНС Елена Попова. . То есть сейчас, если невозможно исходя из условий сделок привязать те или иные расходы (к определенному периоду), то они признаются единовременно в составе косвенных расходов. А это (новое) положение можно трактовать так, что налогоплательщик может самостоятельно распределять те или иные расходы, если иное условиями сделки не определено, но четко при этом должен увязывать их с доходами, которые будут получены в течение отчетного налогового периода".
Инспекторы согласятся с единовременным списанием расходов только в том случае, когда время их использования условия сделки не фиксируют, а связь с доходами определить невозможно. В борьбе с переносом убытка инспекции станут оспаривать не экономическую оправданность сформировавшего его затрат, а период их признания, утверждая, что их нужно было признать в другом периоде . в котором они принесли доходы. Это тот же перенос, но уже не убытка, а расходов, которые при таком подходе могут прийтись и на другой период, а не на тот, когда принесли фирме убыток.
Правда, если убытку больше трех лет, то оспорить законность его формирования инспекция уже не сможет . ведь она будет не вправе проверить расходы и доходы того периода, в котором этот убыток сложился (ст. 87 НК). В соответствии с пунктом 4 статьи 283 Налогового кодекса фирма, конечно, обязана хранить документы, подтверждающие объем убытка, в течение всего срока, в котором она уменьшает на их сумму текущую налоговую базу. Но, во-первых, он не уточняет, что это за документы (ими могут быть и просто декларации по налогу на прибыль, или регистры налогового учета), во-вторых, инспекция не уполномочена проводить проверку периода, находящегося за пределом трехлетнего срока.